Оборотные средства фирмы: понятие, показатели наличия, состояние использования.
Оборотные средства — это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывность хозяйственной деятельности фирмы. Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда и орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Эти фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе одного производственного цикла. В процесс производства оборотные производственные фонды делятся на: 1. оборотные производственные фонды, существующие в производственных запасах( сырье, покупные полуфабрикаты, запасные части для ремонта, топливо и энергия, тара и тарные материалы); 2. в процессе производства (незавершенное производство; полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов).
Фонды обращения хотя и не участвуют непосредственно в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. Характер и сфера их функционирования создают предпосылки для выделения их в самостоятельное понятие – «фонды обращения».
Оборотные производственные фонды и фонды обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем – в производственную, снова в товарную и денежную. Движение оборотных производственных фондов и фондов обращения носит одинаковый характер и составляет единый процесс. Это дает возможность объединить оборотные производственные фонды и фонды обращения в единое понятие – оборотные средства.
Функция оборотного капитала состоит в платежно-расчетном обслуживании кругооборота материальных ценностей на стадиях приобретения, производства и реализации. В этом случае движение оборотных производственных фондов в каждый момент времени отражает оборот материальных факторов воспроизводства, а движение оборотного капитала – оборот денег, платежей.
Показатели скорости оборачиваемости Оборот ср-в:
1. Коэф-т оборачиваемости – показ-ет кол-во оборотов за опр период
Отношение объема реализ прод-ии к средней сумме оборот средств за тот же период
2. Длительность одного оборота – кол-во календ дней делим на коэф оборачиваемости
3. Коэф закрепления – обратный показатель первому. Сколько оборот срхв приходится на 1 рубль реализ-ой продукции.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
Б-н пол-ка - пол-ка гос-ва в обл. налогооблож-ия и гос расходов, направленных на поодержание некот опр уровня занятости, стаб-ти эк-ки, подъема ВВП и т.д.
два типа фискальной политики государства: дискреционная фискальная политика и недискреционная.
Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей.
Основные инструменты дискреционной политики:
• изменение объема налоговых изъятий, отмена налогов или изменение налог ставки.
Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или, наоборот, снизить располагаемый доход в период бума;
• осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;
• реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование.
Сдерживающая политика - увеличение налогов и сокращение правительственных расходов.
стимулирующая политика- снижение налогов и увеличение государственных расходов.
Недискреционная фискальная политика – автомат-ое изменение налогов и гос рас-ов, вызываемое переходом самой эк-ки из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ.
инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, прогрессивный подоходный налог,
субсидии фермерам, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики.
Ближайшее времяб-н пол-ка нацелена на восст-ие стаб. функц-ия эк-ки после кризиса, стим-ие кредитования реального сектора, перестройку предприятий на работу в новых внеш и внутр условиях при обяз-ом исп-ии принятых расходных обяз-в РФ.
для развиитя эк-ки инновац типа планируется осущ-ть гос поддержку иннов проектов и развитие совр инновац структуры.
при формировании нал пол-ки учит-ся необход-ть технологич обновления и модернизации пр-ва т. и у. как основ. условие посткризисного развития рос. эк-ки.
поддержка инновац и модернизац процессов во всех секторах эк-ки - 1 из глав целей нового этапа наог реформы.
поэтому мобил-ия налог дох-в будет произведена за счет ув-ия нал нагрузки на добывающие сектора эк-ки, отмены неэффект-ых налог льгот и ув-ия кач-ва налог администрирования,
что предполагает соверщенствование порядка предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов.
Факторы производства.
Труд, земля, капитал
Ресурсы природные (нефть, газ, уголь), финансовые, трудовые (все трудоспособ. люди)
Рес-сы применяемые в пр-ве – есть факторы
Факторы – рес-сы в действии, используемые рес-сы
Эк-ое преим-во в обрабат а не в добывающей отрасли РФ
Капитал машины оборуд-ие
Финансы деньги исп в пр-ве
Труд ,все занятые в пр-ве
Пр-во немат благ и услуг , проив-ие ис-ва
Пр-во мат( мащины оборуд-ие) и немат (здравоохр обр=ие, к-ра ис-во)
Предприним-во тоже важно
Средства труда при -помощи чего воздействуют
Труд – совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ.
интенсивность труда -напряжённость труда, кот опр-тся степенью расходования рабочей силы в единицу времени);
производительность труда (результативность = продуктивность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени).
Капитал бывает 1) реальный (или физический) и 2) денежный, или финансовый (деньги, используемые для приобретения физического капитала).
К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал – здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. –
т.е. все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг.
Финансовый же капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством,
а выступает в качестве инструмента получения реального капитала.
Предприним. способности - важнейший про-ый ресурс. Ими обладают очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без кот организация и успешная производственная деятельность невозможны.
Предприним. функции: 1) умение правильно соединить факторы производства – труд, землю, капитал – и организовать производство;
2) умение принимать решения и брать ответственность на себя; 3) умение идти на риск; 4) быть восприимчивым к нововведениям.
Спрос и закон спроса
Спрос (D) – это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательской способности.
Величина спроса - количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Изменение величины спроса зависит от цены, изменение спроса зависит от нескольких факторов: пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей,
цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.
Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Закон спроса – обратная зависимость между ценой количеством купленного товара в течение конкретного периода времени.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
?уровень дохода потребителей - при повышении доходов спрос на большинство товаров растет;
?вкусы и предпочтения потребителей - пропаганда здорового образа жизни снижает спрос на алкогольную и табачную продукцию и повышает – на велосипеды и туристическое снаряжение;
?изменение спроса на взаимозаменяемые и дополняющие товары- повышение цен на бензин может привести к некоторому снижению спроса на легковые автомобили;
?ожидание изменения доходов и цен;
?изменение числа покупателей или масштабов рынка- уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса и наоборот.
Сокр-ние рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолж-сти жизни повышает рост на медицинские услуги.
Взаимозаменяемые товары – группа товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности.
Дополняющие товары – товары, которые не могут потребляться один без другого.
В случае если неценовые факторы ведут к увеличению спроса — кривая спроса на графике сдвигается вправо (D1-D2).
В случае если неценовые факторы ведут к сокращению спроса — кривая сдвигается влево
Эффект замещения - При снижении цены товара Х потребитель может за те же деньги купить больше товара Х. В результате изменяется структура потребления.
эффект дохода- При снижении цены товара Х потребители получают возможность воспользоваться ув-ем реального дохода – прежнее количество товара они могут купить за меньшие деньги
Парадоксы –1) цена снижается, спрос падает потому что пок-ли думают что цена еще снизится
2)Цена повыш-ся и спрос растет - ожидание повышения цены. Покупают больше золота , недвиж-ти, драг мет-ов
Изменилось кач-во товара, =спрос увеличился, а цена осталась прежней