Оссинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: [email protected]

се врут календари?

Историко-литературное расследование биографии календаря

и истории летоисчисления.

Я - Время. Я вселяю ужас.
Я - добро и зло. Я - счастие и горе...
Нет перемен во мне: таким же было
Я на заре далекой мирозданья;
Я видело начало всех начал, -
При мне круговорот века свершали;
И наши дни я тож покрою пылью... (У. Шекспир)

Очень долго человечество не могло разобраться с ходом времени. Хотя сегодня кажется, что календарь существовал чуть ли не от сотворения мира. Но это не так.

В каменном веке время определяли по положению светил, именно для этого был построен знаменитый Стонхендж. А само слово «календарь» появилось лишь в Древнем Риме и означало оно долговую книгу.

Как же древние люди с высокой точностью умудрялись определять положе­ние Солнца, Луны и звезд? В чем заключается загадка Стонхенджа и что представляет собой Камень Солнца ацтеков? Почему в календарях майя было целых три года вместо одного? И почему несколько древнеегипетских фарао­нов, пытаясь провести кален­дарную реформу, поплатились за это жизнью?

Отчего Древний Китай жил по двум календарям, а древние римляне так запутались в летоисчислении, что это даже дало право Вольтеру сказать, что «римские пол­ководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случилось»?

Чем удобен календарь Юлия Цезаря? Почему он считается его главным достижением за все 5 лет его правления?

В чем смысл средневекового летоисчисления «от Рождества Христова»?

Почему Папа Григорий XIII всем, кто не примет григорианский ка­лендарь, угрожал отлуче­нием от церкви? И почему в мире все гром­че звучат голоса недоволь­ных уже григорианским ка­лендарем?

Как связана с изобретением календаря смерть на гильотине французского депутата Фабра д' Эглантина?

По какой причине календарь Якова Брюсова переиздавался в России без малого 200 лет, и к чему призывали календари издателя Ивана Сытина?

Как долго еще чело­вечеству придется путаться в этих календарных лаби­ринтах?

Давайте в преддверии нового 2017 года попытаемся ответить на все эти вопросы в ходе историко-литературногорасследования «Биография календаря».И сделаем этовместе с читателями библиотеки «Фолиант» МБУК ТБК и активистами ее литературного клуба «Прикосновение».

Обсерватории каменного века

Сначала было коле­со с четырьмя спица­ми - так древние люди представляли движение времени и четыре сезона, которые сменяли друг друга неизбежно,как судьба. Недаром греческий Хронос-Крон был богом и времени, и судьбы, а латинское tempus («время») происходит от индоевропейского глагола tер - «двигаться».

Постепенно эта немудреная схема перестала устраивать людей - им нужно было точно знать, когда сеять, собирать, выгонять скот на пастбище. Промедление на пару-тройку дней вело к убыткам, а порой и к голодной смерти.

Первым помощником стала Луна, фазы которой повторялись каждые 30 дней; эти циклы стали называть «месяцами». Но это мало помогало - сме­на времен года от Луны никак не зависела. Тогда на помощь пришло Солнце. Наблюдая за небом, мудрецы заметили, что светило двигается, проходя ежегодно один и тот же звез­дный маршрут, который позже назвали зодиаком. Опреде­лив положение Солнца среди звезд, можно было вычислить место дня в году.

Стонхендж, построенный око­ло 1700 года до н.э., исполь­зовался именно для таких вы­числений. И там, и в других мес­тах измерениями времени за­нималась каста жрецов, передававшая знания из поколе­ния в поколение.

Стонхендж долго связывали с тайными ритуалами друидов, древних кельтских жрецов. Он считался центром культа мертвых, где обряды проводились при точ­но определенном положении светил. Было это или нет?

Впервые мысль об этой связи обнародовал Джон Обри,английский антиквар 17 века, описавший многие детали этого сооружения, включая кольцо из 56 мелких ям, названных его именем. Его теория очень способствовала росту популярности мегалита.

Однако красивая легенда разбилась о факты. Друиды появились в Англии в последние века дохристианской эры - через две с лишним тысячи лет после закладки Стонхенджа. К 300 г. до н.э., когда здесь процветала кельтская культура, памятник уже был в руинах. Но и сегодня последователи древних друидов собираются у Стонхенджа в июне и декабре - праздновать летнее и зимнее солнцестояние.

Так кто же построил Стонхендж?

Столетия назад возведение мегалита легко объясняли колдовством. Типичная для 12 века легенда гласит, что он построен «не силой, а искусством Мерлина». Позднее конструкция мегалита так потрясла археологов, что они стали приписывать его сооружение мастерству высокоразвитых колонистов. Их родиной называли Микены, один из древнейших центров материковой Греции, а также Бретань на северо-западе Франции. Там тоже стоят мегалиты, хотя и менее впечатляющие.

В 1960-х г.г. археологов шокировали данные радиоуглеродной датировки, показавшие, что строительство Стонхенджа началось примерно в 3000 г. до н.э.. Т.е. задолго до микенского периода.

Точнее говоря, его возводили поэтапно на протяжении 1500 лет, причем позднейшие переселенцы переделывали исходную структуру.

Стонхендж -1 - это земляной вал с кольцом из 56 лунок вдоль внутреннего края. Стонхендж -2, заложенный около 2000 года до н.э., - двойное кольцо из огромных валунов. Примерно в 1500 году до н .э. его сменил Стонхендж -3: круг диаметром 30 м из 30 «колец», перекрытых сверху соединенными в шпунт каменными плитами.

Внутри него стоят подковой 5 трилитов - «ворот» из 3-х валунов в виде буквы «П». Эти валуны расширяются в средней части, как колонны многих античных храмов. При взгляде снизу создается иллюзия большой высоты. Однако основное впечатление производят габариты валунов - кому-то пришлось с ними здорово повозиться!

Не все археологи верят, что люди каменного века, не знавшие ни металлических орудий, ни письма, были способны на столь сложные проекты, требовавшие не только колоссального труда, но и выдумки.

Голубой песчаник, из которого построен Стонхендж -2, доставлен за 380 км из Уэльса, на плотах и салазках. Позднее было доказано, что, если использовать бревна, как катки, то это возможно.

Более крупные (до 50 кг весом) «сарацинские камни» Стонхенджа -3 были взяты поблизости в радиусе около 30 км. Похоже, их волокли по одному бригады до 1000 человек. Потом эти камни обрабатывали каменными рубилами и устанавливали в глубокие ямы на свои места, используя рычаги и канаты.

Стонхендж долго считали святилищем, ведь бытового мусора типа черепков рядом не обнаружено. Фантастические теории множились до 1963 года, когда британский астроном Джералд Хокинс предложил наиболее популярное сейчас объяснение. Он заметил, что, если стоять в центре круга, различные небесные тела появляются над теми или иными камнями с определенной закономерностью.

Используя астрономические данные, относящиеся к тому времени, когда строился Стонхендж, Хокинс с помощью компьютерного моделирования подтвердил свою догадку. Так, в день летнего солнцестояния, важную дату для древних земледельцев, светило вставало над одним из самых крупных валунов. Возможно, Стонхендж на самом деле служил календарем или обсерваторией и, действительно, относится к древнейшим попыткам людей следить за временем.

Однако эта теория удовлетворяет не всех. Некоторые археологи полагают, что Стонхендж нужен был для предсказания солнечных затмений. Это предполагает не только календарную, но и малопонятную религиозную и социальную функции.

Скорее всего, загадки мегалита исчезнут только вместе с ним самим. Как заметил в свое время американский писатель Генри Джеймс:«Вы хотите задать этим грубо обтесанным гигантам сотни вопросов… Однако любопытство умирает, окутанное непроницаемым саваном из охватившей их солнечной тишины».

Такие же «обсерва­тории каменного века»уче­ные нашли и в других уголках мира.

Знаменитый Камень Солнца, хранящийся в Национальном музее Мексики, часто называют ацтекским календарем. На самом деле это краткая история мира - четыре прошлые эпохи и нынешняя, над которой властвует бог солнца Тонатиу, изображенный в центре.

До сих пор неясно, как древние люди научились с такой высокой точностью определять положе­ние Солнца, Луны и звезд, но использовалось оно в двух це­лях - хозяйственной и религи­озной.

Индейцы майя: хранение времени

У индейцевмайя временем ведали тоже жрецы. В их календарях было целых три года - «цолькин» из 260 дней, «тун» из 360 и «хааб» из 365.

Причем продолжительность последнего была рассчитана точнее, чем в современном ка­лендаре, и отставала от точ­ного астрономического года всего на 22 секунды. Такие ре­зультаты были достигнуты многовековыми наблюдения­ми жрецов за светилами с вер­шин пирамид.

Вся история майя, высеченная на камен­ных стелах, была перечисле­нием дней календаря, начиная с сотворения мира - 13 авгус­та 3113 года до н. э. и кончая его гибелью -21 декабря 2012 года. Ждать конца света в этот день вряд ли стоит, но кое-кто наверняка неплохо наживется на мрачных прогнозах.

Календарь майя был настолько сложен, что в нем могли разо­браться только жрецы. Каждый день в нем имел бога - покро­вителя и собственное сложное название. Например, 1 янва­ря 2010 года в календаре майя именуется днем 12.19.15.17.8,8 Ламат, 11 Канкин.

Жрецы майя имели с календаря свой до­ход, всячески внедряя мнение о том, что в конце каждого цикла боги собираются унич­тожить мир, и только обиль­ные жертвы могут этому по­мешать. Каждым из дней за­ведовал особый бог, и ему также следовало приносить жертвы, чтобы день прошел благополучно.

О клятве египетских фараонов, восточном календаре

и победах римских полководцев

В Древнем Египте «храни­тели времени» ценились осо­бенно высоко, поскольку толь­ко они умели с точностью до дня определять дату разлива Нила, от которого зависел бу­дущий урожай. Жрецы вычислили, что перед самым раз­ливом на небе появляется ярчайшая звезда Сотис, то есть Сириус. С этого и начинался древнеегипетский год из 365 дней.

Однако, поскольку астрономический год состав­ляет 365 дней и 6 часов, с те­чением лет разлив Нила стал отставать от предсказанно­го жрецами. Несколько фарао­нов, пытаясь провести кален­дарную реформу, поплатились жизнью. Жрецы оказались сильнее, и каждый царь, всту­пая на трон, был вынужден да­вать клятву, что не будет ме­нять длину года.

Древний Китай жил по двум календарям - политическому, начинавшемуся в год вступле­ния на престол новой динас­тии, и древнему лунному ка­лендарю с 60-летним циклом, сочетающим 12 животных (они же знаки зодиака) и пять стихий. Этот календарь жи­вет на Востоке до сих пор, да и мы покорились ему, радост­но встречая год Желтого кро­лика или Синей крысы.

В Риме долгое время лун­ный календарь, в котором было 354 дня, пытались сов­местить с солнечным. В ито­ге с календарями возникала такая путаница, что, по сло­вам Вольтера, «римские пол­ководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случилось».

Вдоба­вок римляне не нумерова­ли дни месяца, а отсчитыва­ли их от особых вех - календ, нон и ид. Календы, первое число месяца, были также днем возврата долгов; должников заносили в списки под названием саlеndarium, т.е. долговую книгу. Современное значение это слово приобрело лишь много веков спустя, хотя в Риме уже были таблицы с перечислением дней года и приходящихся на них праздников - их высекали в мраморе и выставляли в хра­мах как святыню.

В 46 году до н.э. Юлий Це­зарь сумел провести долгожданную реформу ка­лендаря. Завоевав Египет, он узнал там истинную про­должительность солнечного года - 365 дней и 6 часов. Эти часы надо было куда-то при­строить, и полководец нашел гениальный выход.

Он предло­жил раз в четыре года встав­лять в календарь дополнитель­ный день - шестой до мартов­ских календ, назвав его «дваж­ды шестым», то есть високосным.

Одновременно Цезарь постановил начинать год с 1 января. До этого рим­ляне начинали год с марта, а прочие народы - как боги на душу положат. Теперь же всем жителям многонациональной римской державы было пред­писано поминать в новогод­нюю ночь двуликого бога Яну­са, полустарца - полуюношу - это был лучший символ смены лет.

В благодарность Цезарю сенаторы, те самые, что че­рез два года его убили, пере­именовали месяц квинтилий, «пятый», в его честь - Юлиус, или июль.

Шестой месяц поз­же назвали именем его наслед­ника Августа, остальные на­зывались как прежде - сседь­мого по десятый по номерам, а прочие в честь богов Януса, Фебруса - забытого ныне хо­зяина царства мертвых, Майи и Юноны. Особняком стоял апрель, имя которого происхо­дит от слова ареrire - «раскры­вать», потому что в этом меся­це распускаются первые цветы и почки на деревьях.

От Рождества Христова

Юлианский календарь оказался таким удоб­ным, что им много веков поль­зовались не только в Риме, но и в средневековой Евро­пе. Там, правда, было введе­но важное новшество - летос­числение «от Рождества Хрис­това».

В большинстве стран годы считали по датам прав­ления монархов, республи­канцы-греки отсчитывали их от первой Олимпиады, а рим­ляне - от основания своего го­рода. Христиане решили ус­транить этот разнобой, и в VI веке монах Дионисий Малый вычислил - весьма условно - дату рождения Христа, кото­рую отцы церкви решили при­знать точкой отсчета. Прав­да, многие, в том числе жите­ли Древней Руси, продолжали

упрямо отсчитывать годы не от Рождества, а от сотворения мира, дата которого, впрочем, у разных народов была своя.

Первые календари-книжки, которые выпускались в Евро­пе, были рукописными и очень дорогими. До наших дней сохранился один из первых перекидных календарей, изготовленных в Германии в XVI веке. На его буковых дощечках отмечены дни и фазы Луны с указанием церковных праздников.

Вспомним роскош­ные часословы Средневеко­вья, где каждый месяц сопро­вождался соответствующей картинкой и списком святых покровителей каждого дня.

С изобретением книгопечата­ния картинки стали попроще, а святых потеснили хозяйственные советы, астроло­гические прогнозы, гороскопы и расска­зы о всяких чудесах. В XVI веке календари стали настоящи­ми бестселлерами. Некоторые сочинял сам Мишель Нострадамус. Именно в календарях впервые были напечатаны его знаменитые предсказания.

К 16 веку юлианский календарь стал заметно устаревать. Год по нему состоял из 365,25 дня, но истинный, аст­рономический год на 11 минут и 14 секунд короче. Из-за это­го каждые 128 лет календарь отставал на сутки, а Пасха, которую полагалось праздно­вать весной, неуклонно «спол­зала» на лето.

Исправляя по­ложение, Папа Григорий XIIIв 1582 году изъял из календаря дни с 5 по 14 октября. Его календарная реформа началась с ученого диспута, на котором после ожесточенных споров одержали верх сторонники «перемены дат» во главе с немцем -иезуитом Христофором Клавиусом. Чтобы ошибки не накапливались впредь, по совету ученых, было решено каждые 400 лет уда­лять еще три дня.

Всем, кто не примет григорианский ка­лендарь, Папа угрожал отлуче­нием от церкви, но это не по­могло. Если протестанты Гер­мании и Англии со временем все же приняли новшество, то православные наотрез отказа­лись.

Календарные нововведения французских и русских революционеров

Революционеры не желали ограничиваться только уточнением календаря - они стремились убрать из него имена богов и царей. В 1793 году французские якобин­цы по предложению депутата Фабра д' Эглантина разделили год на 12 месяцев по 30 дней, назвав их в честь природных явлений: плювиоз - «дождли­вый», флореаль - «цветущий» и так далее. Оставшиеся дни объявили праздничными, на­звав «санкюлотидами» в честь революционеров - санкюло­тов.

Новое летосчисление было начато с 22 сентября 1792 года, даты провозглаше­ния республики. Календарь продержался всего 13 лет, после чего французы с облег­чением вернулись к старым дням и месяцам.

Кстати, судьба француза Фабра д' Эглантина, изобретателя не только календаря, но и нового фасона жилета, оказалась очень трагичной - он погиб на гильотине.

Русская ре­волюция также породила не­мало прожектов - предла­галось переименовать ян­варь в «лениний», а сентябрь - в «коминтерний», и вообще вести отсчет лет с 1917 года. Все эти меры не прижились.

Новый календарь в России, как известно, утвердился только после революции - Совнарком решил считать 1 фев­раля 1918 года 14-м. Однако Русская православная церковь до сих пор живет по «старому стилю», от которого уже отка­зались ее единоверцы в Болга­рии и Греции.

Календарное разнообразие

В России первый кален­дарь был издан в Москве в 1709 году Яковом Брюсом. Там были и святцы, и рас­стояние до главных россий­ских и зарубежных городов, и «таблица исчисления лет праотцов от потопа до Иако­ва». И главное - астрологи­ческие предсказания на все случаи жизни, благодаря ко­торым Брюсов календарь пе­реиздавался с обновлениями целых 200 лет.

Кстати, сегодня у та­ких календарей-энцикло­педий по-прежнему немало поклонников, хотя не менее популярны и карманные календарики, на обороте кото­рых - все многоцветье рекла­мы. Их даже собирают особые коллекционеры - филотаймисты, только в Москве их почти 700 человек.

Русские календари XIX века иллюстрировали каждую дату изоб­ражениями святых, праздники которых отмечались в этот день. В центре, как правило, располагались сцены Страстей Христовых. Еще в настенных календарях доре­волюционной России помимо праздников указывались дни рождения всех членов дома Ро­мановых и годовщины побед русского оружия.

В 1916 году, когда с победами на фронтах Первой мировой войны дело обстояло плохо, «Всеобщий русский календарь» издателя Ивана Сытина на примерах из прошлого призывал к объединению сил.

В 1902 году были изобретены и показаны на Виленской выставке «вечные календари». Один из таких календарей был установлен на французском лайнере «Франс».

В 50-е годы сначала в США, а потом и в Европе на календарях стали появляться полураздетые красотки. Эти календари были рисованными и задумывались в качестве приложений к журналам для мужчин. Вышедший полулегально в начале 1950-х годов календарь с обнаженной М. Монро стал началом ее громкой славы.

В наши дни календарь, как и в Средние века, запросто может быть предметом роскоши. Так, например, японским ювелиром Танака Кикиндзокуна 2008 годбыл изготовлен календарь изчистого золота. Его оборотная сторона украшена гравюрами из классического романа «Повесть о Гэндзи».

Новые проекты календарной реформы

Сегодня на большей части планеты правит бал григори­анский «новый стиль», но мно­гие страны, народы и рели­гии сохраняют собственные календари - в одной Индии их больше трех десятков. У одних новый год начинается в ян­варе, у других - в марте, у тре­тьих - с первого дня «плаваю­щего» лунного цикла.

Полный разнобой и с летосчислением: наступающий 2011 год у иудеев -5772-й, у мусульман- 1433-й, в Эфиопии - 2003-й, а в Япо­нии – 23- й год эры Хэйсэй. Ра­зобраться во всем этом может только календарь - не вирту­альный, а бумажный. Тот са­мый, про который еще грибоедовский Фамусов ворчал: «Все врут календари!» - а его по-пре­жнему покупают и читают.

В мире все гром­че звучат голоса недоволь­ных уже григорианским ка­лендарем. Он тоже опережа­ет астрономический, хоть и совсем немного, на секун­ды - сутки опоздания набега­ют за 3300 лет. Дело, конеч­но, не в этом, а в том, что месяцы в нем длятся от 28 до 31 дня и содержат неравное количество недель. За послед­ние два века родились десят­ки проектов календарной ре­формы.

Один из самых серь­езных предложил еще в 1888 году французский астроном Гюстав Армелин - год делит­ся на 4 квартала, в каждом из которых один месяц с 31-м днем и два - с 30-ю. Все дни неде­ли привязаны к определен­ным числам. Один день, до­полнительный, вставляется после 30 декабря - это праз­дник мира и дружбы наро­дов.

В 1950-е годы этот про­ект одобрили СССР, Индия, Франция и другие страны, но его обсуждение в ООН закон­чилось провалом. Воспроти­вились приверженцы разных религий - все они имеют свои циклы священных дней, кото­рые новый календарь неминуемо разрушит.

Реформаторский зуд ожил кое-где после распада СССР. Например, в Туркмении быв­ший президент Туркменбаши переименовал январь в честь себя самого, а апрель - в честь своей матери Гурбансолтанедже. Надо ли говорить, что это нововведение тоже про­держалось недолго.

Похоже, чело­вечеству еще долго придется путаться в календарных лаби­ринтах, уповая на милость но­вых «хранителей времени».

Но эта проблема, в общем-то, волнует лишь специалис­тов. Простому обывателю по-прежнему мил привычный ка­лендарь со всеми его недостат­ками - странное соединение святцев, гороскопов и револю­ционных праздников, нело­гичное, но до боли родное, как сама наша жизнь.

Литература:

  1. Демидов В.Е., Время, хранимое как драгоценность. – М., Знание, 1977
  2. Замлинский В.А., Дмитриенко М.Ф., Балабушевич Т.А. и др. Специальные исторические дисциплины. - Киев, 1992.
  3. Измайлов И. У времени в долгу/ Иван Измайлов/ Gala- Биография - 2010.- №11.- Стр.61-68.
  4. Как это было на самом деле? Нераскрытые тайны и удивительные повороты истории/ Пер. с англ. - М.: ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003.- Стр. 44-45.
  5. Лаврус В. История календаря//Наука и техника. - 1999.- №11.

6. Маковецкий П.В. Смотри в корень. С календарем вокруг полюса// Наука и техника. - 1999.- №11.

7. Селешников С.И. История календаря и хронология. – М., Наука, 1970.

8. Цыбульский В.В. Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока. Синхронистические таблицы и пояснения. - М., 1964.

оссинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: [email protected]

Наши рекомендации