Модель ключевых компетентностей личности (компетентностная модель личности)

Для жизни, деятельности индивида важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использования того, что есть, т.е. не структурные, морфологические, а функциональные, деятельностные качества. Поэтому для фиксации образовательного результата возникла более подходящая характеристика – компетентность.

Понятие компетентности значительно шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (умения) составляющие, но и мотивационную, этическую (ценностные ориентации), социальную и поведенческую. Овладение компетентностью требует ментальной организованности, значительного интеллектуального развития: абст­рактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.

Личность можно представить как совокупность ряда компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность. Компетентности также образуют определенную иерархию. Важнейшие, основные, ключевые компетентности многофункциональны, надпредметны, многомерны.

Ключевые компетентности основываются на свойствах личности и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на психологические функции человека, включают широкий практический контекст, обладают высокой степенью универсальности.

Рис. 4. Ключевые компетентности.

Классификация компетентностей (рис. 4). Вершину иерархии компетентностей можно представить как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, есть совокупность нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых суперкомпетентностей.

Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые суперкомпетентности:

– математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;

– коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

– информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

– автономизационная – умения саморазвития и самопрезентации – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

– социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, с близкими, в трудовом коллективе, команде;

– продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

– нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Подобный состав ключевых суперкомпетентностей имеется в рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования».

Компетентности есть деятельностные характеристики человека, поэтому их классификация прежде всего должна быть адекватна классификации деятельностей. В самом общем плане это есть трудовая, учебная, игровая и коммуникативная компетентности. Сюда же можно отнести и

– классификацию компетентностей по объекту, на который направлена деятельность (Э.Климов); она дает компетентности в областях: 1) человек – человек, 2) человек – техника, 3) человек – художественный образ, 4) человек – природа, 5) человек – знаковая система;

– профессиональную компетентность в области отдельных классов и групп профессий;

– предметную компетентность специалиста в конкретном деле (специальности),

– а также (в свете современной ориентации школы на профильное обучение) профильную компетентность.

Особые компетентности требуются в различных сферах общественной жизни: в сфере быта, гражданско-общест­вен­ной, в области искусства, в спорте и т.д.

Компетентности имеют также знаниевый аспект и классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в биологии и т.д.), по отраслям общественного производства (в области энергетики, в области транспорта, в области связи, в области обороны, в сельском хозяйстве и т.д.).

Как психологическая характеристика понятие компетентности включает не только когнитивную (знания) и операционально-техноло­ги­чес­кую (деятельностную) составляющую, но и мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.

Поскольку по определению основу компетентности составляют способности, то каждой из способностей должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам способностей будут соответствовать виды компетентностей: в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская и творческая, художественная и техническая, а также педагогическая, психологическая, социальная и т.п.

По сообразности ступени социальной зрелости (социального развития) и образовательному статусу можно выделить:

– компетентность готовности ребенка к школе;

– компетентность (социальной зрелость)выпускника школы;

– компетентность (социальной зрелость)молодого специалиста (выпускника профессионального заведения);

– компетентность (социальной зрелость) специалиста со стажем работы.

Наряду с существующей классификацией компетенций, существуют, очевидно, также и уровни компетентности. Они простираются от «полной некомпетентности», то есть неспособности справиться с появляющимися проблемами и требованиями, до «высокой компетентности» – конкурентоспособности, талантливости.

Психолого-педагогический инструментарий для определения этих уровней для педагогической практики пока не разработан, но это – дело ближайшего времени.

Наши рекомендации