Билет 23. Изобразительное искусство около 1200 года и проблема византийского влияния.
Скульптура: «Золотые ворота» собора во Фрайберге, леттнер Либфрауенкирхе в Хальберштадте.
Скульптура южного трансепта Шартра.
Монументальная живопись: Мозаики экзонартекса собора Сан Марко в Венеции, потолок церкви Св.Михаила в Хильдесхайме.
Прикладное искусство: Клостернойбургский алтарь и рака трех Волхвов Николая Верденского,
Книжная миниатюра: «Hortus Deliciarum», Псалтирь Ингеборг.
Византийская эстетика оказала сильное влияние на художественную жизнь средневековья XIII века. Во многих памятниках можно проследить “византинизирующую” манеру.
Скульптура
• скульптурные порталы во Фрейберге.
Фрейбергские мастера создали выразительное произведение с четко выявленной программой, в облике фрейбергского портала романские и византийские черты слились с приемами ранней готики.
• Скульптуры “Золотых врат” во Фрайберге имеют уже более естественные пропорции, сходство с человеческой фигурой, есть намек на контрапост.
В эту эпоху искусство Саксонии и Франконии еще испытывало сильное воздействие византийских образцов. Тип и иконография рельефов на
• ограде хора Либфрауэнкирхе в Хальберштадте (ок. 1200 г.) были подсказаны греческими работами малых форм.
Но в мир духовно возвышенных образов все более ощутимо врывалась напряженная, драматическая струя. Томление, горечь и страсть ощутимы в лицах хальберштадтских апостолов. Эмоциональная обнаженность проступает сквозь византинизирующие устремления авторов монументальных групп “Распятий” в Хальберштадте.
В преддверии готики были созданы редкие для Германии
Во Франции классицизирующая струя ощутима во многих памятниках начала XIII века. Она видна в
• статуях трансепта в Шартре (после 1204 г.).
Структура порталов здесь отлична от “Королевских Врат”: входы не углублены в стену, а в виде портика предшествуют зданию. В XIII веке в Шартре работало несколько скульптурных мастерских, разных по традициям и устремлениям. Наиболее строгие и классицизирующие статуи находятся на откосах центральных врат по обе стороны трансепта. Апостолы и пророки в длинных ниспадающих одеждах, напоминающих античные, являют значительный контраст к статуям “Королевского Портала”. Фигуры объемны, в них начинает преодолеваться фронтальность: статуи, пока еще робко, поворачиваются в пространстве, между персонажами возникает нечто подобное общению. Возросшая объемность скульптуры отвела особую роль балдахину над головами апостолов и пророков: навершие было призвано создать для скульптур собственную пространственную среду. Изменился душевный мир персонажей. На южном портале Петр с полуоткрытым ртом, в оцепенело-томящейся позе готов излить вовне переполняющие его чувства. Фигура Иоанна Крестителя на северном портале изогнулась в беспокойном движении, напоминающем латинскую букву S. Этот характерный S-образный изгиб стал впоследствии характерной особенностью готической пластики. В нем ощущаются отзвуки античного хиазма и контрапоста. Но не физическое движение тела, а выражение духовной энергии более всего волновало готического скульптора. Интерес к индивидуализации образа, наметившийся на «Королевском портале», был свойствен и мастерам, работавшим над скульптурой трансепта. Отцы церкви на южном фасаде отличаются друг от друга и обликом, и темпераментом. Рядом с вдохновенно проповедующим Мартином Турским стоит низенького роста Иероним, похожий на ученого схоласта XIII в.; папа Григорий Великий погружен в глубокое раздумье.
Монументальная живопись.
Германия
Наибольшего своеобразия немецкая монументальная живопись XIII века достигла в памятниках “зубчатого”, или “зигзагообразного”, стиля. Мастера “зубчатого” стиля порвали с романской недифференцированностью пластической массы, расчленили
одежду и тело, заставили каждое жить своей жизнью. Теперь спорили не контур и заполняющий его рисунок, но тело и одеяние. В монументальной живописи первые признаки нового стиля стали заметны около 1210 года. К ранним его примерам относится
• декор потолка церкви Святого Михаилав Хильдесхейме (первая четверть XIII в.).
В этом произведении огромная роль принадлежит обостренно гибкой и нервной линии, преобразующей византийскую подоснову.
Прикладное искусство.
• Рака трех волхвов (Кёльн), мастер Николай Верденский - реликварий с мощами волхвов.
Знаменитый на всю Европу золотых дел мастер, начал работу над тройным реликварием в 1181 году. Каждый из трёх царей покоится в отдельном саркофаге. В целом пирамидальная конструкция (два саркофага внизу и один над ними) напоминает базилику. По стенкам саркофага рассажены 74 рельефные фигуры из позолочённого серебра, изображающие пророков (внизу) и апостолов (сверху), а также сцены из жизни Христа.
Этим же мастером по византийскому образцу были выполнены
• 45 позолоченных медных пластин для Верденского (Клойстнебургского) алтаря.