Расчет характеристик активного торможения
Время и путь активного торможения определяются по выражениям, вытекающим из формул:
Т актив. торм. = t1 + t2
S актив. торм. = S1 + S2 + S3 [28]
здесь: t1 - время первого периода активного торможения (периода реверса движителей) (с);
t2 - время второго периода активного торможения (с);
S1 - величина сноса судна течением (м);
S2 - путь, проходимый судном за первый период торможения (м);
S3 - путь, проходимый судном во второй период торможения (м).
В свою очередь вышеуказанные величины определяются по выражениям, вытекающим из формул [29;30;31;32]:
t1 - принимается равным 25 с;
t2 = G1 E (υ1 + c) / υ02∞:
t2 0,0 = 0,836 × 608 (4,64 + 0) / 5,6 2 = 75 (с);
t2 0,2 = 0,843 × 608 (4,43 + 0) / 5,6 2 = 72 (с);
t2 0,4 = 0,849 × 608 (4,15 + 0) / 5,6 2 = 68 (с);
t2 0,6 = 0,856 × 608 (3,69 + 0) / 5,6 2 = 61 (с);
t2 0,8 = 0,862 × 608 (2,98 + 0) / 5,6 2 = 50 (с);
S1 = С × T акт. торм. [29]
S2 = μ2 υ0∞ t1 ( l - 3.63 t1 / tcв,тopм):
S2 0,0 = 1 × 5,6 × 25 (l - 3.63 × 25/1045) = 127.8 (м);
S2 0,2 = 0,962 × 5,6 × 25 (l - 3.63 × 25/999,9) = 122.4 (м);
S2 0,4 = 0,907 × 5,6 × 25 (l - 3.63 × 25/953,6) = 114.9 (м);
S2 0,6 = 0,817 × 5,6 × 25 (l - 3.63 × 25/902,2) = 102.8 (м);
S2 0,8 = 0,675 × 5,6 × 25 (l - 3.63 × 25/795,8) = 83.7 (м);
S3 = G2E (υ12 – c2) / υ02∞:
S3 0,0 = 0,407 × 608 (4,64 2 – 02) / 5,62 = 169.8 (м);
S3 0,2 = 0,411 × 608 (4,43 2 – 02) / 5,62 = 156 (м); [30]
S3 0,4 = 0,415 × 608 (4,15 2 – 02) / 5,62 = 138,5 (м);
S3 0,6 = 0,419 × 608 (3,69 2 – 02) / 5,62 = 110,6 (м);
S3 0,8 = 0,423 × 608 (2,982 – 02) / 5,62 = 72.6 (м);
В этих выражениях: μ2, Gl , G2 - вспомогательные функции глубины, определяемые по выражениям :
для судов с открытыми винтами:
μ2 = 1 - 0. 173 tH- 0.365 (tH)3
для судов всех типов: [31]
G1 = 0.836 + 0.033 tH
G2 = 0.407 + 0.020 tH
Е - модуль инерционности (м);
υ0∞ = 5,6 (м/с) – скорость полного переднего хода на глубокой воде;
t св. торм – время свободного торможения судна на данной глубине, (с);
С = 1 (м/с) – скорость течения ( "+" для движения по течению, "-" для движения против течения);
υ1 - скорость движения судна в конце первого периода активного торможения, определяемая по формуле :
υ1 = μ2 υ0∞ / (1+ 8.54 t1 / t св. торм), (м/с); [32]
υ1 00 = 1 × 5,6 / (1+ 8.54 × 25/1045) = 4,6 (м/с);
υ1 0,2 = 0,962 × 5,6 / (1+ 8.54 × 25/999,9) = 4,43 (м/с);
υ1 0,4 = 0,907 × 5,6 / (1+ 8.54 × 25/953,6) = 4,15 (м/с);
υ1 0,6 = 0,817 × 5,6 / (1+ 8.54 × 25/902,2) = 3,69 (м/с);
υ1 0,8 = 0,675 × 5,6 / (1+ 8.54 × 25/795,8) = 2,98 (м/с);
После анализа расчетных таблиц и графиков зависимостей делаем вывод по инерционным характеристикам судна (состава).
Результаты расчета характеристик активного торможения представляются в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Расчет характеристик активного торможения
tH | — | 0.0 | 0.2 | 0.4 | 0.6 | 0.8 | ||
Н | М | ∞ | 9,5 | 4,8 | 3,1 | 2,4 | ||
μ2 | — | 0,962 | 0,907 | 0,817 | 0,675 | |||
G1 | — | 0,836 | 0,843 | 0,849 | 0,856 | 0,862 | ||
G2 | — | 0,407 | 0,411 | 0,415 | 0,419 | 0,423 | ||
t св. торм | С | 999,9 | 953,6 | 902,2 | 795,8 | |||
S2 | М | 136,9 | 122,4 | 114,9 | 102,8 | 83,7 | ||
течение отсутствует, С = 0 | ||||||||
t2 | С | |||||||
Т актив. торм. | С | |||||||
S1 | М | |||||||
S3 | М | 169,8 | 138,5 | 110,6 | 72,6 | |||
S акт торм | М | 297,6 | 278,4 | 253,4 | 213,4 | 156,3 | ||
движение по течению, С = + 1 | ||||||||
t2 | С | 91,4 | 88,4 | 84,7 | 77,8 | 66,5 | ||
Т актив. торм. | С | 116,4 | 113,7 | 109,7 | 102,8 | 91,5 | ||
S1 | М | 116,4 | 113,7 | 109,7 | 102,8 | 91,5 | ||
S3 | М | 161,9 | 148,4 | 130,5 | 102,5 | 64,2 | ||
S акт торм | М | 406,1 | 384,5 | 355,1 | 308,1 | 239,4 | ||
движение против течения С = - 1 | ||||||||
t2 | С | 58,9 | 56,0 | 51,8 | 44,6 | 33,1 | ||
Т актив. торм. | М | 83,9 | 81,0 | 76,8 | 69,6 | 58,1 | ||
S1 | М | -83,9 | -81,0 | -76,8 | -69,6 | -58,1 | ||
S3 | С | 161,9 | 148,4 | 130,5 | 102,5 | 64,2 | ||
S акт торм | М | 205,84 | 189,8 | 168,6 | 135,7 | 89,8 | ||
По результатам расчета, приведенным в таблице 2.7, строятся графики зависимостей Такт. торм = f (H), S акт. торм = f (H). Рисунки 5,6,7
Рис.5 – Зависимость параметров активного торможения от глубины при движении в стоячей воде
Рис.6 – Зависимость парметров активного торможения от глубины при движении по течению
Рис.7 – Зависимость параметров активного торможения от глубины при движении против течения
Вывод: Из графика пути и времени разгона (Рис. 4) судна видно, что при увеличении глубины эти параметры возрастают бесконечно приближаясь, но не достигая каких-то конкретных величин. Малая величина пути и времени разгона говорит о хороших скоростных и маневренных качествах судна.
Из графика пути и времени свободного торможения (Рис. 5) видно, что эти параметры увеличиваются при возрастании глубины судового хода. При больших глубинах они стремятся к каким-то определенным значениям, но никогда их не достигают. Иначе говоря, большой путь свободного торможения свидетельствует о хороших гидродинамических качествах судна.
Из графиков пути и времени активного торможения (Рис. 6) видно, что эти величины увеличиваются с возрастанием глубины, стремясь к каким-то определенным значением, но никогда их не достигая.
Также на все выше перечисленные величины влияет скорость течения: при ее увеличении также увеличиваются и все параметры (Траз ; Sраз ; Т св. торм. ; Sсв. торм.; Такт. торм ; S акт. торм.)
При выполнении судном маневров судоводитель должен знать инерционные качества судна при данных условиях (глубине судового хода, скорости течения и т.д.).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ