Психологическая модель личности террориста
Можно определить основные базовые виды или модели личности тех людей, которые волей случая становятся на путь террора.
Первая модель - модель психопата - фанатика.она расшифровывается следующим образом: это человек, который руководствуется своими убеждениями неважно какими - религиозными, идеологическими или политическими и искренне считает, что его действия , независимо от их конечных результатов, полезны для общества. Это человек, у которого сфера сознания крайне сужена теми или иными доктринами. На политическом языке - это фанатик, на психологическом – психопат.
Вторая модель - модель фрустрированного человека,базирующаяся на невозможности или неспособности человека по каким-либо причинам достичь нормальным путем важных для него целей, и эти аспекты неизбежно порождают у него тенденцию к агрессивным действиям.
Третья модель - модель человека из ущербной семьи. Жестокое обращение родителей с ребенком, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений могут привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в основе формирования личности террориста могут лежать абстрактные идеи, великие мотивы, абсолютная вера в свою правоту, внутреннее отрицание или достаточно частые сомнения, скучная, рутинная работа при определенном складе психики.
Психология террориста характеризуется неустойчивой самооценкой, постоянное непрерывное психологическое движение.
Психология террориста в группе имеет свои особенности. Решение о терракте представляет собой совокупность решений нескольких лиц относительно цели, объекта, средств, времени и месте акта, а также побочных обстоятельствах, способных содействовать или воспрепятствовать задуманному. Поэтому успех в выработке общего решения будет определяться базовыми качествами каждого террориста,к которым обычно относят следующие шесть качеств: 1. Преданность своему делу террору и своей организации., 2. Готовность к самопожертвованию., 3. Выдержанность, дисциплинированность., 4. Конспиративность., 5. Повиновение., 6. Коллективизм - способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами своей группы.
Современный терроризм так или иначе является групповым действием и для личности террориста весь мир замыкается на своей группе, своей организации, на целях своей деятельности. Вступая в организацию, человек перестает принадлежать себе, своей семье, своим родителям - он принадлежит только группе, только организации и весь жизненный смысл для него сосредоточен только на терроре и террористической деятельности.
На этапах становления своей террористической деятельности он ставит перед собой мотивы, которые будут двигать им и придавать смысл его существованию
Мотивировки могут быть более или менее развернутыми, носить программный, стратегический или конкретно - ситуативный или чисто тактический характер.
Для террориста-революционера очень важны идейно - риторические компоненты. Он совершает безличностное убийство - в том смысле, что не знает и ни как не относится лично к своей жертве. В отличие от простого уголовника террорист совершает идейное преступление. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительно интересом, одной мыслью, одной страстью: РЕВОЛЮЦИЕЙ, которая всегда видится в виде террора. Такой человек живет в мире для того, чтоб его уничтожить.
Можно выделить восемь базовых мотивов, которые и движут террористом в процессе его деятельности.
1.МЕРКАНТИЛЬНЫЙ МОТИВ:
Этот мотив имеет наибольшее распространение в современном мире от Чечни до Афганистана. Террор как и другие сферы человеческой деятельности, может рассматриваться как оплачиваемый труд. Для определенного числа людей занятие терроризмом - просто способ заработать. И таких людей в современном мире немало.
2.ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ:
Это более устойчивый мотив, основанный на совпадении собственных идейных позиций с идеологическими ценностями группы, организации, политической партии или любой иной политической силы. Такой мотив возникает как результат общения с организацией, либо формируется самостоятельно и, возникнув, ведет человека в ту общность, которая соответствует имеющейся у него мотивации. В таких случаях террор становиться для нег< не просто средством реализации некоторой идеи, а еще и своего рода ЗАДАНИЕМ , ПОРУЧЕНИЕМ, МИССИЕЙ со стороны данной общности Множество существующих идеологических мотивов подразделяются на мотивы идейно - политические, чисто политические, религиозные социальные, социокультурные и.т.д.
3.МОТИВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И АКТИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ МИРА:
Это очень сильные мотивы, связанные с пониманием несовершенства и несправедливости существующего мира и настойчивым стремлением улучшить и преобразовать его. Террористов захватывает сам процесс преобразования мира силовыми методами и сам террор для таких людей является инструментом для преобразования мира.
4.МОТИВ СВОЕИ ВЛАСТИ НАД ЛЮДЬМИ:
Это один из самых древних, так называемый, глубинный мотив человечества. У наших первобытных предков, насилие применялось для утверждения личной власти одной особы над другой. И в некотором плане это сохраняется в психике террориста. Чем бы он не прикрывался, какие бы иные мотивы или мотивировки не приводил, данный мотив в той или иной степени всегда имеет место. Именно через насилие террорист утверждает себя и как личность, обретая власть над людьми. Вселяя страх, он усиливает власть.
5.МОТИВ ИНТЕРЕСА И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРОРА КАК СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Для определенного круга лиц, особенно из числа обеспеченных, которых не побуждают меркантильные мотивы, достаточно образованных не зацикленных идеологически, террор бывает интересен, как новая, необычная сфера занятий. Их занимают связанные с террором риск, разработка планов, всевозможные детали подготовки к террористическому акту, нюансы его осуществления.
6.ТОВАРИЩЕСКИЕ МОТИВЫ:
Формируются на базе мести за вред, нанесенный товарищам по борьбе, единоверцам, соплеменникам, родственникам, соратникам по политической борьбе на традиционных основах, например, потому что террором занимался кто-то из близких друзей, когда в террор идут, что называется, за компанию. Эта группа мотивов основана на сугубо эмоциональных факторах и обычно не имеет никаких рациональных мотивировок. Руководствующиеся такими мотивами люди совсем не задумываются о том, для чего и зачем они это делают. Ими движут эмоции. Им кажется, что все ясно.
7.МОТИВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ:
Это парадоксальный мотив. С одной стороны самореализация - удел сильных духом людей, наиболее полное осуществление личности, ее полная самоотдача, растворение человека в террористическом акте, вплоть до самопожертвования. Однако с другой стороны, такая самореализация - признание ограниченности возможностей и констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия и деструкции.
8. МОТИВ СОБСТВЕННОЙ ГИБЕЛИ:
Этопсихопатологический мотив - непреодолимое желание собственной смерти на виду у всех, либо просто желание уйти таким образом из жизни. Люди, одержимые таким мотивом, являются готовыми смертниками и зачастую те, кто планируют такие акты пользуются этим мотивом. События 11 сентября в Америке наглядно продемонстрировали данный мотив.
Следует также заметить, что в «чистом виде» вышеперечисленные мотивы встречаются редко. Обычно мотивы, переплетаясь, дополняют друг друга, образуя так называемую «деформированную потребность».
Специалисты в этой области считают, что деформируются в первую очередь социогенные потребности в части общения, товарищества, уважения, признания, самоутверждения. В некоторых случаях эти нормальные человеческие потребности, искажаясь и извращаясь, переходят к стремлению своего превосходства над окружающими, навязыванию своей воли, насилию над другими людьми.
Участие женщин в террорах
Знаменитый судебный психиатр и антрополог ЧЕЗАРЕ ЛОМБРОЗО считал, что женщины недостаточно умны, чтобы совершать преступления. Однако среди самых известных террористов последних десятилетий женщины заняли видное место, опровергнув Ч. Ламброзо в том, что террор это мужское дело.
Женщины становятся не просто исполнителями - бомбистами, стрелками и угонщиками самолетов, - в Европе, Японии, Латинской Америке, они в ряде случаев возглавляли террор. Не всякий рискнет назвать их преступницами. Умные, образованные, убежденные в своей правоте, женщины приказывали своим товарищам умирать не во имя денег, а во имя идеи. И они сами всегда готовы были умереть.
Женщины участвовали во всех известных террористических организациях в том числе и в России еще с конца 19 века, но наибольшую роль они сыграли на Ближнем Востоке, в Соединенных Штатах и - особенно - в Германии.
Почему же женщины так активно участвуют в терроре?
Существует целый ряд объяснений, связанных с меняющейся ролью женщины в современном мире. Участие в террористически: организациях в 60 - 70 годах 20 в. совпало со стремлением женщины выйти из привычной роли послушной жены, любящей матери, домохозяйки без собственных интеллектуальных, профессиональных и политических амбиций, разрушить эти стереотипы, доказать свою само ценность, освободиться от мужского господства в семье и обществе.
Эмансипация женщины, освобождение от домашних обязанностей, новые возможности в профессиональной сфере, предоставленные научно - техническим прогрессом, сформировали тип женщин намеренных участвовать во всем, включая террор.
Феминизм. Желание доказать свое право на гомосексуальные и бисексуальные отношения тоже играет роль, подталкивая некоторых женщин к участию в террористических группировках, где утверждалось полнейшее равноправие полов и сексуальная свобода.
Психологи полагают, что в сознании женщины должен произойти какой - то радикальный сдвиг, прежде чем она перейдет к насилию. Зато, если этот переворот произошел, женщины становятся хладнокровными и безжалостными убийцами. Но убийцы всегда утверждают, что они всего лишь жертвы.
Многие немецкие террористки - в прошлом были медицинскими сестрами, воспитательницами детских садов, учителями, специалистами в области социологии и психологии, журналистами и т.п.
Уходя в подполье, эти женщины оставляли детей и родителей, порывали со своей прежней жизнью. Они находили в террористических группировках и любовь и заботу, которых им прежде не хватало. К новичку в группе относятся как к товарищу, и он этим гордится. Группа особенно притягательна для молодых людей со слабым характером, для тех, кто испытывает трудности в общении с другими, кто нуждается в компании, понимании и просто поддержке. Недостаток уверенности в себе компенсируется чувством - вместе мы сила, наконец, есть какое-то увлекающее дело. Им даже начинает нравиться дисциплина, необходимость подчиняться приказам - все то, что еще недавно они отвергали.
Вступая в боевую группу, пройдя определенные степени подготовки и получая в руки настоящее оружие молодая террористка становится хозяйкой жизни и смерти. Отныне она определяет, что есть добро и что зло. Она начинает брать себе все что хочет. Она судья диктатор и Бог в одном лице, правда всего лишь на очень короткое время.
В этом крохотном мирке у женщины - террористки появляется ощущение собственного величия, что делает ее крайне агрессивной и опасной. Тем более, что, не взирая на сплоченность, в группе также в свою очередь существует своеобразная конкуренция и просто нельзя показаться трусом или получить статус ненадежной. И они доказывают друг другу свою храбрость и презрение к врагу.
Фантастическая энергия, настойчивость и изобретательность, с которыми женщины проводят и планируют свои акции, сбивая зачастую с толку представителей спец - служб, рождены твердым убеждением в том, что все это необходимо во имя высшей цели.
Смерть случайных людей тоже получает оправдание. Для террористок это не убийство, а просто - военная необходимость. Зачастую они ставят на карту собственную жизнь и считают оправданным лишать жизни других.
Вот почему не приходится удивляться жестокости и варварству людей, взрывающих самолеты и жилые дома, грабящих и топящих грузовые и пассажирские суда, убивающих женщин и детей.
Как пример: одна палестинская террористка положила бомбу в багаж своего возлюбленного и преспокойно посадила его на самолет, чтобы взорвать.