Церкви Клюни II и Клюни III. Церкви в Паре-ле-Мониаль, Отене и Везле. Скульптура Клюни, Отена и Везле. Живопись Берзе ла Вилль.
Клюни | Паре-ле-Мониаль | Везле | Сен-Лазар в Отене |
· Создание третьей церкви аббатства Клюни = апофеоз французской романики (начало строительства 1088 – 1120е)
· Клюни = возникновение могущественного почтенного монашеского ордена
· 12в – Эпоха городских соборов
v Клюни, Бургундия
- самая большая церковь тогдашней Европы (длина 127м, ширина 40м, пролет центрального нефа 12м)
- замысел преследовал цель создать здание, достойное монастыря, прозванного «Вторым Римом»
- 5 нефов, обширный хор с обходом и венцом капелл, два расположенных в восточной части трансепта и очень длинный нартекс
- базилика с высоким центральным нефом и низкими боковыми – характерно для Бургундии
- венчало 5 башен: по сторонам западного фасада, на средокрестье, на концах большого трансепта
- 1220г: с западной стороны пристроено низкое трехнефное здание
- внутренний облик: опорные столбы сложного профиля с тягами полуколонн на всю высоту нефа; аркада главного нефа – стрельчатое очертание; вся форма построена на мелких делениях – начало дематериализации формы!
- подразделение формы важнее, чем ее телесно-смысловое присутствие! Упорядочивание + изменение порядка важнее, чем масса
- строители решились увеличить высоту и ширину центрального нефа и прорезали его стены оконными проемами. Это было очень смело, поскольку в романской строительной системе нагрузку перекрытия равномерно несла вся стена. Цилиндрическому своду были
приданы легкие стрельчатые очертания, что уменьшило боковой распор и позволило сделать большие оконные проемы, но все же конструкция не была вполне надежной
- 1125 г: своды обрушились, и храм был восстановлен лишь в 1130 году; 1807 г: разрушена, и от нее сохранилась лишь часть южного рукава трансепта
= Артикуляция мелких форм + Дематериализация + Стрельчатая арка НО еще не сложился готический свод (1140е – рождение готики в Сен-Дени)
v Церковь в Паре-ле-Мониаль (ок.1100г)
- чрезвычайно развитый трансепт, могучая шестигранная башня над средокрестием и меньшими четырехгранные башни главного фасада
- как и Клюни: высокий центральный неф со стрельчатым сводом, развитый хор с венцом капелл, значительный по масштабам нартекс
- расчлененный наружный облик; ясно выступают отдельные объемы, из которых складывается здание
v Сен-Лазар в Отэне (1112-1132)
- ?останки Лазаря, брата Марии Магдалины
- высокий светлый центральный неф, перекрытый стрельчатым сводом на подпружных арках
- стена нефа разделены на три (!) части (характерно для готики)
v Сен-Мадлен в Везле (1096-1035)
-? Реликвии Марии Магдалины
- некоторые части (хор, трансепт, южная башня фасада) получили черты ранней готики
- !!! применение крестовых сводов в центральном нефе; пролеты крестовых сводов разделены мощными подпружными арками, выложенными из чередующихся светлых и темных камней
- стены осмысляются многоярусной системой ордера
- Церковь в Везеле - прекрасный пример той связи с окружающей природой, которая характерна для ряда романских храмов. Она расположена на гребне высокого холма, господствуя над всей окружающей местностью = богатая разработка композиции и главного, западного фасада и алтарной, восточной части и важное композиционное значение большой башни над средокрестием, столь характерной для многих романских церквей. Вокруг нее как бы группировались архитектурные объемы; с любой точки зрения она воспринималась в качестве композиционного центра храма, господствующего своими спокойно-могучими формами над небольшими строениями монастырских служб или группой маленьких домов небольшого городка, к тому же часто расположенного у подножия холма, который, подобно пьедесталу, возносил храм над всей округой