Vi. почему сократу не нужно было ни дорогой пищи, ни дорогой одежды

Пришел к Сократу раз один учитель, посмотрел на его жизнь и говорит:

- Ну, видел я теперь твою жизнь, Сократ; ешь ты самую грубую пищу, одежду

носишь тоже самую простую, да и без перемены, ту же и зимой и летом; а обуви

у тебя и вовсе нет. Для чего же тебе твоя мудрость, если от мудрости твоей

жизнь твоя тяжелая?

- А ты слышал ли, чтобы я когда жаловался? - спросил Сократ.

- Нет, не слыхал; ты не жалуешься. Да все-таки житье твое неприятное. Пищи

и питий у тебя вкусных нет, и не знаешь ты удовольствия.

- Нет, - сказал Сократ, - никто так приятно не ест и не пьет. А отчего? Я

тебе сейчас скажу. Ты сам знаешь, что самая простая пища кажется вкусней

самой дорогой, когда проголодаешься; ну, вот я так и делаю, не ем, пока не

голоден, не пью, пока пить не хочется, так на что мне дорогие кушанья и

напитки? Мне простое вкусней дорогих. А об одежде скажу тебе, что никакой

другой мне не нужно. Ты знаешь, что у людей две одежды - одна на зиму,

другая на лето, потому что им летом в зимней жарко, а зимой в летней

холодно. Ну, вот я так приучил свое тело, - сказал Сократ, - что мне летом

не жарко, а зимой не холодно. И по жаре и по холоду иду куда мне следует.

Так зачем же мне заводить другую одежду?

- Положим, ты так приучил себя, - сказал учитель, - а зачем другим людям

так жить, как ты живешь?

Сократ сказал ему:

- А вот послушай. Придет ко мне человек в нужде и к тебе и скажет: помоги

мне. Кому из нас легче помочь ему - тебе или мне? Ты подумаешь: и рад бы

помочь, да самому много надо. Отдал [бы] ему - сам буду нуждаться. Помог бы

ему в работе - времени жаль; подумаешь: я за это время сколько могу

заработать для себя. А вот мне - другое дело. Я всегда готов помочь другому,

потому что мне для себя немного нужно. И времени не жалею, потому что денег

за него не беру: учу даром.

- Это так, - сказал учитель.

- Или вот еще, - опять сказал Сократ, - положим, пришло трудное время для

народа, нужно послужить обществу. Ты подумаешь: как бы только меня не

выбрали, потому в своих делах мне тогда будет убыток. А меня ничто не

держит, я с радостью иду служить.

- Твоя правда, - сказал учитель, - а все же я лучше бы согласился умереть,

чем жить, как ты. Удивляюсь, что находится столько охотников слушать тебя.

- Слушают-то многие, да исполняют немногие, - сказал Сократ. - Иные

послушают-послушают, да и уходят на прежнюю жизнь. А есть и такие, что

остаются и живут так, как я советую, и так же, как и я, не жалуются и

говорят, что стали счастливее, чем прежде. Мы знаем ваше счастье, потому что

мы от него пришли к своему, а вы нашего не знаете, потому что вы его не

испытали.

Пошел от Сократа учитель и рассуждал сам с собой: "Как теперь думать о

Сократе? Многие считают его полуумным чудаком, осуждают его, смеются над

ним, а мне теперь кажется, что он хороший, справедливый человек".

VII. О БРАТСКОМ ЖИТЬЕ

Узнал раз Сократ, что один богатый купец разошелся со своим братом родным.

Встретил он этого купца и стал ему говорить:

Удивляюсь, - говорит, - тебе: ты человек умный, хозяйственный, стараешься

побольше нажить, нанимаешь приказчиков, ищешь в свое дело товарищей, а с

братом своим разошелся. Разве худо жить с братом в согласии?

- Жить с братом хорошо, - отвечал купец, - только с каким братом? Мой вот

брат с чужими хорош, а я от него ничего хорошего не видал.

- Так ты сам, может быть, с ним дурно обходишься? - спросил Сократ.

- Я умею ласково говорить с тем, кто ко мне ласков, и делаю добро тому,

кто ко мне добр; а быть добрым к тому, кто словом и делом старается мне

сделать неприятность, я не могу и не намерен, - с огорчением отвечал купец.

- Скажи же мне, - сказал Сократ, - как поступил бы ты с человеком, если бы

хотел с ним подружиться?

- Да как поступил? - сказал купец.

- Как все поступают - делал бы ему приятное: звал бы его к себе, угощал

тем, что есть лучшего, помогал бы во всяком деле, давал бы денег, если ему

нужны.

- Так ты вот это самое и сделай для брата и увидишь, что он к тебе

переменится.

- Стану я ему первый кланяться, а он еще, пожалуй, отвернется. Только

перед людьми стыдно будет.

- Поступать хорошо никогда не стыдно, - сказал Сократ, - и хорошие люди не

посмеются над этим. А если брат и тогда не станет с тобой жить по-братски,

то ты будешь знать, что ты сделал что следует и что брат один твой виноват.

Да и не будет этого, - сказал Сократ. - Ты только сделай так. Я знаю, как

твой брат дружно умеет жить с людьми. Начните новую братскую жизнь и будете

счастливы, потому что будете жить, как Бог велел.

- Два брата, - сказал Сократ, - все равно, что два глаза, две руки, две

ноги у человека. Руки назначены Богом для помощи друг дружке, так же и брат

брату. Что бы было, если бы одна рука стала мешать другой? А ты знаешь, руки

не мешают, а помогают друг дружке. На то руки. И тем есть польза друг от

друга. А брату от брата еще гораздо больше пользы, чем руке от руки, глазу

от глаза, ноге от ноги: руки и ноги могут помогать друг другу только вблизи,

немного дальше аршина, а брат помогает брату, хоть будь он на другом конце

света. Оба глаза могут смотреть только в одну сторону, а брат более всего

полезен брату там, где своими глазами он досмотреть не может. Братски Бог

велел жить со всеми людьми, и уж кто со своим родным братом не живет

по-братски, тот не исполняет закона Божеского.

Наши рекомендации