Линейный центр Р. Ф. Малькольмсо-на со скоростной дорогой
на по основному модулю, равному 1 акру, и прилегает к дороге, с которой связаны важные общественные здания и места приложения труда. На плане города помещен короткий текст, характеризующий весь замысел. Но и здесь Райт в очень общих словах сосредоточивает свое внимание главным образом на том, чего в новом городе не будет:
«Никакой частной собственности на общественные блага. Никаких транспортных проблем. Никаких рвов вдоль дорог. Никаких трущоб».
Жестокой иронией можно считать то, что описанная Райтом идиллическая Усония23, покрытая его антигородами вдоль автомагистралей, была воплощена в жизнь так скоро и в таком деформированном, отнюдь не идиллическом виде. Это те стихийно выросшие бесконечные пригороды крупных американских городов, домики которых, особенно вдоль дорог, сливаются в нагромождения, среди которых нельзя разобрать границ отдельных городов и уловить различие между городом и природой. Эти «ribbon-development» являются в то же время некими стихийно выросшими линейными городами или, скорее, линейными пригородами, разрастающимися словно вьющиеся растения вдоль дорог и опутывающими всю местность. Это бесконечные потоки автомобилей и все больше «Drive-in» — зданий, где можно посмотреть фильм, провести финансовую сделку, поесть, а также помолиться, можно сказать, не выходя из машины. Это тот мир, утрированную картину которого, как бы предостерегая, рисует в своих романах и повестях Р. Бредбери.
В Грюэн так характеризует взгляды молодых американцев на расселение: «У нас есть автомобили и мы можем ездить со скоростью 100 миль в час, у нас есть телевизоры и поэтому мы можем жить далеко друг от друга. Нам больше не нужен город и мы можем создать новую форму расселения, при которой прямые контакты людей будут заменены искусственной связью»25.
Сория и Мата, Гинзбург, Милютин, Бруно Таут, Ле Корбюзье и Райт разработали основные дезурбанистические концепции, которые в различных вариантах нашли воплощение в ряде последующих работ. Мы уже говорили о теориях Гильберсеймера. Из военного периода необходимо привести еще поясную концепцию X. Л. Серта. В отличие от Милютина он размещает общественное обслуживание в поясе среди жилой застройки, расчлененной на «городские массивы», по 50—80 тыс. жителей, и делит каждый из них на семь микрорайонов.
В Чехословакии проблемами поясных и линейных городов больше Есего занимался Иржи Воженилек. Наиболее известен его проект промышленного района на 7500 жителей, представляющий собой строгую геометрическую фигуру, привязанную к отчетливой оси, связывающей промышленность с жильем. Вместе с В. Кубечкой он разрабатывал также эскизы промышленных жилых поясов, которые сам характеризовал, как «цепь поселков, расположенных вдоль основных транспортных артерий. Положение поясов в отдельных поселках, будь то перпендикулярно или параллельно по отношению к транспортным путям, зависит и от характера рельефа и от величины жилой единицы»26.
Многие занимались линейными городами и в послевоенное время. Довольно большую работу посвятил им Мишель Космин, главным образом вопросам их членения27. Книга Космина повторяет известные принципы, но интерес представляют его рисунки, доказывающие, что при создании укрупненных комплексов необходимо учитывать развитие жилой зоны вдоль поперечных осей, чтобы она не растягивалась непропорционально.
Новые моменты в теорию города внес проект «линейного центра со скоростной дорогой» американского архитектора Реджинальда Ф. Малькольмсона, разработанный им в 1955 г. От других разработок такого типа этот проект отличается тем, что здесь идея линейного принципа распространена на городской центр, а также тем, что основной
0 100
Ю'ОО
2900 м
Владимир Кубечка и •:-:и Воженилек. Уча-~к промышленного г.:а: 1944 г. Исполъ-: .щиг принципа пояс-:■:> города. По проекту :.'полагается рабочую ..одежь разместить в теонатах, создать ■ ■■.:гы коллективных :-'.ов и общественных -.трое, а на склонах :троить индивид уаль-.-: дома
транспортной линией является скоростная дорога, окруженная компактной застройкой и регулярным ритмом башенных домов. Если в предыдущих проектах линейных городов учитывались такие виды транспорта, как трамвай или автомобиль, то в данном случае основу транспортной сети составляет скоростная электродорога и железнодорожный путь, дополненные двумя автомагистралями. Поскольку вводимые им виды транспорта обладают большой мощностью, архитектор Маль-кольмсон предполагает застраивать свой линейный город не изолированными индивидуальными домами, как Сория и не одним единым линейным домом, как Гинзбург или Ле Корбюзье. Транспортные линии пронизывают специальное сооружение шириной 400 м и высотой в шесть этажей. Это сооружение предназначено для автостоянок и гаражей; на его верхнем этаже размещаются учреждения культуры. Через каждые 800 м в поперечном направлении поставлены семиэтажные административные здания. Кроме того, на тех же расстояниях с двух сторон воздвигнуты огромные 45-этажные звездообразные административные здания. Такой линейный центр может неограниченно расти в длину. От жилой застройки он отделен зеленым поясом, в котором устроены скверы и спортивные площадки.
Проект Малькольмсона представляет собой одну из немногих концепций, в которых учитываются возможности скоростной дороги.
600 1000
2000 г*
63. Реджинальд Маль-кольмсон. Линейный центр со скоростной дорогой; 1959 г. Оригинальный проект, в котором, однако, большие возможности введенных средств транспорта не использованы для улучшения связи жилой и производственной зоны
/ — центр; 2— магазины; 3 — башенные административные дома; 4 — жилая территория; 5 —промышленность