Промышленные зоны должны быть отделены от жилых районов, а пространство между ними превращено в зеленую территорию
Промышленные города должны строиться вдоль каналов, шоссейных и железных дорог либо последовательно вдоль трех перечисленных путей. Город станет линейным, а не концентрическим. В этом случае жилые районы будут строиться параллельно промышленным предприятиям и расширяться по мере их разрастания. Их будет разделять зеленая зона.
Жилище отныне будет создаваться среди природы, оно будет полностью защищено от шума и пыли, оставаясь при этом вблизи места работы, что исключит длительные ежедневные переезды и позволит людям больше пользоваться своим семейным очагом. Застройка будет осуществляться тремя типами жилых домов: индивидуальными домами, обычно возводимыми в городах-садах, индивидуальными домами с небольшими участками и, наконец, многоквартирными домами с развитым обслуживанием, обеспечивающим удобство проживания.
Промышленные зоны следует строить вдоль железных дорог, каналов и шоссейных дорог
Возрастающие скорости механического транспорта требуют создания более совершенных транспортных артерий или реконструкции существующих шоссе, железных дорог и каналов. Реконструкция должна осуществляться с учетом нового размещения промышленных предприятий и возводимых при них жилищ для рабочих.
Ремесленное производство, непосредственно обслуживающее население, необходимо размещать на специально отведенных территориях в черте городов
Ремесленное производство отличается от промышленного и должно размещаться в непосредственной близости от потребителя. Его источником является сама жизнь города. Печатное и ювелирное производство, портняжное дело и мода создаются и вдохновляются самой атмосферой городской жизни. Речь идет о предприятиях, непосредственно обслуживающих повседневные потребности городских жителей, поэтому их местоположение можно допускать в центральных частях городов.
50. Деловой центр, где размещаются государственные и частные административные учреждения, должен быть хорошо связан с жилыми и промышленными районами, а также с ремесленными предприятиями, размещенными в центральных частях городов или вблизи от них
Административные учреждения приобрели важное значение в современной жизни, поэтому их размещению в городе должно быть уделено особенное внимание. Деловой центр должен находиться на пересечении транспортных артерий, связывающих между собой жилые и промышленные зоны, места размещения кустарных предприятий, административные учреждения, отдельные гостиницы, вокзалы и аэропорты.
«Невозможное стало возможным: разделение пешеходов и автотранспорта осуществлено...» Иллюстрация из книги Ле Корбюзье «Три формы расселения» (1959)
Движение
Итоги наблюдений
Современная уличная сеть в городах представляет собой паутину улиц, развившуюся вокруг основных дорог, начало которым положено в давние времена. В европейских городах создание этих дорог восходит к средним векам, а иногда и к античности
Некоторые города-крепости или центры колонизации уже при зарождении имели четкие и компактные планы. Сначала на чертеж наносились оборонительные укрепления строго геометрических очертаний; к укреплениям подходили основные дороги. Внутри эти города также получали четкую планировку.
Города другого, более распространенного типа создавались на пересечении двух больших дорог, проходящих через всю страну, или на пересечении нескольких радиальных дорог. Дороги тесно связаны с топографией местности и поэтому часто имели извилистую трассу. Первые дома строились вдоль этих дорог. Так было положено начало созданию главных улиц, к которым по мере разрастания городов примыкали многочисленные улицы и переулки второстепенного значения.
Направления главных улиц всегда диктовались определенными географическими условиями. Со временем их можно было перестраивать и восстанавливать вновь, но все же они всегда сохраняли историческую трассировку.
52. Большие улицы были построены в расчете на пешеходов и на конный транспорт. Сегодня они не удовлетворяют требованиям механического транспорта
Древние города окружались стенами в целях защиты. Поэтому они не могли расширяться в связи с ростом населения. Надо было экономно располагать жилище, чтобы разместить максимальное количество населения. Этим и объясняемся тесная сеть улиц и переулков с множеством входных дверей. Подобный подход к застройке привел к созданию системы небольших кварталов с узкими фасадами выходящих на улицы домов и дворами-колодцами.
Впоследствии, когда стены переносились на новые рубежи, создавались проспекты и бульвары за пределами исторического ядра, в черте которого сохранялась сложившаяся паутина улиц. Эти районы, уже давно не отвечающие требованиям новых времен, продолжают сохраняться.
Они по-прежнему представляют собой систему небольших жилых кварталов, являющихся продуктом исторического развития городов. Фасады домов выходят на тесные улицы и во дворы. Улицы имеют частые пересечения. Созданная в далекие времена уличная сеть совершенно не приспособлена к скоростям современного городского транспорта.
53. Размеры улиц старых городов не соответствуют требованиям современного скоростного транспорта и тормозят развитие этих городов
Проблема транспорта возникла из-за невозможности согласования естественных скоростей пешехода или лошади с механическими скоростями автомобилей, трамваев или автобусов. Их смешение — причина тысяч конфликтов. Пешеход передвигается при постоянной угрозе его жизни, в то время как механический транспорт вынужден без конца тормозить, оставаясь при этом смертельной угрозой для пешеходов.