Надежные носители информации
Пирамиды и Великий Сфинкс в Гизе являются, помимо всего прочего, еще и столь же сложными, внутренне согласованными и абсолютно чужими, что и внеземной разум, по Сагану (чужими — в смысле громадного, почти сверхчеловеческого масштаба этих сооружений и их сверхъестественной — с нашей точки зрения, ненужной — точности).
Более того, возвращаясь вкратце к приведенным выше ремаркам доктора Мориссона, мы думаем, что некрополь Гизы прекрасно отвечает еще и требованию содержать «много ключей и безошибочных умных подсказок»104. Действительно, нам представляется, что строителям пирамид пришлось проявить невероятную изобретательность, чтобы воплотить четыре главных принципа «безошибочности» послания, а именно:
• создание надежных и безотказных маркеров, которые могли бы возбудить любопытство и бросить вызов интеллекту искателей будущих поколений;
• использование «общего языка» прецессионной астрономии;
• использование прецессионных координат для четкой привязки по времени событий в прошлом и настоящем, в настоящем и будущем;
• искусно скрытые хранилища, или «залы записей», которые смогли бы обнаружить и посетить лишь те, кто полностью посвящен в «беззвучный язык» и способен прочесть его ключи и им следовать.
Кроме того, хотя монументы способны «говорить» с того самого момента, когда становится понятен их астрономический контекст, мы должны также обратить внимание на прямо-таки расточительность в количестве «погребальных текстов», которые дошли до нас из всех периодов египетской истории, но, по-видимому, имеют общие источники, причем немногочисленные105. Как мы видели, эти тексты работают вроде «программного обеспечения» к монументам как «аппаратуре», предписывая последовательность операций, которые должен выполнять царь-Гор (и все другие будущие искатели).
Мы помним замечания Джордже де Сантильяны и Герты фон Дехенд в «Мельнице Гамлета» о том, что великая сила мифов как носителей специфической технической информации состоит в том, что они способны передавать ее независимо от личных познаний сказителей. Иными словами, пока миф продолжают верно пересказывать, он будет продолжать передавать информационное послание высшего порядка, скрытое в его структуре, даже если ни рассказчик, ни слушатель это послание не понимают.
Так же, по нашему мнению, дело обстоит и с египетскими погребальными текстами. Нас удивило бы, если бы обладатели многих гробов и стен гробниц, на которых они скопированы, имели малейшее представление о том, что за их счет воспроизводились данные астрономических наблюдений и указания по их проведению. Их привлекало то, что предлагали тексты — соблазн вечной жизни. Поддавшись этому соблазну, они на самом деле гарантировали бессмертие самим текстам. Ведь большое количество верных копий позволяло надеяться, что как минимум часть уцелеет в течение тысячелетий.
Мы считаем, что всегда существовало некоторое количество людей, которые верно понимали «науку бессмертия», связанную с этими текстами, и были способны читать астрономические аллегории, в которых были скрыты более глубокие секреты, непредназначенные для понимания толпы. Думаем, что этих людей некогда называли последователями Гора, и они действовали как незримая академия за кулисами египетской предыстории и истории, что их первоначальный культовый центр находился в Гизе, в Гелиополисе, и что именно они отвечали за посвящение царей и реализацию планов. И думаем, что порядок, в соответствии с которым они совершали почти все, что имело значение, был каким-то образом записан при помощи звезд.
Намеки и воспоминания
Откровенно астрономический характер некрополя Гизы, который игнорируют египтологи, тем не менее признавался незашоренными и с развитой интуицией исследователями на протяжении всей истории. Например, неоплатонисты-герметики из Александрии оказались довольно восприимчивыми к возможности «послания» и быстро почувствовали астральный характер текстуального материала и монументов106. Ученый Прокл (V век н. э.) признавал астрономическую ориентацию Великой пирамиды, имея в виду конкретные звезды. В своих комментариях к «Tiwew» Платона (где идет речь об истории погибшей цивилизации Анлантиды) Прокл сообщает, что «Великая пирамида использовалась для наблюдения Сириуса».
Смутные воспоминания об астрономическом характере «послания», сооруженного в Гизе, просочились в Средневековье. Во всяком случае, арабские летописцы этого периода говорили о Великой пирамиде как о «храме звезд» и часто связывали его с библейским потопом, который датировали примерно 10 300 годом до н. э.107. Представляет интерес записки арабского географа Якута аль-Хамавн (XI век н. э.), который сообщает, что сабий-цы, звездопоклонники из Харрана ( чьими «священными книгами» предположительно были писания Тота-Гермеса), отправлялись в то время на специальные паломничества к пирамидам Гизы108. Отмечалось также, что само название «сабийцы» (по-арабски Са-Ба) почти наверняка происходит от древнеегипетского слова Сба (звезда). Читатель помнит из части I, что еще в начале II тысячелетия до н. э. — то есть почти за 3 тысячи лет до записок Якута аль-Хамави, связывающих сабийцев с пирамидами, — было известно, что паломники из Харрана посещали Сфинкса, которому они поклонялись как богу по имени Хвл.109
В XVII веке английский математик сэр Исаак Ньютон весьма интересовался Великой пирамидой и даже написал диссертацию о ее математических и геодезических свойствах, опираясь на данные, собранные в Гизе доктором Джоном Гривсом, профессором астрономии из Оксфорда. Позднее, в 1865 году, королевский астроном из Шотландии Чарльз Пьяцци-Смит организовал исследование Великой пирамиды, которая, по его убеждению, была инструментом пророчества, содержащего некое мессианское «послание». Именно Пьяцци-Смит первым тщательно измерил и продемонстрировал ее ориентацию по сторонам света, точность которой он связывал с наблюдениями Альфа Дракона — полярной звезды древних.
В первой половине XX столетия целый ряд видных астрономов — таких как Ричард Проктор, Эжен Антоннади, Жан-Батист Био и Норман Локьер — неоднократно пытались привлечь внимание к астрономическим характеристикам монументов Гизы. Их усилия, впрочем, мало повлияли на профессиональных египтологов, которые к этому времени почувствовали, что с интеллектуальными аспектами исследования некрополя пора «завязывать^ («кладбище оно и есть кладбище»), ничего не понимали в астрономии (и объявили, что древние египтяне — тоже) и периодически дружно разоблачали, высмеивали или просто игнорировали любые астрономические «гипотезы», которые отклонялись от их консенсуса.
Несмотря на этот враждебный интеллектуальный климат, мы придерживаемся мнения, опираясь на собственные исследования, что главный вопрос состоит не в том, были ли монументы Гизы спроектированы для того, чтобы выразить ключевые астрономические и математические принципы, а в том, почему были.
Ключ к этому может находиться в узких, нацеленных на звезды шахтах Великой пирамиды.
Язык звезд
Первый серьезный прорыв в понимании функционального назначения шахт Великой пирамиды был сделан летом 1963 года американским астрономом Вирджинией Тримбл и архитектором-египтологом, доктором Александром Бадави. Они решили проверить интуитивное «подозрение» Бадави, что шахты — вовсе не «вентиляционные каналы», как предполагали египтологи, а могут иметь какие-то символические функции применительно к астральным ритуалам строителей пирамид. Вирджиния Тримбл сумела подкрепить интуицию коллеги, показав, что шахты камеры Царя были нацелены в эпоху 2500 года до н. э. на созвездия, которые в те времена имели для строителей пирамид большое значение. Как помнят читатели из части I, северная шахта была направлена на Альфу Дракона, полярную звезду эпохи Пирамид, а южная — на Пояс Ориона.
Сегодня Вирджиния Тримбл — профессор астрономии в Калифорнийском (Лос-Анджелес) и Мерилендском университетах, а также вице-президент Американского астрономического общества. Ее взгляды — прекрасный пример сочетания здравого смысла с профессиональной убежденностью астронома:
«Какие созвездия египтяне видели в небе — до сих пор не до конца ясно... Но одно созвездие для чих заведомо выделялось из всех, олицетворяя бога Осириса. Орион — приметное созвездие для всех люден, а тот факт, что у египтян усопший фараон ассоциировался с богом Осирисом, сразу же делал Орион кандидатом на то, чтобы направить на него шахту, задачей которой было помочь душе фараона попасть с земли на небо...»
Встретив Вирджинию Тримбл, мы сразу признали в ней редкого и самостоятельного мыслителя. Александр Бадави умер в конце 1980-х годов; оставшись одна, она осталась неустрашимым бойцом. По ее словам, вывод о связи шахт со звездным небом и их астрономических функциях она сделала, руководствуясь логикой и фактами.
Мнение Тримбл было поддержано некоторыми крупными астрономами. Вот, скажем, совсем недавний пример. Доктор Мэри Брук из Эдинбурга написала в 1995 году в «Журнале Британской астрономической ассоциации» о шахтах следующее: «Их ориентация... вполне совместима с гипотезой, что около XXV столетия до н. э. они были направлены на кульминацию ряда важных звезд... Тот факт, что к шахте, направленной на Орион, добавляется шахта, направленная на Сириус, является веским аргументом в пользу их астрономического значения».
Мысленные приборы
Итак, мы предполагаем, что одной из главных целей тайной академии, члены которой известны как последователи Гора, было «зафиксировать» эпоху 2500 года до н. э. (отстоявшую от нас на 4500 лет), используя Великую пирамиду, ее точно выверенные шахты и звезды Пояса Ориона. Мы предполагаем, что для них эти звезды играли роль визира на гигантском безмене — южном меридиане.
Собрав этот «мыслительный прибор» для определения дат в прошлом и будущем, им оставалось только мысленно двигать этот «визир» — пояс вверх или вниз по меридиану от нулевой точки, куда была нацелена южная шахта камеры Царя.
Мы также предполагаем, что в основу второго прибора из этой серии была положена эклиптика (видимый ежегодный путь Солнца через 12 зодиакальных созвездий). Здесь роль визира играла точка весеннего равноденствия. Мысленно перемещая его влево (на восток) или вправо (на запад) от фиксированной точки на эклиптике, последователи Гора также имели возможность определять и обозначать дату в прошлом или будущем
В нашу эпоху, около 2000 года н. э., точка весеннего равноденствия приближается к знаку эры Водолея. Чуть более 2000 лет она двигалась через созвездие Рыб (160 год до н.э. — 2000 год н.э.), до этого был Овен (2320—160 годы до н. э.). В эпоху Пирамид точка весеннего равноденствия медленно ползла по Тельцу (4480—2320 годы до н. э.). А перед этим были эры Близнецов (6640—4480 годы до н. э.) и Рака (8800-6640 годы до н. э.). Еще шесть «больших месяцев» назад — и мы попадаем в эру Льва (10 960— 8800 годы до н. э.).
Теперь представьте себе, что мы отыскали в Гизе древний документ, в котором говорится, что он был состав
лен в то время, когда точка весеннего равноденствия находилась под знаком барана — Овна, то есть Солнце в этот день всходило на фоне соответствующего созвездия. Вооружившись этой информацией, мы в состоянии грубо датировать документ, отнеся его к эпохе между 2320 и 160 годами до н. э. Для более точной датировки требуется «тонкая подстройка». Именно здесь приобретает значение меридиональный «безмен»; если, скажем, в древнем документе не только указывается, в каком знаке зодиака находилась точка весеннего равноденствия, но и говорится, что нижняя из звезд Пояса Ориона пересекала меридиан на высоте 50° над горизонтом, то мы сможем, используя явление прецессии, установить с большой точностью, что дело происходило около 1400 года до н. э.
Эпоха Пирамид имела место в то время, когда точка весеннего равноденствия находилась в Тельце, а «точная .подстройка» при помощи наклоненной на 45° «шахты Ориона» в Великой пирамиде привлекает наше внимание к дате 2500 год до н. э., когда, как помнит читатель, точка равноденствия была возле головы Тельца, в Гиа-дах, недалеко от правого (то есть западного) берега Млечного Пути.
Читатель, может быть, не забыл, что именно этот «адрес» был указан в «Текстах Пирамид» как место начала космического путешествия солнечного царя-Гора. Именно здесь он получает указание взойти на борт солнечного корабля и «плыть» поперек Млечного Пути в сторону «горизонта», на встречу с Горахти. Соответственно путешествие его направлено на восток, влево от точки равноденствия. В переводе на язык хронологии «Великого года» прецессии (в отличие от года солнечного), это означает, что царь-Гор должен путешествовать назад во времени к веку Льва — Горахти, в конкретную точку на дороге эклиптики — «Славное место Первого Времени», «место, которое благороднее любого иного».
Но где находится это место? Как царю-Гору (он же посвященный, искатель) отыскать его на отрезке протяженностью 2160 лет, или 30° дуги, занимаемой созвездием Льва на эклиптике?
Ответ такой: ему надо воспользоваться визиром Пояса Ориона на меридиане и путем точной подстройки уточнить дату. Своим мысленным взором он должен переместить Пояс «вниз» по меридиану к Первому Времени, а затем посмотреть, сколь далеко на восток по эклиптике сместила эта операция точку весеннего равноденствия. Там, где она окажется, и есть звездный пункт назначения, куда отправляют его последователи Гора.
И, конечно, его земной двойник окажется в Гизе, недалеко от Сфинкса с львиным туловищем.
Глава 17
МЕСТО ПЕРВОГО ВРЕМЕНИ
«Знай, что мы были бы универсальными учеными, если бы нам было дано населить священную землю Египта...»
Мането, египетский верховный жрец, 3 век до н. э.
«Я пришел в это место, которое благороднее любого другого...»
«Тексты Пирамид»
Эпоху Первого Времени, Зеп Тепи, часто называли еще Первым Временем Гора, Первым Временем Ра и Первым Временем Осириса. Из этой терминологии следует, что соответствующее Первому Времени положение (весеннее) Солнца на эклиптике отмечалось — может быть, лучше сказать «контролировалось» — положением Осириса-Ориона на меридиане.
Как мы видели, древнее братство жрецов-астрономов, спроектировавшее Великую пирамиду, а затем отвечавшее за составление «Текстов Пирамид», прекрасно знало о медленном прецессионном дрейфе Ориона «вверх» («на север», выражаясь аллегорическим языком текстов), когда созвездие может длительно наблюдаться на меридиане. Они также знали, что «фиксируют» особое место, до которого дрейфовало «тело бога» (и особую дату во времени — 2500 год до н. э. по нашему календарю), когда нацеливали южную шахту камеры Царя на меридиан под углом 45°. Иначе говоря, они знали, что в будущие эпохи звезды Пояса поднимутся выше по отношению к горизонту (то есть продрейфуют дальше «на север») и, наоборот, что они находились на меньшей высоте («южнее») в предыдущие эпохи. Читатель помнит из главы I, что наинизшее («самое южное») положение за весь прецессионный цикл (Первое Время Осириса, выражаясь аллегорически) Пояс Ориона занимал в 10 500 году до н. э. И, что самое загадочное, именно положение этих звезд, соответствующее этой дате, зафиксировано на земле в виде трех пирамид Гизы.
Именно эта загадка идеального совпадения меридианов в эту эпоху, ориентация льва-Сфинкса в равноденствие и глубокая древность этого монумента, согласно данным геологии, побудили нас предпринять настоящее исследование. И хотя мы не подвергали сомнению ортодоксальную датировку пирамид египтологами (ок. 2500 года до н. э.), интуиция подсказывала нам, что уж слишком маловероятно, чтобы их расположение, соответствующее звездной карте на 8000 лет раньше, оказалось случайным.
И мы с. удовлетворением отмечаем, что случайным оно не было. Взвесив значительный объем информации, который хранится в «памяти» древнеегипетского погребального «программного обеспечения», мы считаем очевидным: то, что было создано (или, скорее, завершено) в Гизе в 2500 году до н. э., было абсолютно сознательным воплощением «небесно-земного» дуализма. Эта была модель (в масштабах под стать космическому оригиналу) «царства», установленного Осирисом в небесном Дуате в далекую эпоху, когда «имя его стало Орион», то есть в его Первое Время. И в то же время она всегда была земным «царством Осириса», «когда имя его стало Сокар», в нижнем Дуате, то есть в некрополе Мемфиса.
Вполне вероятно, что привязка на местности трех пирамид была физически выполнена в 10 500 году до н. э. — возможно, в виде низких платформ. А может быть, точные астрономические данные были сохранены с той эпохи и переданы последователями Гора жрецам — астрономам Гелиополиса. Но в любом случае мы почти уверены, что основной объем сооружения пирамид был выполнен в 2500 году до н. э., как и утверждают египтологи. Мы, однако, уверены, что к этому моменту сама площадка была уже весьма древней, а последователи (мудрецы, старшие) освоили ее еще за 8000 лет до этого.
Мы думаем, что есть основания предполагать передачу развитых научных и инженерных знаний на протяжении огромного промежутка времени, а также непрерывное присутствие в Египте с палеолита до династического периода просвещенных и весьма развитых личностей — этих призрачных Акху, которые, как гласят тексты, обладали «знанием божественного происхождения».
Уточнение датировки Льва
Кроме астрономической ориентации некрополя Гизы, о его возрасте можно судить по геологическому состоянию Сфинкса, о чем мы говорили в части I. Говоря кратко: видимые признаки эрозии осадками великого монумента и окружающей его траншеи, высеченной в скале, соответствуют возрасту сооружения свыше 12 000 лет.
Астрономические данные также позволяют датировать площадку в целом примерно 10 500 годом до н. э. В пользу этого говорит расположение пирамид, даже если сами они и моложе. То же вытекает, как мы видели в главе 3, из ориентации Сфинкса на восток. Его астрономическая и львиная символики лишены смысла, если только он не был сооружен как равноденственный маркер эры Льва.
Но когда конкретно в эру Льва? Созвездие раскинулось на 30° по эклиптике, и Солнце находилось в нем в дни весеннего равноденствия целых 2160 лет — с 10 960 по 8800 годы до н. э. Когда именно?
На этот вопрос нельзя ответить, если исходить только из ориентации Сфинкса или даже из сочетания ориентации с геологией. Поэтому нам потребуется мысленный прибор, которым нас снабдили последователи Гора, — визир Пояса Ориона, который датирует Сфинкса 10 500 годом до н. э.
Но одновременно он дает нам кое-что еще. «Скользя» вниз по меридиану, визир одновременно «отодвигает» точку весеннего равноденствия по эклиптике на восток, пока в 10 500 году до н. э. она не оказывается на «нижнем пределе шкалы», по конкретному звездному адресу, который можно уточнить прецессионными расчетами.
Исходя из дуализма «небо—земля», присущего поиску посвящения царя-Гора, очевидно, что у «звездного адреса» точки весеннего равноденствия, то есть ее точного расположения в 10 500 году до н. э. в созвездии Льва, должен существовать земной аналог. Иначе говоря, зная, что и где там в небе, можно узнать, где искать на земле.
И разве не резонно было бы предположить, что то, что можно будет там отыскать (при условии, что мы точно рассчитаем, где именно искать), окажется физическим входом в мифическое «место, которое благороднее любого другого», «славное место Первого Времени»?
Звезды — по местам!
Стоит визиру Пояса Ориона спуститься на место, соответствующее 10 500 году до н. э. — Первому Времени, — и, как будто в награду за правильную догадку, начинают звонить и мигать все звонки и лампочки некрополя Гизы — точь-в-точь как в игральном автомате, когда срываешь банк.
Мы уже знаем из главы 3, что основные монументы моделируют довольно редкое стечение небесных явлений, которое произошло в день весеннего равноденствия в ту далекую эпоху. При этом не только Великий Сфинкс глядел прямо на своего небесного собрата, но и момент солнечного восхода (в той самой точке горизонта, куда смотрел Сфинкс) совпадал, с точностью до секунды, с прохождением Пояса Ориона через меридиан (именно это моделируют три пирамиды).
Даже если бы имели место только эти совпадения, их уже было бы слишком много, чтобы считать случайными. Но этим дело не ограничивается! Например, сразу к югу от третьей, самой маленькой из трех великих пирамид, расположена группа трех пирамид-«спутников». У египтологов принято считать их гробницами цариц — жен фараона Менкаура. Поскольку в них нет ни надписей, ни малейших следов человеческих останков или погребального инвентаря, эта атрибуция не может считаться чем-нибудь большим, чем неподтвержденная точка зрения. Однако эти пирамиды-спутники имеют несомненную астрономическую ориентацию: они выстроены по линии, направленной с востока на запад, — как движется солнце между восходом и закатом в день равноденствия.
Английский геометр и исследователь пирамид Робин Кук недавно показал, что эти три пирамидки расположены вполне определенным образом относительно некрополя Гизы в целом. Оказывается, они находятся на краю круга, искусственном «горизонте», центр которого приходится на пирамиду Хафры, а окружность охватывает весь некрополь. Под углом 27° к западу от южного направления110, что соответствует 207"111, проходит прямая, соединяющая меридиональную ось пирамиды Хафры и эти три пирамидки-спутника пирамиды Менкау-ра"2. В целом эти пирамидки производят впечатление уменьшенных моделей трех великих пирамид. Но есть и заметная разница: если последние расположены под углом 45° к меридиану, то первые вытянуты в линию, направленную с востока на запад под прямым углом к меридиану. Эта явная архитектурная аномалия вместе со странным азимутом 207° по отношению к искусственному «горизонту» Гизы подталкивает к очевидному вопросу: не имеем ли мы здесь дело с отражением в архитектуре еще одного небесного события, поддающегося датировке?
И компьютер подтверждает это предположение. В 10 500 году до н. э. на реальном горизонте Гизы нижняя из трех звезд Пояса Ориона, Аль-Нитак, находилась в 27° к западу от южного направления, что как раз соответствует азимуту 207°. Более того, в этот момент три звезды Пояса находились на прямой, направленной с востока на запад, что имитирует три пирамиды-спутника.
Сириус
Еще один пример из «банка совпадений» касается звезды Сириус, которая находится в самом сердце древнеегипетской символики.
Все звезды, включая наше солнце (а с ним и Солнечную систему), движутся в космическом пространстве. Однако для большинства звезд это «истинное перемещение» вызывает лишь едва ощутимое, видимое для земного наблюдателя изменение их положений на небосводе - в результате огромных расстояний между ними, измеряемых сотнями и даже тысячами световых лет. Единственным серьезным фактором, влияющим на видимую картину звездного неба, является прецессия, «колыхание» земной оси.
Одним из главных исключений из этого правила является Сириус. Как известно многим из наших читателей, это самая яркая звезда в небе. К тому же это одна из ближайших к: нам звезд, удаленная всего на 8,4 светового года. В результате этого для неё характерно вполне ощутимое «истинное перемещение» относительно нашей Солнечной системы, достаточное для того, чтобы с земли было заметно изменение ее небесного «адреса», превышающее прецессионное, за промежуток времени в несколько тысяч лет.
Говоря конкретно, истинное смещение Сириуса на небе оценивается примерно 1,21 дуговой секунды за год, что составляет около 1 градуса за 3000 лет. Это означает, что с 10 500 года до н. э. изменение небесных координат Сириуса в результате истинного движения может превысить 3 дуговых градуса, что примерно в 6 раз больше, чем видимый диаметр Луны"3.
Если принять во внимание одновременно эффекты прецессии и это достаточно заметное и быстрое движение, то компьютерная имитация выявляет довольно интересную картину. Расчеты показывают, что когда Сириус пребывал в своем Первом Времени, то есть находился в наинизшем положении над горизонтом, наблюдатели на широте Гизы (30° северной широты) должны были видеть его точно на горизонте. Более того, именно на этой широте, и только на ней, можно было наблюдать такое взаимное расположение этой звезды и горизонта114. Отсюда вытекает, что существует особая связь между широтой Гизы и Сириусом в его Первом Времени.
Из-за этого большого истинного движения Сириуса возникает некоторая неопределенность, когда точно имело место его Первое Время, однако нет сомнения, что это было между 11 500 и 10 500 годом до н.э. И возникает вопрос: не могло ли решение об организации святилища именно в Гизе, на северной широте 30°, быть принято в связи с Первым Временем Сириуса? Мы помним, что в 1993 году робот Рудольфа Ганденбринка обнаружил таинственную «дверцу» в толще Великой пирамиды, на расстоянии 60 метров от камеры Царицы в идущей от нес узкой южной шахте. Причем шахта, в которой обнаружили «дверцу», была нацелена в точку прохождения Сириусом меридиана в 2500 году до н. э.
Дамбы
Среди самых непонятных деталей некрополя Гизы выделяются массивные дорога — дамбы, которые соединяют три великих пирамиды с расположенной внизу долиной Нила. Сегодня сохранились только их фрагменты, но еще в V веке до н. э. существовала в почти неповрежденном состоянии по крайней мере одна из них, та, что ведет к Великой пирамиде. Нам известно об этом благодаря се описанию, сделанному видевшим ее греческим историком Геродотом (484—420 годы до н. э.); по его словам, инженерная смелость се сооружения и архитектурное великолепие были сравнимы с величием самой пирамиды.
Недавние археологические исследования подтвердили информацию Геродота. Кроме того, нам известно, что на нижней поверхности их перекрытий имелись изображения звезд;115 в данном случае эта символика представляется весьма уместной, поскольку, как мы считаем, эти большие и загадочные коридоры были задуманы как Viae Sacrae — церемониальный путь, которым посвящаемые должны были следовать к «пирамидам — звездам» Рос-тау — Гизы116.
Дорога от третьей пирамиды (пирамиды Менкаура) нацелена, подобно взгляду Сфинкса, точно на восток, что гармонирует с общей схемой некрополя Гизы, объекты которого ориентированы в основном в направлении «север — юг» или «восток — запад». Что же касается двух других дорог, они явно выпадают из этой сетки. Благодаря работе геометра Джона Легона, который подробно проанализировал планировку площадки и результаты съемок, произведенных современными египтологами (такими, как Селим Хассан, Рейснер, Хольшер, Рицке и Лауэр), нам известно теперь, что эта аномальная система имеет в то же время собственную строгую симметрию: «В то время, как дорога третьей пирамиды имеет направление восток — запад, дороги второй и Великой пирамид отклоняются от него на 14° — первая к югу, а последняя — к северу»"7.
Легон также представил убедительное свидетельство того, что направление дорог Хуфу и Хафры на самом деле гармонирует с геометрией комплекса Гизы в целом, а не только отдельных его пирамид. При этом направление этих дорог не определяется топографией площадки, как ранее предполагали; по-видимому, то и другое вместе является частью «единого плана», «скрытая цель» и побудительные мотивы которого «определялись, возможно, жрецами Гелиополиса».
Но какая «скрытая цель» могла продиктовать решение направить одну дорогу на восток, другую — на 14° южнее, а третью — на 14° севернее?
Если наблюдать восход солнца на широте Гизы систематически в течение года, то ответ на этот вопрос становится очевидным. Здесь, как и везде на нашей планете, в день весеннего равноденствия солнце восходит точно на востоке; так направлена дорога, ведущая к пирамиде Менкаура, в этом направлении смотрит Сфинкс. Особенностью широты Гизы, как мы уже отмечали несколько раз, является то, что в день летнего солнцестояния (самый долгий день в году) солнце встает на 28° севернее, а в день зимнего солнцестояния (самый короткий день) — на 28° южнее. Эти направления образуют угол 56°. На практике астрономы выделяют, как известно, дни, которые находятся как раз посередине между равноденствиями и солнцестояниями; им соответствуют четвертушки этого угла — 14° севернее и южнее чисто восточного направления. Таким образом, три дороги образуют три гигантских стрелы, характеризующие азимут восхода в день весеннего равноденствия и в дни астрономических «четвертей».
Кстати, интерес к этим направлениям хорошо известен у народов древности, увлекавшихся астрономией, который проявился в ориентации храмов, датах важных праздников. Поэтому на самом деле подобный акцент и в архитектуре Гизы неудивителен. Не должна вызывать удивление и высокая точность, с которой ориентированы дороги, ибо она вполне сопоставима с точностью ориентации других сооружений некрополя.
Все же одна особенность комплекса является примечательной и действительно уникальной.
Компьютерная реконструкция древнего неба показывает, что если бы нам удалось совершать путешествие во времени и оказаться в 10 500 году до н. э. ровно посередине между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием и, встав на «верхнем», то есть западном, конце дороги, ведущей к пирамиде Хафры, обратить свой взор вдоль нее на край «горизонта» Гизы, то на рассвете мы увидели бы следующее:
• солнце восходит точно в направлении дороги, то есть на 14° южнее восточного направления;118
• сразу слева от этой точки находится великое созвездие Льва — Горахти, причем из-за линии горизонта выглядывают только его массивная голова и плечи (иными словами, оно наполовину скрыто, или «захоронено» за «горизонтом неба»).
Переведем теперь свой взгляд с неба на землю. Глядя с той же точки на юго-восток, мы увидим, что дорога постепенно идет вниз вместе с уклоном местности и подходит к месту чуть южнее южного края траншеи, окружающей Сфинкса. При этом сам Сфинкс — Гор — эм — Акхет — стоит наполовину скрытый, захороненный в этой траншее (и в «горизонте Гизы»), и над поверхностью земли виднеются лишь его массивная голова и плечи.
И снова оказывается, что образы земные и небесные идеально соответствуют друг другу в 10 500 году до н. э., и больше ни в какую другую эпоху.
Карта сокровищ
Мы уже Говорили, что в архитектурно-астрономической системе строителей пирамид положение точки весеннего равноденствия на эклиптике, которое называлось «славное место Первого Времени», определялось положением Осириса-Ориона на меридиане: «передвинь» Пояс Ориона вверх с его положения в 2500 году до н. э., и точка весеннего равноденствия «переедет» по эклиптике на запад (а по времени — вперед) в направлении «Телец -> Овен -> Рыбы -> Водолей»; «передвинь» его вниз, и точка весеннего равноденствия переедет на восток, то есть назад по времени, в направлении «Телец -> Близнецы -> Рак -> Лев. Таким образом, в 10 500 году, когда визир звезд Пояса максимально сдвинут вниз по отношению к горизонту, как далеко по эклиптике оказывается «отодвинутой» точка весеннего равноденствия? Мы знаем, что во Льва.
А куда точнее?
Компьютерная имитация показывает, что она находится на 111,111 градуса восточнее места, которое занимала в 22 500 году до н. э. Тогда она находилась в голове Тельца (Гиады) вблизи правого берега Млечного Пути;
за 8000 лет до этого она находилась прямо под задними лапами созвездия Льва.
Как мы уже отмечали, у этого места имеется земной «двойник». Двойниками трех звезд Пояса Ориона служат три великих пирамиды. Созвездие Льва — Горахти имеет двойника в виде Гор — эм — Акхета, Великого Сфинкса. Земным двойником «горизонта неба» служит «горизонт Гизы». А Великий Сфинкс припал к земле буквально в пределах этого «горизонта».
Именно к груди Великого Сфинкса вел поиск царь-Гор в день летнего солнцестояния в эпоху Пирамид. Там он встречался с Акху:
«Как случилось, — говорят они, эти Акху, чьи рты подготовлены, — что ты привел в это место, которое благороднее любого другого?»
«Я прибыл... ибо тростниковые суда неба были спущены на воду для Ра [диск. Солнца и космический двойник царя-Гора/, чтобы Ра мог пересечь [Млечный Путь] на них к Горахти на горизонте...»
Иными словами, царь-Гор сумел понять ключи ритуала и воспользоваться ими. Он выявил путь Солнца в течение солнечного года, который, согласно текстам, должен начинаться в Гиадах — Тельце, то есть у «небесного быка», а затем проходить через Млечный Путь вплоть до встречи с Регулом, звездой — сердцем Льва. Затем он взял эту небесную карту сокровищ, перенес се координаты на землю, переправился через реку Нил, поднялся на плато Гизы и, в конце концов, оказался у груди Сфинкса.
Мы думаем, что там он получил необходимые ключи или инструкции, как найти вход в земной Дуат, в «царство Осириса» на земле — короче, в «славное место Первого Времени», где ему следовало завершить свой поиск.
Думаем также, что ключи были задуманы таким образом, чтобы побудить его отследить точку весеннего равноденствия (как мы с вами только что проделали) вплоть до ее местонахождения в 10 500 году до н. э., когда Пояс Ориона достигал крайнего нижнего положения в цикле прецессии.
Иначе говоря, наша гипотеза сводится к тому, что монументы Гизы, простертые над ними небеса прошлого, настоящего и будущего вместе со связывающими их древними погребальными текстами образуют контуры послания. В своих попытках прочитать это послание мы всего лишь следовали дорогой посвящения египетского царя-Гора. И, подобно древним царям-Горам, мы прибыли на прелюбопытный перекресток. След посвящения вел нас, направлял нас и, наконец, заманил к самому Сфинксу, где мы, подобно Эдину, стоим перед последними загадками: «Откуда мы пришли?» и «Куда идти теперь?»
Взор Сфинкса побуждает нас проникнуть в туман прошлого и поискать Первое Время. Но, кроме этого, он провоцирует нас вопросом: а нет ли в Гизе чего-то физического, в чем нашла бы конкретное выражение странная аура невероятной древности, присущая этому месту.
Вспомним отрывок из погребальных текстов, который содержит намек на возможность того, что где-то среди монументов Ростау — Гизы (или под ними), в «запечатанном» вместилище может быть спрятан некий великий «секрет» Осириса: «Вот нечто запечатанное, которое находится во мраке, помещенное в Ростау. Рядом — огонь, внутри — эманация Осириса. Оно скрыто здесь с тех пор, как было им выделено и пало на песок пустыни; и то, что принадлежало ему, было помещено в Ростау».
Что же такое могло быть помещено в Ростау?
Что было спрятано рядом с огнем?
Где оно лежит в темноте?
Ответ у нас под самым носом, стоит только внимательно посмотреть на компьютерную имитацию неба над Гизой в 10 500 году до н. э. В этом году перед рассветом в день весеннего равноденствия можно было увидеть, как на востоке медленно восходит созвездие Льва. Около 5 часов утра оно уже просматривалось полностью — огромный лев разлегся на востоке. В этот же момент Солнце, отмечая точку весеннего равноденствия, находилось примерно на 12° ниже его задних лап.
Попробуем теперь разглядеть земное отражение этого небесного образа, по сути, карту сокровищ царя-Гора. Эта карта не закопана в землю, а скрыта во времени.
Заветным крестом на ней отмечено место под задними лапами, огромного льва, лежащего на скале; исходя из масштаба карты, сокровище, как мы считаем, должно находиться на глубине около 30 метров.
Если мы верно прочли послание последователей Гора, то там хранится нечто огромной важности, в ожидании того, что его найдут — сейсморазведкой, бурением, раскопками. Тайные коридоры и камеры земного «царства Осириса» ждут открытия и исследования. За такой приз стоит побороться.
Заключение
ВОЗВРАЩЕНИЕ К НАЧАЛУ
«Я стою перед владыками, что были у истоков, которые были авторами собственных форм, которые шли темными, извилистыми путями собственного становления... Я стою перед владыками, которые были свидетелями превращения тела человека в тело духа, свидетелями воскрешения, когда мертвое тело Осириса вошло в гору, а оттуда вышла его сияющая душа... когда он восстал из смерти, лицо его было раскалено добела... Я стою перед владыками, которые знают историю мертвых; которые решают, какие рассказы услышать вновь и какие книги жизни полны, а какие пусты; которые сами являются творцами правды. Это Исида и Осирис, воплощения божественного разума. И когда рассказ будет дописан, а конец окажется хорошим, а душа человека — совершенной, они с криком восторга поднимут его в небеса»
Древнеегипетская «Книга Мертвых»
(перевод Нормаиди Эллис)
Словари утверждают, что слово «чары», кроме ходового современного значения, имели еще традиционный смысл, нечто между «магическое заклинание» и «очарование». В старошотландском варианте слово «glamour» было близко к «grammar» (грамота, наука), «поскольку магические заклинания, оккультная практика ассоциировались обычно с обучением».
Не могло ли быть, что в далеком прошлом мужчины и женщины великой мудрости и учености сеяли свои «чары» где-то в некрополе Гизы? Может быть, они владели какими-то непредсказуемыми пока тайнами, которые желали там скрыть? Удалось ли им совершить это, причем почти на виду? Иначе говоря, не хранило ли кладбище древнеегипетских царей в Гизе в течение тысяч лет нечто, имеющее невероятно большое значение для истории человечества?
В чем мы абсолютно убеждены, так это что в отличие от сотен могил мастаба IV династии к западу от Сфинкса, сгрудившись вокруг трех великих пирамид, сами пирамиды никогда не предназначались для погребения. Мы не исключаем того, что фараоны Хуфу, Хафра и Менкаур могли быть какое-то время там захоронены, хотя свидетельства этого отсутствуют, однако считаем, что невероятные усилия, затраченные на сооружение этих потрясающих сооружений, были направлены на достижение более высокой цели.
Мы думаем, что цель эта была связана с поиском вечной жизни в рамках религиозно-духовной системы, которую древние египтяне унаследовали от неизвестных предшественников, а затем зашифровали в своих текстах о погребениях и возрождениях. Короче говоря, мы считаем, что именно цели достижения бессмертия, причем не только фараонами, но и многими людьми, должны были в конечном счете служить коридоры, проходы, скрытые камеры и потайные ворота и двери комплекса Гизы.
Населенные, согласно «Книге о том, что находится в Дуате», чудовищами, эти узкие помещения, высеченные в камне и способные вызвать страх и клаустрофобию, были, по нашему мнению, задуманы как средство последнего испытания посвящаемых. Здесь им предстояло встретиться с самыми ужасными и парализующими страхами — и победить их. Здесь им предстояло пройти самые невероятные испытания духа и разума. Здесь они должны были приобщиться к эзотерической мудрости через акты сосредоточения мысли и воли. Здесь им надлежало подготовиться к моменту физической смерти и следующим за ней кошмарам, так чтобы эти переходные состояния не смутили и не парализовали их души, чтобы они стали «подготовленными духами», способными по желанию перемещаться в небесах и на земле, «безошибочно, постоянно и вечно»119.
В этом был великий смысл поисков царя-Гора, и древние египтяне явно верили, что для их успеха посвящаемому было необходимо принять участие в обнаружении, открытии, акте откровения чего-то, имеющего огромное значение, что способно даровать мудрость и знание Первого Времени, тайн космоса и Осириса, царя Нынешнего и Во веки веков.
Вспомним Герметический текст, написанный по-гречески, но в египетской Александрии около 2000 лет тому назад, который известен под названием «Коре Коему» (Дева Мира). Подобно другим подобным текстам, он рассказывает о Тоте, древнеегипетском боге мудрости, но называет его древнегреческим именем Гермес:
«Таким был всезнающий Гермес, который видел все вещи, видя — понимал, а, понимая, имел силу раскрыть и объяснить. То, что знал, он высекал на камне; но и высеченное на камне он большей частью прятал... Особенно старательно он прятал священные символы космических элементов, пользуясь секретами Осириса... понимая, что юность каждой космической эпохи может искать их».
Затем в тексте говорится, что прежде, чем «возвратиться на небо», Гермес наложил заклятие на секретные писания и знания, которые он спрятал:
«О, священные книги, что были созданы моими бессмертными руками, безошибочными волшебными заклинаниями... останьтесь неподвластными времени, вечностойкими. Станьте невидимыми, не обнаруживаемыми для любого, кто пройдет по этой земле, до тех пор, пока Старое Небо не дарует тебе инструмента для постижения этого...»
Какой же инструмент позволит постичь «невидимые и не обнаруживаемые» секреты, спрятанные в Гизе?
Наше исследование убедило нас, что в главных монументах Гизы и имеющих к ним отношение текстах сознательно использовался научный язык прецессионной шкалы времени и астрономических аллегорий. Еще на ранней стадии наших исследований мы надеялись, что этот язык сможет пролить свет на загадочную цивилизацию Египта. Но мы не предполагали, что он позволит расшифровать конкретные небесные координаты, перенос которых на землю сможет привлечь внимание исследователей к конкретному месту в скале глубоко под Сфинксом.
И мы никак не подозревали, пока с ними не встретились, что и другие люди (такие, как Фонд Эдгара Кейси и Стэнфордский исследовательский институт, — см. часть II) могут уже вести там свои поиски.
Дыхание Осириса
На протяжении всего нашего исследования мы старались придерживаться фактов, даже когда факты казались весьма странными.
Когда мы говорим, что Сфинкс, три Великие пирамиды, дороги-дамбы и другие монументы некрополя Гизы образуют огромную астрономическую схему, то просто сообщаем о факте. Когда мы говорим, что эта схема отражает картину звездного неба над Гизой в 10 500 году до н. э., то мы тоже сообщаем о факте. Когда мы говорим, что древние египтяне считали создателями своей цивилизации «богов» и последователей Гора — это тоже факт. Так же, как и фактом является то, что, согласно древнеегипетским записям, Первое Время — это эпоха в далеком прошлом, за тысячи лет до эры фараонов.
Наша цивилизация обладает большими научными возможностями решения многих проблем некрополя Гизы менее, чем два столетия; только в последние два десятилетия компьютерная техника позволила реконструировать древние небеса и выявить раскрывающиеся при этом хитросплетения. Однако в этот же период доступ в комплекс и знания о нем были монополизированы членами профессионального сообщества археологов и египтологов, которые договорились между собой о происхождении, возрасте и функциональном назначении монументов. Новые данные, которые не подтверждают этот научный консенсус и способны его подорвать, снова и снова отбрасываются, игнорируются, а то и вовсе сознательно скрываются от общественности. Именно поэтому, как мы считаем, египтологи и археологи так неадекватно реагируют на все, что связано с шахтами Великой пирамиды:
их ориентация по звездам, железная пластины и прочие реликты, открытие «дверцы». Тем же самым, по-видимому, объясняется и пренебрежительное отношение ученых к данным геологов о почтенном возрасте Сфинкса.
Монументы Гизы — наследие человечества, сохранившееся почти в целости на протяжении тысяч лет, и широкая общественность, за исключением привилегированных кругов египтологов и археологов, питает надежду на замечательные открытия.
Эти надежды могут оправдаться, а могут и оказаться необоснованными. Тем не менее в условиях поляризации интеллектуальной культуры, когда общественным ожиданиям противостоит реакция ортодоксов, нам представляется, что единственно разумный подход к будущим исследованиям некрополя состоит в том, чтобы информировать о них общества. В частности, вскрытие «дверцы» в южной шахте камеры Царицы, вндсоскопи-чсскос обследование северной шахты, все дальнейшие зондирования и буровые работы вокруг Сфинкса должны производиться под наблюдением международных средств массовой информации; нельзя допустить, чтобы они оказались жертвой странных и необъяснимых задержек.
Мы не можем предсказать, какие новые открытия могут быть сделаны в результате таких исследований, и вообще будут ли они сделаны. Однако, проведя собственное археоастрономическое исследование и пройдя по пути царя-Гора, мы неможем отделаться от ощущения, что это место хранит в себе величайшую тайну, и его настоящая история только начинает раскрываться. Взирая на внушающие благоговейный трепет масштабы и прецизионную точность этих монументов, мы чувствуем, что цель, которую ставили перед собой древние строители, была грандиозной, и что им удалось найти способ посвящения тех, кто придет через тысячи лет, используя универсальный язык звезд.
Они нашли способ послать через века послание, опираясь на такой простой и самоочевидный код, что его справедливо можно назвать антикодом.
Возможно, пришло время прислушаться к этому чистому сигналу, обращающемуся к нам из доисторической тьмы. Возможно, пришло время поиска сокровища, где скрыто наше забытое происхождение и наша судьба:
«Звезды исчезают перед рассветом как воспоминания. Низко на востоке появляется солнце, золотым открывающимся глазом. То, что может быть названо, должно существовать. То, что названо, может быть написано. То, что написано, должно быть запомнено. То, что запомнено, живет. В земле Египта дышит Осирис...»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВЕСЫ МИРА
«Издалека мы чередой Идем, неся дары с собой, Полями, дорогами, Горами —отрогами За путеводной звездой. Ее чудесные лучи Так и манят к себе в ночи Туда, где на Западе Искрами — каплями Свет ее брызжет —лучит. И на нее глядят с поклоном Цари из свиты Ориона».
В своей диссертации, посвященной астрономическому содержанию древнеегипетских погребальных текстов, Джейн Б. Селлерс отмечает, что Заклинание 17 «Книги Мертвых», которое заимствовано из гораздо более древних источников, говорит в виде космических аллюзий об объединении, слиянии «двух стран»: «Гор, сын Осириса и Исиды... был сделан правителем на месте своего отца, Осириса, и в этот день были объединены две страны. Это означает слияние двух стран при погребении Осириса».
Вслед за этим в Заклинании 17 говорится о «боге — Солнце», которому не только не помешала небесная река, но даже «понесла его, омыв в Извилистом Водном Пути».
Селлерс обращает внимание на вывод Йельского астронома — египтолога Вирджинии Ли Дэвис о том, что «Извилистый Водный Путь» из «Текстов Пирамид» есть синоним Млечного Пути, который делит космический ландшафт на две половины. Затем она добавляет: «Я же утверждаю, что объединение двух земель есть соединение неба с землей».
Фактически Селлерс и Дэвис приходят к одному выводу, а именно, что «разделителем» небесного ландшафта является Млечный Путь, а пересекает его от края до края — Солнце. Селлерс также обращает внимание на то, что точка «пересечения» дороги — эклиптики находится возле V-образного созвездия Гиады — Тельца.
Если уж быть совсем точным, то на самом деле точка пересечения находится на эклиптике чуть дальше к востоку, в той точке на западном берегу Млечного Пути, где, как теперь известно, находится туманность Ml (она же Крабовидная)120.
Как ни странно, Селлерс не прослеживает логически дальнейшего развития событий в Заклинании 17, а именно, что Солнце продолжает свое движение, достигает «другого берега» (то есть восточный стороны) Млечного Пути и, таким образом, направляется в сторону созвездия Льва. На самом же деле в заклинании содержится просьба к солнечному Гору, то есть диску Солнца, «бежать, бежать» до этого места:
«Как хорошо построен дом твой, о, Атум, как хорошо устроен твой дворец, о, двойной Лев».
Как показано в «Тайне Ориона», Атуму, или Атуму-Ра, первоначально поклонялись в Гелиополисе как «столбу» — колонне, который, в глазах многих исследователей, символизировал его «фаллос». Несколько похожая колонна, так называемая колонна Джед, также ассоциировалась с Осирисом. Имея это в виду, обратимся к довольно красноречивому тексту в Заклинании 17: «Что же касается Льва, чей рот светел, а голова сияет, то он является Фаллосом Осириса. Иначе говоря, он — Фаллос Ра»,
Ранее в Заклинании 17 нам специально сообщают, что Атум находится
«...<? солнечном круге. Иначе говоря, он есть Ра, когда восходит на восточном горизонте неба. Мне принадлежит вчера, я знаю завтра. Что это означает? Что касается вчера, то это — Осирис.
Что касается завтра, то это Ра, в котором были уничтожены враги Господина Всего, а Гор был сделан правителем. Иначе говоря, это день праздника «Мы остаемся», когда отец Осириса Ра приказал провести его погребение.
Поле боя богов было приготовлено по моему приказу. Что это означает? Это Запад. Он был приготовлен для душ богов в соответствии с приказом Осириса, Господина Западной Пустыни. Иначе говоря, это означает, что это — Запад, куда Ра приказал спуститься всем богам и за который он сражался в битве двух [стран].
Я знаю, кто в ~нем — Великий бог. Кто он? Осирис...»
Из этого текста следует, что в Западной Пустыне была предусмотрена организация специальной «страны богов». Это относится к времени погребения Осириса, то есть к далекой эпохе Первого Времени. Именно в этот день Гор объединил две страны и унаследовал «поле боя», или «землю богов».
Выше мы видели, что, согласно Мемфисской теологии, в Шабакских текстах место, где проходило это объединение, именовалось «Айян возле Мемфиса».
Странно, но процесс «объединения двух стран» именуется в тех же источниках «равновесием двух стран, в ходе которого Верхний и Нижний Египет были подвергнуты взвешиванию».
В настоящей работе мы привели дополнительное свидетельство в поддержку утверждения Селлерс, что рассматриваемые «две страны» — это на самом деле небо и земля, и показали также, что имелись в виду вполне конкретные участки неба (Орион — Лев — Телец) и земли (Гиза — Гелиополис — Мемфис).
Но каким образом эти участки неба и земли могли быть уравновешены и взвешены?