Космологическая перспектива и общее представление о парапсихологических явлениях
Следует помнить, что для точного определения местоположения нового объекта требуются лишь два твердо фиксированных месторасположения и два точных угла. После их установления относительно легко сделать все остальное. На философском уровне становится понятно, что древние наверняка готовы были тратить время и силы на создание композиций на ландшафте только при условии, что воспринимали ландшафт как интегрированное целое. Всеохватывающие космологии вроде тех, что исповедовали коренные американцы, воспринимали небо и землю как отражения друг друга. Каждый круглый объект, независимо от того, был ли он посвящен богу, богине или влиянию звезды либо солнца, должен был восприниматься как средство получить доступ к духовным влияниям, которые наполняли жизнь людей. Могли быть лучший способ представить эту гармоничную концепцию, чем связав объекты вместе в интегрированном геометрическом рисунке?
Именно во время обследования объектов Бодмин-Мура я начал воспринимать различные свойства «энергии», которая могла быть влита в ландшафт.
Как я уже упоминал, во время моих прежних посещений различных объектов в районе Котсуолда я испытывал то, что я мог бы описать лишь как сильное ощущение покалывания в различных частях тела, но особенно в спине, ладонях и руках. Занимаясь изучением целительства, я начал различать «оттенки» этих: энергетических впечатлений. Для этого я просто проверял свои ощущения в каждом случае. В одних случаях они были живыми, стимулирующими, в других — более рассеянными, успокаивающими. Мозг начинали наполнять некие образы. Подобные ощущения я испытывал и в случаях парапсихологического целительства, но тогда упомянутые образы обычно имели отношение к клиенту. На местности же мои впечатления казались связанными с событиями далекого прошлого.
Каждый из кругов, которые я посещал на Бодмин-Муре, вызывал ощущения различного свойства, как-то связанные с более широкой композицией ландшафта. И все они были связаны с каким-либо аспектом целительства или духовных занятий. Одни круги, казалось, были тесно связаны со звездами, а другие — с экстрасенсорной матрицей планеты. Но в каждом из них я ощущал присутствие чего-то духовного, что я мог бы назвать «ангелом-хранителем» объекта.
Я сознавал, что конкретные круги использовались в определенные времена года вроде летнего или зимнего солнцестояния для особых церемоний. Быть может, они приводили в действие духовные силы, которые затем подпитывали через многоконтурную сеть матрицу всего района. Я это воспринял так, что некая широкая духовная осведомленность пробудила воображение, породившее эти объекты. К данной концепции я еще вернусь.
Анализ каменного круга
До сих пор в своем исследовании я пытался показать, что объекты были спроектированы по особой геометрической схеме. Тем не менее заслуживает упоминания еще одно косвенное доказательство: угловая расстановка от дельных камней, составляющих круг. Данные ландшафтной планировки указывают на частое использование определенных углов. Если схожие углы оказываются внутри самих каменных кругов, тогда становится понятнее появление тех же углов на местности.
Некоторые объекты — вроде Роллрайт-Стоунс в Оксфордшире — не поддаются такого рода исследованию, так как включают много мелких камней, близко расположенных друг к другу. Идеальными для изучения представляются объекты, состоящие из одиночных, отдельно стоящих камней, угловую расстановку которых легко проверить. Одна из проблем — в частности Бодмин-Мура — заключается в том, что многие круги были реставрированы. Поэтому нельзя быть уверенными в том, что нынешнее расположение камней соответствует изначальному.
В книгах, описывающих различные объекты, порой упоминаются камни, которыми отмечены главные ромбы или какая-либо астрономическая ориентация, а так же и «неправильно расположенные камни». Я надеялся найти уже готовое исследование данного района, которое значительно облегчило бы мою задачу. Из прочитанных мною книг моим размышлениям больше всего под ходит «Каменные круги Пика» Джона Барнатта. Однако, подсказывая геометрические формы кругов, он не анализирует угловые отношения между самими камнями. Мне так и не удалось найти какой-либо подробный анализ, показывавший бы, расположены ли камни случайно или согласно определенному геометрическому плану. Этим мне пришлось заняться самому.
Для своего исследования я использовал топографические планы, составленные Александером Томом, Обри Вэрлом и Джоном Барнаттом. К счастью, они обычно представлены четко и, полагаю, точно. Это несколько облегчало задачу. Для ускорения процесса анализа я сканировал схемы на свой компьютер. В объектах с большими камнями и малыми диаметрами вроде круга Дюлоу каждый камень покрывает дугу по крайней мере в 10°, а в отдельных случаях и того больше. В более крупных памятниках вроде Касл-Ригга в Камбрии каждый камень покрывает до 5°. Идеальные для оценки объекты должны были бы содержать с дюжину камней и иметь диаметр не менее 15 метров (49,2 фута). В целом я проанализировал десять объектов на Британских островах, отвечающих этому критерию.
Первым делом при таком анализе следует найти реперную линию, к которой можно привязать углы камней. В случае правильных кругов за опорную линию я брал ось север-юг. В найденных же профессором Томом овальных или сплюснутых кругах реперной линией мне служила ось чертежа. Примером может служить круг Барбрук в Дербишире, который состоит из одиннадцати менгиров и который Том отнес к типу сплюснутых.
Реперная линия проходит по самой широкой части круга и через центр одного из камней и отклоняется на 55° от истинного севера (рис. 73). Ради облегчения анализа все углы подогнаны в пределы 0°-90°. Для определения угла каждого камня он отсчитывается от 0° оси по часовой стрелке или против нее (рис. 72–74).
В круге Барбрук нулевая линия пересекает один из камней. От него направление в 30° по часовой стрелке близко к центру другого камня, занимающего дугу 25°-35°. На край другого камня выпадает угол в 60°, а на центр третьего — угол в 90°. В сделанной Томом съемке на угол в 50° приходится один упавший камень, а последний в этой половине круга камень расположен на линии 20°. У Тома также показан камень, выходящий за круг и расположенный под углом в 30°. Местоположение 180° не отмечено каким-либо камнем.
Начиная снова с 0° и продолжая движение по часовой стрелке, находим следующий камень под углом в 12°, еще один — под углом в 40°, линия которого проходит через центр камня, а третий камень точно указывает угол в 60°. Положение 90° не отмечено, зато указано положе ние 65°. Следующий камень расположен под углом в 45°, а последний — 25°. В трех последних случаях линии угла проходит очень близко к центру камней.
Круг Барбрук — типичный образец остальных изученных мною кругов — еще двух в Касл-Ригге (Камбрия) и Камней Триппет на Бодмин-Муре. Частота конкретных углов в этих трех объектах показана ниже.
В этих трех случаях один камень вдруг высвечивает либо 12°, как в Барбруке и Касл-Ригге, либо 32°, как в Камнях Триппет. Это обстоятельство представляется любопытным. Оно не имеет иного явного объяснения, кроме того что при сочетании углового положения этих камней с одним из соседних получаем угол в 52° (по крайней мере в Касл-Ригге и Камнях Триппет), практически равный углу склона Великой пирамиды.
Во всех этих случаях положение камней указано углами, исходящими из центральной точки оси. Повторение углов подсказывает скорее сознательную расстановку, нежели случайный рисунок. Однако ни в одном квадранте круга не видно очевидного соответствия такой последовательности. Например, в четырех квадрантах круга Барбрук появляются следующие углы:
В этих отношениях присутствует некий ритм, ибо в южном секторе круга каждый камень указывает шаг в 30° (0°, 30°, 60°, 90°). Западный сектор отмечен отношением 2:3:4, порожденным интервалами между камнями следующим образом 0° (+20°) 20° (+30°) 50° (+40°) 90°, где цифры в скобках означают расстояние между камнями в градусах. Интервалы же между камнями в восточном секторе составляют 25°, 20°, 20° и 25°. Размещение камней через такие интервалы могло иметь некое закодированное значение, известное строителям.
Остальные круги дают похожие разнотипные композиции. Такое размещение, возможно, высвечивает заметные объекты местности, указывая значимые восходы солнца, луны и звезд. В своем исследовании Том весьма тщательно искал их, но далеко не все камни, а лишь некоторые расставлены таким образом.
Повторение определенных углов в этих кругах подразумевает, что люди неолита умели строить простые углы с достаточной легкостью и точностью. Изучение Бодмин-Мура и Бредон-Хилла убедило меня в том, что тот же образ мышления проявлялся и в отношениях между объектами. Разумеется, возможно, что оба района являются лишь статистическими вывертами, но шансов того, что это действительно так, ничтожно мало. В подобном контексте высокая пропорция углов в 30° — это именно то, чего и следовало бы ожидать при сознательном планиро вании объектов.
Изучение Бодмин-Мура и Бредон-Хилла как раз подтвердило, что подобные схемы связи объектов могут быть прослежены между доисторическими объектами и средневековыми церквами. Преемственность сознания, считающего святыми определенные места, вполне можно приравнять к путешествию во времени. И все же с этим никак не желают согласиться консервативные археологи, поскольку полагают невероятным, чтобы народная память сохранялась так долго. Если же на месте каждого объекта был установлен маячок «духовной» энергии, рассчитанный — как и его радиоактивный эквивалент — на долгий период, тогда мы могли бы получить способ пе рехода из одного мира в другой.
Воздействие этой энергии, которое я ощущал на различных объектах Бодмин-Мура, остается очень сильным и по прошествии четырех или пяти тысячелетий со времени сооружения кругов. Производимая таким образом энергия неподвластна времени и будет доступна тем представителям грядущих поколений, которых интуиция приведет к этим источникам пищи для ума.
Нищенствовавшие монахи-августинцы вполне могли отыскать традиционно «святые места», но с тем же успехом могли и почувствовать энергетическую «особость» некоторых мест, подходящую их религиозным потребностям.
Круги свидетельствуют, что во времена неолита были люди, понимавшие основы геометрии и умевшие строить точные углы. Далее следовало разведать, как они проецировали эти углы на местность и какие методы съемки при этом использовали.
Глава 11
Съемка местности
Либо у обитателей этих берегов было время для выработки основ геометрии, либо эти знания были принесены откуда-либо еще.
После обнаружения композиции на Марлборо-Даунс и ее связи с геометрией Великой пирамиды я долгие годы ломал себе голову над тем, каким образом древние обитатели Англии приобрели достаточные специальные знания для размещения кругов. Прорыв произошел, когда я открыл простую систему построения углов, основанную на отношениях целых чисел. Эта система подобна той, что была найдена в Древнем Египте и основывалась на прямоугольных треугольниках со сторонами, выраженными целыми числами, скажем, на треугольнике с отношением сторон 7:10, дающим углы в 55° и 35°. Именно этот важный ключ помог мне понять, как могли древние устанавливать угловые связи, которые требовались для моих открытий. Следующий решающий шаг подразумевал применение этой гипотезы на практике и определение методов, которые могли использоваться для производства конкретных построений и геометрических композиций на местности. В этом процессе различаются два основополагающих момента:
1) методы построения основного угла на местности;
2) методы проецирования линии на местности, при чем в ряде случаев на значительные расстояния.
С обоими этими элементами связан и достижимый уровень точности. Если бы, скажем, выяснилось, что орудия доисторического человека позволяли ему добиться лишь аппроксимации к нужным углам, тогда оказалась бы несостоятельной вся концепция. Ни в одном из таких районов нельзя быть уверенным, пока процесс не опробован на практике.
Триангуляция на местности
Поначалу я рассуждал, что первым делом следует найти ровный участок, а затем и место, с которого хорошо просматривалось бы большинство направлений, скажем, вершину холма. На деле лишь немногие каменные круги расположены на вершинах холмов, хотя порой рядом оказывался какой нибудь холм. В «Каменных кругах Пика» Джон Барнатт отмечает:
«Круги редко размещаются на вершинах холмов, где можно получить максимальное число линии точной небесной ориентации. Они располагаются на пологих склонах таким образом, что получается комбинация отдаленного и близкого горизонтов».
Само собой разумеется, что разбивка углов требует ровного участка или — в худшем случае — слегка пологого, дабы свести искажения до минимума. В этом смысле вершины холмов отнюдь не идеальны для размещения каменных кругов, чем объясняется, почему их редко находят там. Круги Бодмина подтверждают это, как отмечает Кристофер Тилли:
«Между кругами и отдельными вершинами суще ствует особая связь. Все круги расположены недалеко — в двух километрах или значительно ближе — от ближайшего Тора. Такие круги, как Хэр-лерс, Фернакр, северный холм Дескерник и Камни Стриппл, расположены в действительности на нижних склонах, тут же поднимающихся к вершине».
Объекты, вроде камней Стэннон или церкви Дамблтон, призванные сыграть ключевую роль в геометрии, следовало тщательно выбирать. Местоположение других объектов могло быть определено по их соотношению с уже установленными. И все же гибкость при выборе различных углов дает широкий разброс возможных вариантов, которые следует рассмотреть прежде, чем сделать окончательный выбор.
После принятия решения о сооружении нового каменного круга следовало определить его точное местоположение в зависимости от уже сооруженных. Можно использовать два подхода. Первый предполагает, что у местных жителей возникло желание построить круг и они обращаются в местный «отдел градостроительства», что бы решить, где лучше его разместить. Во втором случае следует придерживаться общего, заранее составленного плана всего района, который затем методично осуществляется.
По первому сценарию были бы построены круги или объекты, геометрически связанные, но необязательно образующие понятную композицию. Второй сценарий ясно обозначит общую схему. До сих пор мои исследования подсказывали, что второй подход был использован, по крайней мере, на объектах Марлборо-Даунс и Бредон Хилла. Однако пока что я не сумел обнаружить тот же уровень непрерывности или общий план кругов Бодмин-Мура. Это отнюдь не означает, что плана не было — просто он мог пока остаться не выявленным.
Проблема концепции общего плана заключается во времени, которое потребовалось бы для создания композиции. Благодаря археологическим находкам, известно, что сооружение кругов продолжалось многие столетия Это верно в отношении объектов на Марлборо-Даунс. Следовательно, либо их композиция приращивалась различными группами населения, добавлявшими «свой кусочек к общему гобелену», либо ключевые места каким-то образом были обозначены изначально, что позволило последующим поколениям соорудить на них памятники. Недавние археологические исследования в Сто-унхендже показали наличие больших круглых ям, и некоторые признаки указывают на то, что в них были установлены большие столбы. В 1996 году английский археолог Уэйнрайт написал в одной статье в «Дейли Мейл».
«Логически это можно объяснить тем, что в ямах стояли столбы, подобные найденным на тихоокеанском побережье США и Канады. Их устанавливали в Стоунхендже… возможно, в знак уважения к богам или умершим вождям».
Эти факты свидетельствуют, что объекты вроде Стоунхенджа могли быть размечены на очень раннем этапе, как во время начальной разбивки стройплощадки. Позже каждое отмеченное колышками место могло превратить ся в более постоянный памятник в виде менгиров, могильных холмов и т. п. Сооружались ли эти памятники по заранее установленному плану или схема развивалась на протяжении какого-то периода времени, первым делом нужно было разметить первичную реперную линию объекта.
Давайте совершим путешествие во времени назад, в тот период, когда люди неолита уже обосновались на Бодмин-Муре и создали свои первые круги — Камни Стэннон и Лиз, которые геометрически были связаны с Раф-Тором и Гарроу-Тором. Дав волю своему воображению, мы могли бы проследить стадии планирования строительства двух новых кругов — одного на холме. Лауден на линии визирования круг Стэннон — Гарроу-Тор и другого — у основания Раф-Тора (круг Фернакр), на линии Стэннон — Браун Уилли (рис. 76).
Нам неизвестно, почему строители пожелали разместить два новых круга именно в этих точках, но они, без сомнения, сделали это преднамеренно, будь то по прагматическим или духовным соображениям.
Круг холма Лауден также приходится на азимут под углом в 45° к линии каменный круг Лиз — Гарроу-Тор. Для точного определения этой линии визирования строителям следовало сначала наметить на местности линию визирования от круга Лиз до Гарроу-Тора. Затем под углом в 45° к этой зафиксированной реперной линии они должны были провести азимут к линии Стэннон — Гарроу-Тор. Точка пересечения двух линий отметила место положение нового круга. Соответственно расставленные рейки сразу укажут правильную точку. Затем наступила очередь собирания камней и сооружения круга требуемого рисунка.
Новый круг теперь имеет две опорные линии, каждая из которых может быть использована для будущих проекций к дополнительным объектам. Так, круг Фернакр оказывается расположенным под углом в 60° к линии между кругом холма Лауден и Гарроу-Тором. Линия визирования, проходящая из круга Стэннон через Фернакр, угнездившийся у подножия Раф-Тора, указывает на восход солнца в день равноденствия. Опять же, построив две линии — одну из Лаудена, другую из Стэннона, получим в точке их пересечения местоположение нового круга. Таким образом могла быть получена матрица полностью взаимосвязанных объектов.
Со временем могли быть добавлены другие объекты. Порой местный вождь желал почувствовать себя в единении с духовной энергией и строил могилу на какой-либо линии построения.
Либо, скажем, семья хоронила своего члена в месте, включенном в невидимую паутину района. Другие объекты — менгиры и тропы — могли позже встраиваться в систему. Пути ритуальных процессий, связывающие объект с объектом, один духовный центр с другим, также могли стать составной частью жизни общин, заселявших эти районы.
Построение углов
Теоретически процесс соединения объектов несложен, но требует проницательности и глубокого знания необходимых приемов. Возможны два варианта либо у обитателей этих берегов было время для выработки основ геометрии, либо эти знания были принесены откуда-либо еще.
Нет оснований думать, что у народов тех времен не было собственных Эйнштейнов. Величайшего мудреца Имхотепа, жившего в Египте около 2800 года до н. э., после его смерти чтили как бога за его достижения в медицине, философией архитектуре. Генетические корни Британских островов вполне могли дать жизнь столь же блестящим умам. Но расцвет гения требует свободного времени для учебы и размышления. Если повседневная жизнь каждого человека полностью была посвящена выживанию — собиранию или выращиванию продуков питания, изготовлению одежды и пристанища и приготовлению пищи, то развитие абстрактного знания было совершенно невозможно. В качестве непременного предварительного условия местное население должно было создать для отдельных лиц особый статус, содержать их с тем, чтобы у них оставалось время для наблюдений и занятий. Именно такие условия, много столетий спустя, были созданы для жрецов-друидов, превратившихся ко времени римского нашествия в элитную группу. На какой-то определенной стадии они пришли — благодаря ли собственным исследованиям или идеям, принесенным другой культурой — к пониманию того, как строить углы на основе простых отношений.
Древняя техника съемки
В предыдущей главе я изложил способ разбивки углов на местности. После того, как требуемый угол был размечен колышками, наступала очередь проецирования его сторон на местности. Для точности необходимо было установить исходную геодезическую рейку на расстоянии по крайней мере 100 мегалитических ярдов от точки обратного визирования.
Проще всего сделать это с помощью грузика отвеса, подвешенного на нити к поперечной балке над разметочными колышками. Идеальная нить обратного визиро вания должна быть максимально тонкой — что-то вроде конского волоса. Нить прямого визирования может быть несколько толще, чтобы быть видимой, скажем, 8 миллиметров (0,2 дюйма) диаметром. Две нити визирования затем должны быть разведены на расстояние чуть больше 19 мя. Путем визирования через эти установочные нити второй человек аккуратно устанавливает веху по точному азимуту на расстоянии свыше 100 метров (328 футов).
Я провел эксперимент по применению этого метода и установил, что при старании можно добиться погрешности менее 2 дуговых минут. На языке практической топографии это означает погрешность всего в 48 метров (157 футов) на 19 километров (11,8 мили).
В альтернативном варианте для отвесов над колышками угла могли использоваться более толстые бечевки или веревки. В таком случае топографическая стойка устанавливается, когда визуально две нити сливаются вместе. Преимущество этого метода состоит в том, что один человек мог строить углы и устанавливать вехи. Том предположил, что колышки высотой в 75 миллиметров (3 дюйма), расположенные на расстоянии 300 метров.(984 футов) друг от друга, дадут погрешность, не превышающую 1 дуговой минуты. В 1981 году в статье в журнале «Леи Хантер» археолог Р. Дж. С. Эткинсон подтвердил, основываясь на собственном опыте полевой съемки, что размещенные таким образом геодезические рейки дают расчетную погрешность в пределах 1 метра (3,28 фута) на 50 километров (31 милю).
Расположение на одной линии
Алфред Уоткинс предложил несколько ключей к тому, как проводилось визирование через несколько точек. Он вполне логично предположил, что построение леи началось с вершин холмов. Но редко встретишь круг или даже церковь на вершине холма. В районе Бредон-Хилла почти все церкви расположены у подножия склонов, а не на верху. Как мы уже видели, плоский ровный участок необходим для разбивки углов, но не очень подходит для их проецирования на местности. Должен быть какой-то способ соединить эти части вместе. В конце концов я на шел решение.
Использовался, как я сейчас считаю, метод, основанный на системе реперов. Звучит сложно, но делается просто. Первым делом проводится обратное визирование с точки съемки вверх по склону холма до вершины. Эта линия может быть отмечена столбами, пирамидами из камней и другими заметными знаками. Четко различимые знаковые столбы можно видеть с приличного расстояния. Когда же два столба оказываются на линии визирования, становится ясно, что они указывают правильный азимут. Точные построения по одной линии могут быть получены с помощью системы так называемых реперов.
Я уяснил значение реперов благодаря моему увлечению подводным плаванием. В открытой воде можно установить местонахождение гибели судна с точностью до нескольких метров. Система включает визирование двух расположенных на некотором расстоянии друг от друга предметов. Когда они выстраиваются в одну линию, вы понимаете, что находитесь на правильном ромбе. Пересечение двух реперных линий даст точную опорную точку. Я использовал реперы более 8 километров (5 миль) с большой точностью. Эта система с использованием навигационных огней была принята для проводки судов в порт по определенным ромбам. Чем дальше отстоят друг от друга две опорные точки, тем точнее получается репер, но тот же метод срабатывает и при относительно малых расстояниях.
Стоит только установить две дальномерные рейки, скажем, в 100 метрах (328 футов) друг от друга, и уже можно провести очень точное визирование. В этом можно легко убедиться с помощью фонарных или телеграфных столбов. Как только два из них оказываются на одной линии, легко будет засечь движение вашей головы в любую сторону даже на пару дюймов.
На обычной местности визирование на уровне земли блокируется деревьями и иными объектами. Идеальными для планировки точками — вроде триангуляционных пунктов военно-топографической съемки — служат вершины холмов. Их видно на мили вокруг.
Реперы опорных объектов
Реперы могут быть отмечены пирамидками из камней, курганами и разбивочными столбами. Пирамидки из камней легко соорудить, но если они не оказываются на линии горизонта, то их трудно различить на фоне холма. Любая точка на фоне неба окажется эффективней, ибо ее будет видно на большом расстоянии. Курганы также можно использовать в качестве более постоянных ориентиров. В самом деле, многие из них сохранились до наших дней. В книге «Доисторический Эивбери» Обри Бэрл отмечает:
«В годы, послужившие мостом между концом позднего неолита и началом раннего бронзового века, все популярнее становился обычай насыпать над могилой круглый курган шириной в двадцать и больше метров и высотой в два человеческих роста, но без хода к захоронению. Часто такие курганы оказывались на фоне неба, поскольку их строители насыпали их не на вершинах или гребнях холмов, а чуть ниже по склону, где их было видно снизу. Замечательный археолог Ушьям Стакели первым понял это: „Я заметил, что курганы холма Хэкпен и другие размещены с большим искусством не на самых высоких точках холмов, а ниже на скатах — так, чтобы они казались повисшими над стоящими внизу“».
Многие думают, что все круглые курганы использовались для захоронений, но это далеко не так. В 35 процентах из более чем 350 раскопанных в Уилшире холмов нашли скелеты, кремированные останки или артефакты. Больше того, сам Бэрл допускает, что не был местом погребения и продолговатый курган Бекхэмптон, сооруженный, как считается, около 3000 года до н. э. на линии между холмом Силбери и Комптон-Бассеттом в комплексе Марлборо-Даунс. Как и в случае с холмом Силбери, неизвестны мотивы его сооружения.
Размещение курганов в заметных местах делало их идеальными точками съемки, которые могли повторно использовать грядущие поколения. Но опять же, если бы они были расположены ниже бровки, их нельзя было бы разглядеть на фоне холма издалека.
Авторы «Линий на ландшафте» Найджел Пенник и Поль Деверо приводят обширные данные о тщательном выборе места для холмов как части ландшафтной планировки. Археологи Королевской комиссии по историческим памятникам заметили, что некоторые курганы в Дорсетшире «были явно расположены таким образом, чтобы образовать сложную систему взаимной видимости…». Пенник и Деверо упоминают также работу археолога Дэвида Фрейзера на Оркнейских островах. Как и в случае с курганами Дорсета, он обнаружил большое количество пирамидок из камней, тщательно размешенных таким образом, чтобы их было видно на островах и между ними на расстояниях до 18 километров (11 миль).
В 1996 году в статье в «Просидингс ов зе Прехисторик Сосайети» А. Б. и П. Дж. Вудуорды утверждали:
«Еще одна новая тенденция в исследовании курганов отразила интерес к их распределению на мест ности. Она была затронута в физическом смысле в труде Тэмлина, а в более метафизическом смысле г-жой Линч (в 1993 году) в обсуждении выборочной взаимной видимости курганов „Брениг“ и Пайер-пойнтом в случае с объектами Йоркшира. Работа Пайерпойнта представляет собой самый ранний образец применения „пейзажеотражающей“ концепции распределения курганов бронзового века, и автор предлагает интересный анализ одних Курганов, расположенных на расстоянии видимости от других курганов и крупных памятников вроде монолита Радстона».
Использование для визирования столбиков из свежеошкуренных молодых деревцев должно было дать хороший результат при условии, что ствол оказывался достаточно толстым, чтобы его было видно на приличном расстоянии. Светлый цвет древесины должен был особенно хорошо выделяться на темном фоне холма. Возможно и применение белого красящего вещества для еще более контрастного выделения столбов.
Столб на вершине холма смотрелся бы лучше, если бы кора была оставлена на нем, ибо темные цвета четче выделяются на фоне неба. Есть данные о существовании такого столба на холме Крикли в Глостершире на вершине 100-метрового (328-футового) кургана с усыпальницей на противоположном краю. Геодезические столбы должны были врываться глубоко в землю, дабы их не повредили бури. Ямы под столбы были обнаружены на многих мегалитических объектах, но обычно их принимали за часть строительной структуры. Немного таких ям было найдено на вершинах холмов, но это может объясняться и тем, что там их никто не искал. Профессор Том упоминает только несколько случаев, когда такие ямы были найдены на явных точках визирования.
Недавние раскопки круглых курганов обнаружили ряд ям под столбы на их вершинах или вблизи от них. Так, их нашли на кургане Бакскин близ Бейсингстоука в Гэмпшире, на круглых курганах Четыре Креста и Трелистон в Пуисе.
В районах, где находят скалы светлого окраса вроде меловых холмов, снятие части дерна для обнажения мела наверняка давало хорошо заметный указатель.
Сходным образом пирамидки из кварцевого камня в Корнуолле легко можно было увидеть, поскольку они сверкают под солнцем, особенно если облить их водой. Весь фасад Ньюгрейнджа в Ирландии отделан кварцевым камнем, как и каменный круг Дюлоу.
Световые реперы
Во время празднования Серебряного юбилея королевы Елизаветы II в 1977 году, Дня Военно-воздушного флота в 1988 году и Дня Победы в Европе в 1995 году вечером были зажжены костры на традиционных «сигнальных» холмах по всей Англии. Эти костры были видны на огромные расстояния.
Для создания огненного репера следовало разжечь два костра — один на вершине и другой ниже по склону холма на желанном азимуте. Желающие установить реперные столбы должны были находиться ночью поблизости, чтобы оказаться в точке, откуда два костра были бы видны на одной вертикальной линии. Такой маятниковый метод позволял наметить азимут с большой точностью.
Отраженный солнечный свет также мог использоваться в качестве светового репера. Одно время я жил в районе Малверна и часто прогуливался вдоль гряды холмов Холмы Малверн расположены приблизительно по оси север-юг. Вечернее солнце высвечивало окна домов вокруг Малверна. Когда я шел вдоль них, стекла отбрасывали слепящий свет, который мерк, как только я делал еще несколько шагов. Это такая вещь, которую легко попробовать. Я проверил этот метод установления азимута, и он давал точность в пределах нескольких футов на расстоянии в несколько миль.
Для получения точного результата отражающая поверхность должна быть совершенно плоской. Если зеркальная поверхность оказывалась слегка вогнутой или выпуклой, лучи света рассеивались. Но из чего следовало изготавливать отражающую поверхность? Скорее всего из золота, и в Англии были найдены золотые изделия, датируемые примерно 2800 годом до н. э., хотя и считается, что до той поры оно не было доступным. В XIX веке ромбовидная золотая пластина была найдена в могильном холме бронзового века близ Уилсфорда, по соседству со Стоунхенджем. Эта пластина 17,8 сантиметра (7 дюймов) длиной и 15,2 сантиметра (6 дюймов) шириной, похоже, основана на углах в 40° и 50°, или на отношении 6:5. По ее краям нанесен резной шевронный рисунок, на считывающий девять сегментов на каждой стороне — всего 36. В центре пластины ромбоидальный рисунок 3×4 (рис. 79). Его зеркальная поверхность вполне могла отражать солнечный свет на значительное расстояние.
В статье «Ромб из кургана Ваш: календарь Стоунхенджа» в журнале «Антикуити» А. С. Том, Дж. М. Д. Кер и Т. Р. Бэрроус весьма аргументированно показали, что этот ромб использовался для построения линии визирования, основанного на шевронном рисунке, с погрешностью «менее 5 дуговых минут», и пришли к заключению:
«Инженер, землемер или астроном, вооруженный ромбом, мог создать для какого-либо объекта на широте Стоунхенджа мегалитический солнечный календарь и скорректировать его до „идеального“ состояния методом проб и ошибок за гораздо более короткий срок, чем ему потребовался бы, если бы ему пришлось проделать эту работу лишь на основе устных преданий».
Неважно, использовался ли этот ромб в качестве отражателя, как представляется мне, важно то, что Том, Кер и Барроус подтвердили: да, и на доисторическом ландшафте применялась топографическая техника.
Во время посещения Ньюгрейнджа в Ирландии местные гиды рассказывали мне, что за год до того они потратили часть дня, подавая сигналы с помощью карманных зеркалец смотрителям на холме Тара, находящемся на расстоянии около 16,5 километра (10 миль). Вспыхивавшие отсветы были ясно видны. Можно было не только передавать сигналы, но и использовать этот метод для построения углов.
При использовании только одного зеркала его следовало направить точно на визирование вперед. На практике трудно удержать зеркало достаточно неизменно, постоянно приноравливаясь к движению солнца. С помощью двух зеркал этот метод оказывался надежнее. Одно следовало поместить близ вершины холма, другое — ниже по склону, вдоль оси визирования. Человеку же, который отмечал угол на некотором удалении, оставалось только выстроить мерцающие огни на одной линии, чтобы знать, что они дают правильный азимут.
Символическое использование огня было свойственно ритуалам и обычаям во многих культурах, как и указывает Николае Хаггер в своей книге «Огонь и камни» Уоткинс обратил внимание на то, что названия многих мест, ассоциируемых с леями, вроде Бикон-Хилла и Гоулден-Хилла, связаны с огнем, светом или золотом. В Англии бытует давняя традиция сигнальных «маячковых» холмов, и использование проблескивающего отраженного солнечного света вполне могло дополнить мистику древних землемеров.
Одна из стоящих перед нами проблем в понимании этих людей заключается в отсутствии письменных памятников. Одним из признаков развитой цивилизации является способность записать информацию, которой могли бы воспользоваться последующие поколения. Друиды — а возможно, и их предшественники — передавали ее из уст в уста. Нет ничего невозможного в том, чтобы вверить большой объем информации человеческой памяти, но это предполагает ее усиленную тренировку. И все же сохранение знаний таким образом оказывается незащищенным. Чума, какой-нибудь физический катаклизм или иноземное нашествие могли одним ударом покончить с информацией, накопленной несколькими поколениями. Так, все знания друидов погибли вместе с ними во время нашествия римлян на Англию. От них до нас дошли лишь мегалитические памятники.
Одним из ответов может стать расстановка камней в кругах. Они не размещены явно на линии визирования с соседними кругами. Например, ни один из камней круга Лиз не проецируется на соседние памятники. Это обстоятельство может послужить аргументом против моей гипотезы о взаимосвязи объектов. Однако камни как бы привязаны к схожим последовательным угловым схемам, повторяющимся и в других кругах. Факты показывают, что установка камней была точной, хотя и не всегда связанной с астрономическими или топографическими ориентирами. Они могли быть расположены таким образом, чтобы кто-либо знавший необходимый ключ мог прочитать их как шифровку.
Звездные построения
Общеизвестно, что