Прочие: Библия Пантеона, Библия Флорефф.

· Очень сильно зависит от места, в котором находится

· Выделение жанров

· Опора на каролингское наследие – уже не очень сильно видно античность

· Появление синтетических картинок – соединение текста и образа

· Появление морализованных бибилий! – спопоставление сюжетов из ветхого и нового заветов

· Тяготение к энциклопедичности, попытка уложить все смыслы в одну книжку!

· Тенденция латинского мира к созданию схем и таблиц смыслов НО ни в одну систему не может уложиться все знание латинского мира, которое он может произвести

ü Несобранность тенденций

ü Все непохоже

ü 13 в – возникновение самых больших!

Германия:

o В середине 11 в. изображения становятся более монументальными, для них характерна величественность осанки и репрезентативность образа. Начинаются поиски закономерной, уравновешенной композиции, рисунок становится более спокойным.

o С точки зрения содержания миниатюра этого времени обнаруживает стремление к обширным циклам, взятым главным образом из Нового завета. Наступает время богословской разработки догматов христианской церкви как общей основы для мировоззрения, охватывающего небо и землю, — время ранней схоластики

o На страницах средневековых рукописей изображение вещей в их действительных связях часто вытесняется теперь системой изобразительных символов, непонятных без тщательного изучения деталей и чтения надписей умозрительного содержания.

o 12 в. – расцвет кельнской школы. Миниатюры отличаются живописными тенденциями

o обычные религиозные темы уже не являлись единственным материалом искусства книги. Чисто церковные мотивы оттеснялись более свободными и светскими

o Появлялись иллюстрированные хроники, исторические сочинения, сборники постановлений обычного права

o С точки зрения стиля миниатюра уже приближалась к формам готики. В рукописях светского содержания люди часто изображены в костюмах своего времени. Фигуры становятся удлиненными и гибкими, позы не лишены грациозности, одежды ниспадают красивыми складками. Появляются (получившие позднее очень большое распространение) фоны в виде пестрого ковра из цветов и листьев или покрытые шахматным узором

o Новое содержание внесло существенные изменения и в технику миниатюры, которая стала более гибкой. Обычно это рисунок пером, тонко раскрашенный водяными красками. Такая манера облегчала художнику изложение сюжета в быстро схваченных и подвижных зрительных образах

v Евангелие Генриха Льва, 1175-1188г.

Везде все подписывается, везде развиваются свитки. Не возможно ошибиться в смысле. Все это потом приведет к созданию морализованных библий, где будут сопоставляться сюжеты из ветхого и нового заветов, причем иногда с апокрифами или выдержками. То есть видно тяготение к энциклопедичности, к попытки уложить в одну книжку все смыслы и знать, что там все обо всем сказано.

v «Hortus deliciarum» (1175, рукопись погибла в 1870 г. при пожаре Страсбургской библиотеки)

- аббатисы Герарды фон Ландсберг

- своеобразная энциклопедия, в которой само содержание требовало от мастера большой наблюдательности и чувства реальной жизни

Англия:

o Громадное впечатление на английских миниатюристов произвела Утрехтская псалтырь, попавшая в Англию в конце 10 в.,— ее копировали бесчисленное количество раз

o После завоевания Англии нормандцами традиции старой винчестерской школы исчезли, а связи с материковыми скрипториями не только не прервались, но, наоборот, стали теснее. Вместе с нормандскими завоевателями в Англию устремилось множество духовных лиц, переплетчиков, миниатюристов. Так, например, в 1077 г. весь монастырь Сент Этьен из Кана перебрался в Сент Олбен.

o Самыми значительными скриптериями обладали монастыри Сент Эдмунд и Сент Олбен. Возобновили свою деятельность Винчестерский монастырь и два Кентерберийских; на севере вновь возрождались скриптории Дерхема

o Начиная с 12 в. в Англии стали широко распространяться иллюстрированные календари, поражающие фантазией и своеобразием почерка художников.

o Особенно яркая фантазия присуща художникам, украшавшим рукописи бестиариев. Бестиарии — поучительные рассказы о жизни животных, в которых звери часто фигурируют в басенных ситуациях, свойственных человеку.

v Псалтирь Сент-Олбанс (1119-1146) библиотека Годехарда в Хильсхайме

- сорок пять страниц иллюстраций и многочисленные инициалы, многие из которых выполнены в виде жанровых сценок

- псалтырь Годехарда иллюстрирована сюжетами из библейских и евангельских текстов; изображения людей в этих миниатюрах отличаются некоторой однообразностью, слабой выразительностью лиц, колорит их несколько тяжеловат

v Винчестерская псалтирь

- пестро, цветно

- византийское влияние: рассказать и показать + латинское влияние: показать конструкцию смысла

v Винчестерская библия (конец 12 в.) Нью-Йорк, коллекция Моргана

- богатейший узор инициалов и разнообразными по сюжету оформления страницами

- в рукописи несколько миниатюр остались незаконченными; выполнен лишь четкий рисунок пером, дающий живую характеристику персонажей

- В законченных миниатюрах художник оплетал рисунок сложным растительным орнаментом, создавая тонкую по красочной гамме и по изощренному ритму композицию

v Иллюстрированный Теренций

- иконография имеет тенденцию сжаться в значок

- многословность, многосоставность и структурность сознания 12 в!

v Карта мира.

Есть такое изображение. Квадрат, в него вписан ромб. Ромб разделен на три части, в нижней чуть ниже половины по горизонтали отделена Европа. То, что выше разделено по вертикали напополам, там Азия и Африка. Если это все растянуть и повернуть, то что-то даже приближается к реальности. Ромб заканчивается кружочками (там обозначены стороны света), а в треугольниках, полученных между ромбом и квадратам тоже в кружочках помещены надписи с силами (что ли) природы (влажный, горячий, и тд). Важно то, что они учатся вкладывать смыслы в образ. Для грека образ уже самодостаточен. Здесь демонстративно-наглядный принцип.

v Псалтырь Эдвайна (ок. 1170 г.) Кембридж, библиотека Тринити-колледжа

- очень свободная копия Утрехтской псалтыри

- Это вполне оригинальное произведение с перовыми рисунками — новыми по тематике и по композиционному решению

- Сравнительная характеристика двух рукописей (подлинника и копии) позволяет выявить свойственные кентерберийской школе черты, внесенные переписчиками. В данном случае художники смело соединили библейские сюжеты со сценами из жития саксонских и кельтских святых, украсили инициалы персонажами легенд о короле Артуре

v Псалтырь из аббатства Шефстбери (конец 12 в.) Британский музей

- Жанровые фигурки (например, для февраля — греющийся у костра старик) смело введены в канву религиозных сюжетов.

Наши рекомендации