Методика обучения основным элементам экзерсиса
У станка:
ДЕМИ ПЛИЕ, ГРАНД ПЛИЕ
Plie — общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание».
Plie исполняется по пяти позициям; сначала оно делается в половинном размере — demi plie, а затем переходят на grand plie, или большое приседание, но не раньше, чем будет хорошо усвоено demi plie.
Plie присуще всем танцевальным движениям, оно встречается в каждом танцевальном раs, ему нужно уделить совершенно особое внимание при исполнении экзерсиса.
исходное положение demi plie grand plie
При изучении plie необходимо соблюдать следующие правила: распределять тяжесть тела не только равномерно на обе ноги, но и на обе ступни, т. е. не налегая на переднюю часть ступни, что мы часто замечаем у учащихся, имеющих природный икс (генувальгум).
Сначала нужно тщательно изучить demi plie, которое исполняют не поднимая пятки от пола. За этим надо внимательно следить, так как именно удерживание пятки на полу прекрасно развивает сухожилия и связки голеностопного сустава. Не следует приступать к изучению plie непосредственно за demi plie, нужно закрепить его развитие путем упражнений battements tendus по I и V позициях с demi plie. Как при demi plie, так и при большом plie чрезвычайно важно усиленно открывать колени, т. е. соблюдать полную выворотность всей ноги, причем особенно надо следить за верхней частью от бедра до колена. Колено сгибается всегда по направлению к носку. Как можно дольше удерживать пятки, не отрывая от пола при большом plie. Когда дальше уже невозможно растягивать сухожилия ног, отделить пятки от пола не сразу толчком, а поднять их мягко и постепенно. Долго задерживать пятки поднятыми от пола нельзя; начиная подниматься, следует опустить первыми пятки без всякой задержки, слитно.
По II позиции пятки не поднимаются от пола, поскольку в таком положении можно присесть глубоко, не отрывая пяток. Ноги раздвинуты на расстояние одной ступни — такое небольшое раздвижение ног наиболее выгодно для развития их гибкости. Но при этом plie отнюдь не следует выпячивать ягодицы, так как это дает неправильную форму движению и не вырабатывает достаточной выворотности бедра, которая должна достигаться этим plie. Достигнув крайней точки plie при опускании вниз, не следует задерживаться на ней ни одной секунды, а немедленно начать выпрямляться. Оставаясь «сидеть» на plie, вы не только не вырабатываете энергии мускулов, пружинистости всей ноги, а, наоборот, даже приобретаете вялость этих рычагов прыжка. Опускание до крайней точки plie длится столько же времени, сколько и поднимание, и происходит равномерно.
BATTEMENTS TENDUS, GETE (батман тондю, жете)
Эти battements — основа всего танца. Они найдены так гениально, что кажется, их создатель проник в самую суть строения и функций связочного аппарата ноги. Простой пример из повседневной жизни танцовщицы доказывает это. Когда танцовщица во время танца слегка подвернет ногу и от ощущения неловкости не может на нее ступить, стоит ей тщательно проделать battements tendus, как нога легко восстанавливает свою работоспособность.
Недаром также принято перед танцем делать battements tendus, чтобы «разогреть ноги», как обычно говорят. Ноги не только разогреваются этим движением, они приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей им деятельности, особенно в allegro. Когда видишь, что нога идет неправильно, легко догадаться, что танцовщица своевременно не была воспитана на строгих battements tendus.
Battement tendu simple. С I позиции, так как это менее сложно, но надо соблюдать те же правила, как и при описываемом далее battement tendu simple с V позиции, только возвращаться всякий раз нужно обратно в I позицию.
При первоначальном изучении battement tendu simple с V позиции ноги в V позиции, правая впереди. Рука раскрыта во II позицию. Упор всего тела на левой ноге, правая действует свободно и не несет его тяжести. Правая нога скользит вперед, не отрывая носка от пола. Движение начинают всей вытянутой ногой, сохраняя, насколько возможно, выворотной пятку (это дает некоторое ощущение, что начинает движение пятка, а затем продолжает носок).
При небрежном исполнении этого движения часто наблюдается, как нога, скользя носком по полу, ранее, чем достигнуть предельно вытянутыми пальцами и подъемом конечной точки, отрывается от пола и затем упирается в него. Таким исполнением нарушается достижение правильной выработки этого движения. Нужно все время строго сохранять выворотность. В момент возвращения ноги на место необходимо как можно выворотнее ставить ступню, достигая тщательно V позиции. Носок следует движению не пассивно, а подчеркивает свое возвращение на место — к пятке левой ноги, что и дает артистическую отточенность движению.