Бионическая архитектура современной России
Одним из ведущих архитекторов современной России является петербургский архитектор Борис Левинзон (род. 1949) (рис. 34), главный архитектор ООО «Бионика Строй». Он решил в своих творениях соединить человеческое жилье по «последнему слову прогресса» и гармонию природы. Его дома - это настоящие произведения высокого искусства, где форма подчинена законам живой и неживой природы.
Рисунок 34 - Борис Левинзон (фото) [9]
По проекту Левинзона. в Сестрорецке под Петербургом в 1999 г. появился частный дом «Дом с глазами» (см. рис. 35).
Форма здания – это вариации природных форм. Дом сливается с пейзажем, плавно в него перетекая. Как и всё в природе, он развивается, прорастает в землю бассейном и гаражом, стелется по земле садами с оградами, беседками и лавочками, покоряет воздух террасами и балкончиками. Окна здания действительно похожи на зоркие глаза, осматривающие землю, деревья и небо.
В 2003 г. на территории ЛЕНЭКСПО был сооружен выставочный экземпляр загородного дома «Дом-дельфин» (проектирование и строительство – ООО «Бионика Строй», автор проекта - Борис Левинзон, рабочее проектирование - архитектор Андрей Босов, конструкторы - Нина Лисецкая, Дмитрий Кресов) (см. рис. 36).
«Дом-дельфин» виден издалека. Крутобокий, с синей спиной-крышей и стеклянными плавниками и, он царит над выставочным коттеджным городком.
Рисунок 35 - «Дом с глазами». Б. Левинзон. 1999: а, б – внешний вид [10]
Рисунок 36 - «Дом-дельфин». Б. Левинзон. 1999: а, б – внешний вид [10];
в – винтовая лестница внутри [9]
«Дельфин» - это настоящий дом-скульптура. Необычная форма здания требовала особой технологии строительства. «Скелет» из металла одет в бетон, который заливался в деревянную форму. И уже готовое «тело» довели до совершенства отделкой. Учитывая сложные плавные линии строения, штукатурка, помимо экологичности, износостойкости и декоративных качеств, должна была обладать высокой пластичностью, особенно когда речь шла о сложных участках, где наносился четырехсантиметровый слой без армирования.
Просторное помещение первого этажа «Дельфина» насыщено светом, льющимся из огромных, во всю стену окон. Недалеко от входа, вдоль глухой боковой стены разместилась кухня. А уголок напротив заняла столовая с уютными диванчиками и столиком. Полузаслоненные от сияющих окон плавными выступами стен, зоны кухни и столовой приобретают некоторую обособленность и выглядят уютно. Обширное пространство у окна, залитое светом, идеально для зимнего сада и любования окрестным пейзажем. Из центра зала на второй этаж ведет винтовая лестница, похожая на изящную статуэтку (рис. 36 в).
Второй этаж предполагает наличие двух спален, малой гостиной и малой столовой. Комнаты разделены полуажурными в верхней части стенами, «узор» которых может быть забран матовым или цветным стеклом. Два глухих шарообразных помещения по бокам («щечки дельфина») предназначены для сауны и ванной. Пространство второго этажа опоясано полукругом внутреннего балкона. Плавно струящиеся линии помещений, перетекающих одно в другое, не «царапают» взора острыми углами.
Автор проекта утверждает, что параметры внутреннего устройства дома могут быть изменены в соответствии с пожеланиями заказчика. Например, если освещение кажется слишком ярким, можно тонировать стекла, закрыть жалюзи или сделать раздвижные окна-двери по-японски. А четыре небольшие комнаты верхнего этажа можно превратить в две более просторные. В целом, дом создает ощущение внутренней свободы, открытого пространства и свежего воздуха.
Загородные дома Бориса Левинзона вызывают у неподготовленного российского потребителя разные ощущения - от восторга до полного неприятия. Ведь в архитектуре Советского Союза не было органической архитектуры, а бионика развивалась в основном на проектно-теоретическом уровне. И лишь изучение истоков органической архитектуры будет способствовать правильной и объективной оценке российской ветви этого направления.
Глава 4 «ЗЕЛЁНЫЙ ДОМ»- СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Направление в архитектуре и градостроительстве «Зеленый дом» («GREEN BUILDING») также сформировалось на идеях органической архитектуры. Его приоритетом является создание самостоятельных экологических систем (т.е. внутренних ресурсов для обеспечения электроэнергией, теплом, водой, вентиляцией) с целью приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды и потребностей человека.
Спроектированный архитектором Уильямом МакДонах (род. 1951) (рис. 37) по заказу американского журнала Fortune жилой дом - «Башня будущего» («Башня завтрашнего дня») (см. рис. 38), объединяет в себе все наработки эко-дизайн.
Рисунок 37 - Уильям МакДонах (фото) [11]
Она представляет собой небоскреб, работающий как дерево: здание вырабатывает кислород, дистиллирует воду, вырабатывает энергию, и меняется в зависимости от времени года. Здание имеет аэродинамическую форму, уменьшающую давление ветра, так же гнутая форма уменьшает количество необходимых для возведения строительных материалов, увеличивая конструктивную прочность и объем внутреннего полезного пространства.
В здании большое количество растительности, расположенной на кровле и трехэтажных атриумах с садами на восточной стороне. Зеленая крыша и многоэтажный сад в атриуме во всю высоту западного фасада башни будут не только вырабатывать кислород, но и охлаждать здание, собирая и очищая дождевую воду. Использованная вода из раковин и ванн будет использоваться для их поливки. Северный фасад изнутри покроют положительно заряженными мхами, которые будут поглощать вредные частицы из воздуха. На южном фасаде установят около 10 000 кв. м солнечных батарей, которые будут вырабатывать до 40% необходимого зданию электричества. Остальную энергию, а также тепло будет производить небольшая электростанция, работающая на природном газе.
Рисунок 38 - «Башня будущего». У. МакДонах. 2008 : а, б - внешний вид;
в – внутренний интерьер [11]
В проект заложено также и то, что все строительные материалы, мебель, фурнитура и даже моющие средства, используемые жильцами, будут экологически чистыми и могут быть переработаны по завершении их использования.
Проект «Башня завтрашнего дня» официально представлена на конференции по проблеме рационального использования энергии World Future Energy Summit (WFES) в Абу-Даби 21-23 января 2008 года.
Жители мегаполисов ощущают постоянный дефицит общения с природой. Желая восполнить этот дефицит, современные зодчие создают зелёные оазисы среди небоскрёбов, офисных зданий и торговых центров. Интересный пример таких проектов - японские Парки Намба (Namba Parks) в Осаке (рис. 39). Комплекс возведён в 2003 году по проекту архитектурного бюро «Джерде» (Jerde).
Восьмиэтажный террасный комплекс воплотил современное видение Висячих садов Семирамиды, где посетитель может насладиться прелестью цветов, прогуляться по зелёным террасам и послушать журчание искусственных прудов и водопадов.
Рисунок 39 - Парки Намба (Осака, Япония) [2]
Рассмотренные примеры зданий созданы из разнообразных материалов, с использованием различных технологий. Но их создателей объединяет главное - стремление не поразить своей необычностью, а показать, что жилище и среда обитания человека могут быть органичны с природой - как по своим функциональным, так и по эстетическим качествам. Именно это и является основным принципом органической архитектуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крупнейший теоретик архитектуры и плодотворный практик, Райт не создал своей архитектурной школы, но за 70 лет своего творческого пути оказал огромное влияние на развитие современной западноевропейской архитектуры. Его принципы органической архитектуры, его идеи о жизни среди природы заставили архитекторов и конструкторов и дизайнеров обратиться к живой природе, они всё чаще творят свои шедевры в органическом стиле.
Уставший от суеты современный человек стремится попасть в уютную и комфортную среду. Внутри органического здания возникает ощущение погруженности в необычный мир, в котором в равновесии сосуществуют постоянство и изменение, симметрия и асимметрия, защищенная интимность и широкая открытость. В бионическом строении даже небольшое движение меняет восприятие пространства, и человек испытывает ощущение движения в покое, и покоя - в движении пространства.