Занятие 2 СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
Картушина М.Ю.
К72Конспекты логоритмических занятий с детьми 2— З лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с. — (Логопед в ДОУ).
ISBN 978-5-89144-772-1
В пособии предлагаются методические разработки 36 логоритмических занятий для детей первой младшей группы, в основе которых лежит комплексно-игровой метод. Занятия построены в соответствии с лексическими темами на сказочном сюжете. Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Сборник содержит авторские игры.
Пособие адресовано музыкальным руководителям, логопедам, воспитателям групп раннего возраста и педагогам обычных и коррекционных детских садов.
УДК 376 ББК 74.102
Картушина Марина Юрьевна КОНСПЕКТЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2—3 ЛЕТ
Редактор СВ. Попова Корректоры Т.Э. Балоунова, Л.Б. Успенская Художник обложки Е.В. Kycmapoea Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г. Подписано в печать 18.12.06. Формат 60 х 90'. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 8,0. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 9043.
Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05
Отпечатано в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.
978-5-89144-772-1 © ООО «ТЦ Сфера», 200*
От автора
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под Ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту
звуков, обогащается словарь детей. Поскольку внимание детей третьего года жизни становится более устойчивым, продолжительность занятия увеличивается до 15—20 мин. При проведении нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Логоритмические занятия проводятся 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Месяц | № п/п | Название занятия |
Сентябрь | Встреча с белочкой в осеннем лесу | |
Сидит белка на тележке | ||
Кто грибок найдет? | ||
Гости | ||
Октябрь | В огороде заинька | |
Зайкина капуста | ||
Лучшая игра | ||
ос | Утенок и его друзья | |
Ноябрь | Про кота | |
Кот Василий | ||
Кот и кошка | ||
Утки — беленькие грудки | ||
Декабрь | Зайчик в гостях у ребят | |
Зайкин дом | ||
Белкина помощница | ||
Чудо-елка | ||
Январь | Подарки Дедушки Мороза | |
Птичья елка | ||
Мороз и птички | ||
Танюшка | ||
Февраль | Вкусная каша | |
Аленушка и лошадка | ||
Лошадка | ||
Капризная внучка | ||
Март- | Хозяюшка | |
Котенок и щенок | ||
Про собачку | ||
Таня пропала | ||
Апрель | Верные друзья | |
Про петушка | ||
Уточка и курочка | ||
Цыплячий переполох | ||
Май | Радуга-горка | |
Майский день | ||
Про зеленую лягушку | ||
После дождя |
КОНСПЕКТЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушки: машина, белочка; зонт; осенние листья для каждого ребенка; орех, шишка, гриб, ягодка; запись шума дождя.
Воспитатель. Вот и настала осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми, часто идет дождик. Давайте, ребята, поедем на машине в осенний лес. (Показывает машину.)
Воспитатель исполняет песню «Машина» Ю. Слонова (сборник «Музыка в раннем детстве», с. 7). Дети сидят на стульчиках и как будто держат в руках руль. Под песню они слегка покачивают кулаками и подпевают взрослому.
На машине покачу,
Всех сегодня прокачу:
Оленьку, Сережу
И Мишутку тоже.
Би-би-би, би-би-би...
Приехали!
Л. Башмакова
Приехали мы в лес. В лесу деревья красивые. Листочки на них красного и желтого цвета. (Показывает кленовый листок.)
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок, постой!
В. Берестов
Листочки хотят потанцевать с ребятами. Ну-ка, дети, подставляйте свои ладошки.
Танец с листьями (см. приложение, с. 106) Ребята, посмотрите, на веточке сидит белка. (Показывает игрушку.)
Сказка лесная.
Белка живая
Скачет по соснам,
Хвост развевая.
Деток с собою
Зовет на прогулку.
Вместе попрыгать
Ловко и метко
С ветки на ветку,
С ветки на ветку!
3. Александрова
Дети, попрыгаем как белочки.
Дети прыгают на обеих ногах по залу врассыпную.
Белочка осенью трудится, делает на зиму запасы ягод, грибов и орехов.
Листопад, листопад.
Белка прячет в листья клад:
Желуди, грибочки
Для сынка и дочки.
Е. Михайленко
У белочки лапки маленькие, но она много собрала лесных даров (показывает). Вот орешек, вот ягодка, вот шишка, вот грибок. У нас ручки тоже маленькие, но многое умеют
делать. Покажите, какие у вас умелые ручки.
Воспитатель. Ой, дети, дождь начался. Белочка спряталась в дупло. А мы, чтобы не промокнуть, спрячемся под зонтом. (Раскрывает зонтик.)
Дождь идет, и мы идем
Под малиновым зонтом.
По зонту стучат дождинки,
Но сухие наши спинки.
В. Степанов
Песня «Дождик» (см. приложение, с. 107)
Под зонтом мы дошли до нашей машины. Поедем домой. До свиданья, лес!
Дети уходят, двигаясь друг за другом топающим шагом, под песню «Машина» Ю. Слонова.
Занятие 2 СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
ОБОРУДОВАНИЕ
Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: веточка орешника, белка, сидящая на тележке с орехами, лиса, воробей, синица, медведь, зайчик, пять орехов; осенние листья для каждого ребенка; игрушки: птичка на веревочке, мишка; корзинка с орехами; запись лирической русской народной мелодии.
Воспитатель. Дети, посмотрите: на улице дождик идет. Это потому, что настала осень.
Дождь по улице идет, мокрая дорога,
Много капель на стекле, а тепла немного.
Как осенние грибы, зонтики мы носим,
Потому что на дворе наступила осень.
В. Семернин
Попросим дождик не капать больше. Мы хотим гулять.
Песня «Дождик» (см. приложение, с. 107)
Воспитатель. Дождик кончился, поедем опять в лес на машине.
Песня «Машина» Ю. Слонова (сборник «Музыка в раннем детстве», с. 7)
Дети двигаются по залу топающим шагом.
Воспитатель. Остановка. Приехали! (Выкладывает на фланелеграф картинку веточки орешника с орешками.)
А ну-ка, посмотрите, детки, —
Орехи выросли на ветке!
Настало время в лес шагать.
Айда! Пойдем орехи рвать!
А. Аблоухова
Самой первой к орешнику прискакала белочка и нарвала много-много орехов. Целую тележку насыпала. (Выкладывает на фланелеграфе картину белочки, сидящей на тележке-) Подошли к ней другие звери. Они тоже хотят орехами полакомиться. (Выкладывает на фланелеграфе картинку лисы.)
Рыжая лисица —
Лесная танцовщица.
С веточки листок сорвет,
Потанцует, попоет.