Оссинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: [email protected]
се врут календари?
Историко-литературное расследование биографии календаря
и истории летоисчисления.
Я - Время. Я вселяю ужас.
Я - добро и зло. Я - счастие и горе...
Нет перемен во мне: таким же было
Я на заре далекой мирозданья;
Я видело начало всех начал, -
При мне круговорот века свершали;
И наши дни я тож покрою пылью... (У. Шекспир)
Очень долго человечество не могло разобраться с ходом времени. Хотя сегодня кажется, что календарь существовал чуть ли не от сотворения мира. Но это не так.
В каменном веке время определяли по положению светил, именно для этого был построен знаменитый Стонхендж. А само слово «календарь» появилось лишь в Древнем Риме и означало оно долговую книгу.
Как же древние люди с высокой точностью умудрялись определять положение Солнца, Луны и звезд? В чем заключается загадка Стонхенджа и что представляет собой Камень Солнца ацтеков? Почему в календарях майя было целых три года вместо одного? И почему несколько древнеегипетских фараонов, пытаясь провести календарную реформу, поплатились за это жизнью?
Отчего Древний Китай жил по двум календарям, а древние римляне так запутались в летоисчислении, что это даже дало право Вольтеру сказать, что «римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случилось»?
Чем удобен календарь Юлия Цезаря? Почему он считается его главным достижением за все 5 лет его правления?
В чем смысл средневекового летоисчисления «от Рождества Христова»?
Почему Папа Григорий XIII всем, кто не примет григорианский календарь, угрожал отлучением от церкви? И почему в мире все громче звучат голоса недовольных уже григорианским календарем?
Как связана с изобретением календаря смерть на гильотине французского депутата Фабра д' Эглантина?
По какой причине календарь Якова Брюсова переиздавался в России без малого 200 лет, и к чему призывали календари издателя Ивана Сытина?
Как долго еще человечеству придется путаться в этих календарных лабиринтах?
Давайте в преддверии нового 2017 года попытаемся ответить на все эти вопросы в ходе историко-литературногорасследования «Биография календаря».И сделаем этовместе с читателями библиотеки «Фолиант» МБУК ТБК и активистами ее литературного клуба «Прикосновение».
Обсерватории каменного века
Сначала было колесо с четырьмя спицами - так древние люди представляли движение времени и четыре сезона, которые сменяли друг друга неизбежно,как судьба. Недаром греческий Хронос-Крон был богом и времени, и судьбы, а латинское tempus («время») происходит от индоевропейского глагола tер - «двигаться».
Постепенно эта немудреная схема перестала устраивать людей - им нужно было точно знать, когда сеять, собирать, выгонять скот на пастбище. Промедление на пару-тройку дней вело к убыткам, а порой и к голодной смерти.
Первым помощником стала Луна, фазы которой повторялись каждые 30 дней; эти циклы стали называть «месяцами». Но это мало помогало - смена времен года от Луны никак не зависела. Тогда на помощь пришло Солнце. Наблюдая за небом, мудрецы заметили, что светило двигается, проходя ежегодно один и тот же звездный маршрут, который позже назвали зодиаком. Определив положение Солнца среди звезд, можно было вычислить место дня в году.
Стонхендж, построенный около 1700 года до н.э., использовался именно для таких вычислений. И там, и в других местах измерениями времени занималась каста жрецов, передававшая знания из поколения в поколение.
Стонхендж долго связывали с тайными ритуалами друидов, древних кельтских жрецов. Он считался центром культа мертвых, где обряды проводились при точно определенном положении светил. Было это или нет?
Впервые мысль об этой связи обнародовал Джон Обри,английский антиквар 17 века, описавший многие детали этого сооружения, включая кольцо из 56 мелких ям, названных его именем. Его теория очень способствовала росту популярности мегалита.
Однако красивая легенда разбилась о факты. Друиды появились в Англии в последние века дохристианской эры - через две с лишним тысячи лет после закладки Стонхенджа. К 300 г. до н.э., когда здесь процветала кельтская культура, памятник уже был в руинах. Но и сегодня последователи древних друидов собираются у Стонхенджа в июне и декабре - праздновать летнее и зимнее солнцестояние.
Так кто же построил Стонхендж?
Столетия назад возведение мегалита легко объясняли колдовством. Типичная для 12 века легенда гласит, что он построен «не силой, а искусством Мерлина». Позднее конструкция мегалита так потрясла археологов, что они стали приписывать его сооружение мастерству высокоразвитых колонистов. Их родиной называли Микены, один из древнейших центров материковой Греции, а также Бретань на северо-западе Франции. Там тоже стоят мегалиты, хотя и менее впечатляющие.
В 1960-х г.г. археологов шокировали данные радиоуглеродной датировки, показавшие, что строительство Стонхенджа началось примерно в 3000 г. до н.э.. Т.е. задолго до микенского периода.
Точнее говоря, его возводили поэтапно на протяжении 1500 лет, причем позднейшие переселенцы переделывали исходную структуру.
Стонхендж -1 - это земляной вал с кольцом из 56 лунок вдоль внутреннего края. Стонхендж -2, заложенный около 2000 года до н.э., - двойное кольцо из огромных валунов. Примерно в 1500 году до н .э. его сменил Стонхендж -3: круг диаметром 30 м из 30 «колец», перекрытых сверху соединенными в шпунт каменными плитами.
Внутри него стоят подковой 5 трилитов - «ворот» из 3-х валунов в виде буквы «П». Эти валуны расширяются в средней части, как колонны многих античных храмов. При взгляде снизу создается иллюзия большой высоты. Однако основное впечатление производят габариты валунов - кому-то пришлось с ними здорово повозиться!
Не все археологи верят, что люди каменного века, не знавшие ни металлических орудий, ни письма, были способны на столь сложные проекты, требовавшие не только колоссального труда, но и выдумки.
Голубой песчаник, из которого построен Стонхендж -2, доставлен за 380 км из Уэльса, на плотах и салазках. Позднее было доказано, что, если использовать бревна, как катки, то это возможно.
Более крупные (до 50 кг весом) «сарацинские камни» Стонхенджа -3 были взяты поблизости в радиусе около 30 км. Похоже, их волокли по одному бригады до 1000 человек. Потом эти камни обрабатывали каменными рубилами и устанавливали в глубокие ямы на свои места, используя рычаги и канаты.
Стонхендж долго считали святилищем, ведь бытового мусора типа черепков рядом не обнаружено. Фантастические теории множились до 1963 года, когда британский астроном Джералд Хокинс предложил наиболее популярное сейчас объяснение. Он заметил, что, если стоять в центре круга, различные небесные тела появляются над теми или иными камнями с определенной закономерностью.
Используя астрономические данные, относящиеся к тому времени, когда строился Стонхендж, Хокинс с помощью компьютерного моделирования подтвердил свою догадку. Так, в день летнего солнцестояния, важную дату для древних земледельцев, светило вставало над одним из самых крупных валунов. Возможно, Стонхендж на самом деле служил календарем или обсерваторией и, действительно, относится к древнейшим попыткам людей следить за временем.
Однако эта теория удовлетворяет не всех. Некоторые археологи полагают, что Стонхендж нужен был для предсказания солнечных затмений. Это предполагает не только календарную, но и малопонятную религиозную и социальную функции.
Скорее всего, загадки мегалита исчезнут только вместе с ним самим. Как заметил в свое время американский писатель Генри Джеймс:«Вы хотите задать этим грубо обтесанным гигантам сотни вопросов… Однако любопытство умирает, окутанное непроницаемым саваном из охватившей их солнечной тишины».
Такие же «обсерватории каменного века»ученые нашли и в других уголках мира.
Знаменитый Камень Солнца, хранящийся в Национальном музее Мексики, часто называют ацтекским календарем. На самом деле это краткая история мира - четыре прошлые эпохи и нынешняя, над которой властвует бог солнца Тонатиу, изображенный в центре.
До сих пор неясно, как древние люди научились с такой высокой точностью определять положение Солнца, Луны и звезд, но использовалось оно в двух целях - хозяйственной и религиозной.
Индейцы майя: хранение времени
У индейцевмайя временем ведали тоже жрецы. В их календарях было целых три года - «цолькин» из 260 дней, «тун» из 360 и «хааб» из 365.
Причем продолжительность последнего была рассчитана точнее, чем в современном календаре, и отставала от точного астрономического года всего на 22 секунды. Такие результаты были достигнуты многовековыми наблюдениями жрецов за светилами с вершин пирамид.
Вся история майя, высеченная на каменных стелах, была перечислением дней календаря, начиная с сотворения мира - 13 августа 3113 года до н. э. и кончая его гибелью -21 декабря 2012 года. Ждать конца света в этот день вряд ли стоит, но кое-кто наверняка неплохо наживется на мрачных прогнозах.
Календарь майя был настолько сложен, что в нем могли разобраться только жрецы. Каждый день в нем имел бога - покровителя и собственное сложное название. Например, 1 января 2010 года в календаре майя именуется днем 12.19.15.17.8,8 Ламат, 11 Канкин.
Жрецы майя имели с календаря свой доход, всячески внедряя мнение о том, что в конце каждого цикла боги собираются уничтожить мир, и только обильные жертвы могут этому помешать. Каждым из дней заведовал особый бог, и ему также следовало приносить жертвы, чтобы день прошел благополучно.
О клятве египетских фараонов, восточном календаре
и победах римских полководцев
В Древнем Египте «хранители времени» ценились особенно высоко, поскольку только они умели с точностью до дня определять дату разлива Нила, от которого зависел будущий урожай. Жрецы вычислили, что перед самым разливом на небе появляется ярчайшая звезда Сотис, то есть Сириус. С этого и начинался древнеегипетский год из 365 дней.
Однако, поскольку астрономический год составляет 365 дней и 6 часов, с течением лет разлив Нила стал отставать от предсказанного жрецами. Несколько фараонов, пытаясь провести календарную реформу, поплатились жизнью. Жрецы оказались сильнее, и каждый царь, вступая на трон, был вынужден давать клятву, что не будет менять длину года.
Древний Китай жил по двум календарям - политическому, начинавшемуся в год вступления на престол новой династии, и древнему лунному календарю с 60-летним циклом, сочетающим 12 животных (они же знаки зодиака) и пять стихий. Этот календарь живет на Востоке до сих пор, да и мы покорились ему, радостно встречая год Желтого кролика или Синей крысы.
В Риме долгое время лунный календарь, в котором было 354 дня, пытались совместить с солнечным. В итоге с календарями возникала такая путаница, что, по словам Вольтера, «римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случилось».
Вдобавок римляне не нумеровали дни месяца, а отсчитывали их от особых вех - календ, нон и ид. Календы, первое число месяца, были также днем возврата долгов; должников заносили в списки под названием саlеndarium, т.е. долговую книгу. Современное значение это слово приобрело лишь много веков спустя, хотя в Риме уже были таблицы с перечислением дней года и приходящихся на них праздников - их высекали в мраморе и выставляли в храмах как святыню.
В 46 году до н.э. Юлий Цезарь сумел провести долгожданную реформу календаря. Завоевав Египет, он узнал там истинную продолжительность солнечного года - 365 дней и 6 часов. Эти часы надо было куда-то пристроить, и полководец нашел гениальный выход.
Он предложил раз в четыре года вставлять в календарь дополнительный день - шестой до мартовских календ, назвав его «дважды шестым», то есть високосным.
Одновременно Цезарь постановил начинать год с 1 января. До этого римляне начинали год с марта, а прочие народы - как боги на душу положат. Теперь же всем жителям многонациональной римской державы было предписано поминать в новогоднюю ночь двуликого бога Януса, полустарца - полуюношу - это был лучший символ смены лет.
В благодарность Цезарю сенаторы, те самые, что через два года его убили, переименовали месяц квинтилий, «пятый», в его честь - Юлиус, или июль.
Шестой месяц позже назвали именем его наследника Августа, остальные назывались как прежде - сседьмого по десятый по номерам, а прочие в честь богов Януса, Фебруса - забытого ныне хозяина царства мертвых, Майи и Юноны. Особняком стоял апрель, имя которого происходит от слова ареrire - «раскрывать», потому что в этом месяце распускаются первые цветы и почки на деревьях.
От Рождества Христова
Юлианский календарь оказался таким удобным, что им много веков пользовались не только в Риме, но и в средневековой Европе. Там, правда, было введено важное новшество - летосчисление «от Рождества Христова».
В большинстве стран годы считали по датам правления монархов, республиканцы-греки отсчитывали их от первой Олимпиады, а римляне - от основания своего города. Христиане решили устранить этот разнобой, и в VI веке монах Дионисий Малый вычислил - весьма условно - дату рождения Христа, которую отцы церкви решили признать точкой отсчета. Правда, многие, в том числе жители Древней Руси, продолжали
упрямо отсчитывать годы не от Рождества, а от сотворения мира, дата которого, впрочем, у разных народов была своя.
Первые календари-книжки, которые выпускались в Европе, были рукописными и очень дорогими. До наших дней сохранился один из первых перекидных календарей, изготовленных в Германии в XVI веке. На его буковых дощечках отмечены дни и фазы Луны с указанием церковных праздников.
Вспомним роскошные часословы Средневековья, где каждый месяц сопровождался соответствующей картинкой и списком святых покровителей каждого дня.
С изобретением книгопечатания картинки стали попроще, а святых потеснили хозяйственные советы, астрологические прогнозы, гороскопы и рассказы о всяких чудесах. В XVI веке календари стали настоящими бестселлерами. Некоторые сочинял сам Мишель Нострадамус. Именно в календарях впервые были напечатаны его знаменитые предсказания.
К 16 веку юлианский календарь стал заметно устаревать. Год по нему состоял из 365,25 дня, но истинный, астрономический год на 11 минут и 14 секунд короче. Из-за этого каждые 128 лет календарь отставал на сутки, а Пасха, которую полагалось праздновать весной, неуклонно «сползала» на лето.
Исправляя положение, Папа Григорий XIIIв 1582 году изъял из календаря дни с 5 по 14 октября. Его календарная реформа началась с ученого диспута, на котором после ожесточенных споров одержали верх сторонники «перемены дат» во главе с немцем -иезуитом Христофором Клавиусом. Чтобы ошибки не накапливались впредь, по совету ученых, было решено каждые 400 лет удалять еще три дня.
Всем, кто не примет григорианский календарь, Папа угрожал отлучением от церкви, но это не помогло. Если протестанты Германии и Англии со временем все же приняли новшество, то православные наотрез отказались.
Календарные нововведения французских и русских революционеров
Революционеры не желали ограничиваться только уточнением календаря - они стремились убрать из него имена богов и царей. В 1793 году французские якобинцы по предложению депутата Фабра д' Эглантина разделили год на 12 месяцев по 30 дней, назвав их в честь природных явлений: плювиоз - «дождливый», флореаль - «цветущий» и так далее. Оставшиеся дни объявили праздничными, назвав «санкюлотидами» в честь революционеров - санкюлотов.
Новое летосчисление было начато с 22 сентября 1792 года, даты провозглашения республики. Календарь продержался всего 13 лет, после чего французы с облегчением вернулись к старым дням и месяцам.
Кстати, судьба француза Фабра д' Эглантина, изобретателя не только календаря, но и нового фасона жилета, оказалась очень трагичной - он погиб на гильотине.
Русская революция также породила немало прожектов - предлагалось переименовать январь в «лениний», а сентябрь - в «коминтерний», и вообще вести отсчет лет с 1917 года. Все эти меры не прижились.
Новый календарь в России, как известно, утвердился только после революции - Совнарком решил считать 1 февраля 1918 года 14-м. Однако Русская православная церковь до сих пор живет по «старому стилю», от которого уже отказались ее единоверцы в Болгарии и Греции.
Календарное разнообразие
В России первый календарь был издан в Москве в 1709 году Яковом Брюсом. Там были и святцы, и расстояние до главных российских и зарубежных городов, и «таблица исчисления лет праотцов от потопа до Иакова». И главное - астрологические предсказания на все случаи жизни, благодаря которым Брюсов календарь переиздавался с обновлениями целых 200 лет.
Кстати, сегодня у таких календарей-энциклопедий по-прежнему немало поклонников, хотя не менее популярны и карманные календарики, на обороте которых - все многоцветье рекламы. Их даже собирают особые коллекционеры - филотаймисты, только в Москве их почти 700 человек.
Русские календари XIX века иллюстрировали каждую дату изображениями святых, праздники которых отмечались в этот день. В центре, как правило, располагались сцены Страстей Христовых. Еще в настенных календарях дореволюционной России помимо праздников указывались дни рождения всех членов дома Романовых и годовщины побед русского оружия.
В 1916 году, когда с победами на фронтах Первой мировой войны дело обстояло плохо, «Всеобщий русский календарь» издателя Ивана Сытина на примерах из прошлого призывал к объединению сил.
В 1902 году были изобретены и показаны на Виленской выставке «вечные календари». Один из таких календарей был установлен на французском лайнере «Франс».
В 50-е годы сначала в США, а потом и в Европе на календарях стали появляться полураздетые красотки. Эти календари были рисованными и задумывались в качестве приложений к журналам для мужчин. Вышедший полулегально в начале 1950-х годов календарь с обнаженной М. Монро стал началом ее громкой славы.
В наши дни календарь, как и в Средние века, запросто может быть предметом роскоши. Так, например, японским ювелиром Танака Кикиндзокуна 2008 годбыл изготовлен календарь изчистого золота. Его оборотная сторона украшена гравюрами из классического романа «Повесть о Гэндзи».
Новые проекты календарной реформы
Сегодня на большей части планеты правит бал григорианский «новый стиль», но многие страны, народы и религии сохраняют собственные календари - в одной Индии их больше трех десятков. У одних новый год начинается в январе, у других - в марте, у третьих - с первого дня «плавающего» лунного цикла.
Полный разнобой и с летосчислением: наступающий 2011 год у иудеев -5772-й, у мусульман- 1433-й, в Эфиопии - 2003-й, а в Японии – 23- й год эры Хэйсэй. Разобраться во всем этом может только календарь - не виртуальный, а бумажный. Тот самый, про который еще грибоедовский Фамусов ворчал: «Все врут календари!» - а его по-прежнему покупают и читают.
В мире все громче звучат голоса недовольных уже григорианским календарем. Он тоже опережает астрономический, хоть и совсем немного, на секунды - сутки опоздания набегают за 3300 лет. Дело, конечно, не в этом, а в том, что месяцы в нем длятся от 28 до 31 дня и содержат неравное количество недель. За последние два века родились десятки проектов календарной реформы.
Один из самых серьезных предложил еще в 1888 году французский астроном Гюстав Армелин - год делится на 4 квартала, в каждом из которых один месяц с 31-м днем и два - с 30-ю. Все дни недели привязаны к определенным числам. Один день, дополнительный, вставляется после 30 декабря - это праздник мира и дружбы народов.
В 1950-е годы этот проект одобрили СССР, Индия, Франция и другие страны, но его обсуждение в ООН закончилось провалом. Воспротивились приверженцы разных религий - все они имеют свои циклы священных дней, которые новый календарь неминуемо разрушит.
Реформаторский зуд ожил кое-где после распада СССР. Например, в Туркмении бывший президент Туркменбаши переименовал январь в честь себя самого, а апрель - в честь своей матери Гурбансолтанедже. Надо ли говорить, что это нововведение тоже продержалось недолго.
Похоже, человечеству еще долго придется путаться в календарных лабиринтах, уповая на милость новых «хранителей времени».
Но эта проблема, в общем-то, волнует лишь специалистов. Простому обывателю по-прежнему мил привычный календарь со всеми его недостатками - странное соединение святцев, гороскопов и революционных праздников, нелогичное, но до боли родное, как сама наша жизнь.
Литература:
- Демидов В.Е., Время, хранимое как драгоценность. – М., Знание, 1977
- Замлинский В.А., Дмитриенко М.Ф., Балабушевич Т.А. и др. Специальные исторические дисциплины. - Киев, 1992.
- Измайлов И. У времени в долгу/ Иван Измайлов/ Gala- Биография - 2010.- №11.- Стр.61-68.
- Как это было на самом деле? Нераскрытые тайны и удивительные повороты истории/ Пер. с англ. - М.: ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003.- Стр. 44-45.
- Лаврус В. История календаря//Наука и техника. - 1999.- №11.
6. Маковецкий П.В. Смотри в корень. С календарем вокруг полюса// Наука и техника. - 1999.- №11.
7. Селешников С.И. История календаря и хронология. – М., Наука, 1970.
8. Цыбульский В.В. Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока. Синхронистические таблицы и пояснения. - М., 1964.
оссинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: [email protected]