Линейный центр Р. Ф. Малькольмсо-на со скоростной дорогой


на по основному модулю, равному 1 акру, и прилегает к дороге, с кото­рой связаны важные общественные здания и места приложения труда. На плане города помещен короткий текст, характеризующий весь за­мысел. Но и здесь Райт в очень общих словах сосредоточивает свое внимание главным образом на том, чего в новом городе не будет:

«Никакой частной собственности на общественные блага. Никаких транспортных проблем. Никаких рвов вдоль дорог. Никаких трущоб».

Жестокой иронией можно считать то, что описанная Райтом идилли­ческая Усония23, покрытая его антигородами вдоль автомагистралей, была воплощена в жизнь так скоро и в таком деформированном, отнюдь не идиллическом виде. Это те стихийно выросшие бесконечные приго­роды крупных американских городов, домики которых, особенно вдоль дорог, сливаются в нагромождения, среди которых нельзя разобрать границ отдельных городов и уловить различие между городом и при­родой. Эти «ribbon-development» являются в то же время некими сти­хийно выросшими линейными городами или, скорее, линейными приго­родами, разрастающимися словно вьющиеся растения вдоль дорог и опутывающими всю местность. Это бесконечные потоки автомобилей и все больше «Drive-in» — зданий, где можно посмотреть фильм, провес­ти финансовую сделку, поесть, а также помолиться, можно сказать, не выходя из машины. Это тот мир, утрированную картину которого, как бы предостерегая, рисует в своих романах и повестях Р. Бредбери.

В Грюэн так характеризует взгляды молодых американцев на рас­селение: «У нас есть автомобили и мы можем ездить со скоростью 100 миль в час, у нас есть телевизоры и поэтому мы можем жить да­леко друг от друга. Нам больше не нужен город и мы можем создать новую форму расселения, при которой прямые контакты людей будут заменены искусственной связью»25.

Сория и Мата, Гинзбург, Милютин, Бруно Таут, Ле Корбюзье и Райт разработали основные дезурбанистические концепции, которые в различных вариантах нашли воплощение в ряде последующих работ. Мы уже говорили о теориях Гильберсеймера. Из военного периода не­обходимо привести еще поясную концепцию X. Л. Серта. В отличие от Милютина он размещает общественное обслуживание в поясе среди жилой застройки, расчлененной на «городские массивы», по 50—80 тыс. жителей, и делит каждый из них на семь микрорайонов.

В Чехословакии проблемами поясных и линейных городов больше Есего занимался Иржи Воженилек. Наиболее известен его проект про­мышленного района на 7500 жителей, представляющий собой строгую геометрическую фигуру, привязанную к отчетливой оси, связывающей промышленность с жильем. Вместе с В. Кубечкой он разрабатывал так­же эскизы промышленных жилых поясов, которые сам характеризовал, как «цепь поселков, расположенных вдоль основных транспортных ар­терий. Положение поясов в отдельных поселках, будь то перпендикуляр­но или параллельно по отношению к транспортным путям, зависит и от характера рельефа и от величины жилой единицы»26.

Многие занимались линейными городами и в послевоенное время. Довольно большую работу посвятил им Мишель Космин, главным об­разом вопросам их членения27. Книга Космина повторяет известные принципы, но интерес представляют его рисунки, доказывающие, что при создании укрупненных комплексов необходимо учитывать развитие жилой зоны вдоль поперечных осей, чтобы она не растягивалась не­пропорционально.

Новые моменты в теорию города внес проект «линейного центра со скоростной дорогой» американского архитектора Реджинальда Ф. Малькольмсона, разработанный им в 1955 г. От других разработок такого типа этот проект отличается тем, что здесь идея линейного прин­ципа распространена на городской центр, а также тем, что основной



Линейный центр Р. Ф. Малькольмсо-на со скоростной дорогой - student2.ru



Линейный центр Р. Ф. Малькольмсо-на со скоростной дорогой - student2.ru 0 100



Ю'ОО

2900 м



Владимир Кубечка и •:-:и Воженилек. Уча-~к промышленного г.:а: 1944 г. Исполъ-: .щиг принципа пояс-:■:> города. По проекту :.'полагается рабочую ..одежь разместить в теонатах, создать ■ ■■.:гы коллективных :-'.ов и общественных -.трое, а на склонах :троить индивид уаль-.-: дома

транспортной линией является скоростная дорога, окруженная ком­пактной застройкой и регулярным ритмом башенных домов. Если в предыдущих проектах линейных городов учитывались такие виды транс­порта, как трамвай или автомобиль, то в данном случае основу транс­портной сети составляет скоростная электродорога и железнодорожный путь, дополненные двумя автомагистралями. Поскольку вводимые им виды транспорта обладают большой мощностью, архитектор Маль-кольмсон предполагает застраивать свой линейный город не изолиро­ванными индивидуальными домами, как Сория и не одним единым ли­нейным домом, как Гинзбург или Ле Корбюзье. Транспортные линии пронизывают специальное сооружение шириной 400 м и высотой в шесть этажей. Это сооружение предназначено для автостоянок и гаражей; на его верхнем этаже размещаются учреждения культуры. Через каждые 800 м в поперечном направлении поставлены семиэтажные администра­тивные здания. Кроме того, на тех же расстояниях с двух сторон воз­двигнуты огромные 45-этажные звездообразные административные здания. Такой линейный центр может неограниченно расти в длину. От жилой застройки он отделен зеленым поясом, в котором устроены скверы и спортивные площадки.

Проект Малькольмсона представляет собой одну из немногих кон­цепций, в которых учитываются возможности скоростной дороги.



Линейный центр Р. Ф. Малькольмсо-на со скоростной дорогой - student2.ru



Линейный центр Р. Ф. Малькольмсо-на со скоростной дорогой - student2.ru 600 1000

2000 г*



63. Реджинальд Маль-кольмсон. Линейный центр со скоростной до­рогой; 1959 г. Ориги­нальный проект, в кото­ром, однако, большие возможности введенных средств транспорта не использованы для улуч­шения связи жилой и производственной зоны

/ — центр; 2— магазины; 3 — башенные администра­тивные дома; 4 — жилая территория; 5 —промыш­ленность

Наши рекомендации