Маттеус Даниэль Пёппельман
(3.05.1662, Херфорд, Вестфалия – 17.01.1736, Дрезден) - немецкий архитектор, придворный архитектор Августа Сильного, видный представитель дрезденского барокко.
Наиболее известен своим проектом Цвингера (1711-1722), комплекса зданий в Дрездене, который считается одним из самых показательных образцов стиля барокко.
Пёппельман почти всю жизнь работал архитектором на государственной службе в Дрездене, самом передовом городе Саксонии. Он переехал в Дрезден к 1680 году и получил должность государственного архитектора в 1705 году, а в 1718 году стал главным государственным архитектором при дворе Августа II (Августа Сильного) Саксонского, для которого он разработал серию проектов перестройки королевского дворца в Дрездене. Среди других работ Пёппельмана в Дрездене — расширенный им Голландский дворец (1715-1732, ныне Японский дворец) и дворец в Пиллнице. Он также проектировал фортификационные сооружения, дамбы, дороги и дома по всей Саксонии, а его мост Августа (1727-1731, ныне Эльбский мост) считается одним из самых великолепных мостов в Европе. Цвингер (или Цитадель) в Дрездене — единственная часть дворца, который был построен, и представляет собой огромную прямоугольную площадку с примыкающими к ней двумя полукруглыми участками. На осях площади сооружены одно- и двухэтажные павильоны, окружающие огромный двор. Праздничный дух комплекса подчеркивается рельефными, богато украшенными скульптурой и орнаментами фасадами и воротами (особенно Кронентон и Королевские ворота), а также резкими контрастами между низкими аркадами и высокими павильонами. Изящная и несколько изощренная архитектура Цвингера — яркий образец барокко, формы которого в Германии не ограничиваются интерьерами, а переносятся и на фасады зданий. Изобилие лепнины, исчезновение пролета и прерывистый характер антаблементов ведут к тому, что в павильонах дрезденского Цвингера происходит распад ордера, элементы которого становятся частью декоративного убранства. Сохраняют значение только чередование проемов, роскошь скульптурных групп и игра пространств.
Дрезден, Цвингер (1711-1722)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 томах, Т.7, М., Стройиздат,1987, стр. 360-363
2. http://www.arhitekto.ru/txt/6germany08.shtml
Георг Бэр
(15 марта 1666 — 16 марта 1738) — немецкий архитектор эпохи барокко, построил множество памятников архитектуры, самый известный из которых – собор Фрауэнкирхе в Дрездене (1726—1738).
Фрауэнкирхе строился как лютеранский (протестантский) собор, несмотря на то что курфюст саксонский Август I (1670–1733), при котором началось строительство, был католиком. Отличительной чертой собора был его огромный 12-тонный купол, в высоту достигавший 95 м. Хотя купол не имел дополнительных опор внутри здания, тем не менее, вся конструкция оказалась на удивление прочной и устойчивой. Внутренне пространство вмещало 2500 мест. По свидетельству очевидцев, в 1760 г., во время Семилетней войны, в купол попало более ста пушечных ядер, выпущенных прусской артиллерией (прусскую армию возглавлял Фридрих II). Ни один из этой сотни снарядов не причинил храму ни малейшего вреда — ядра отскакивали от купола, как теннисные мячи от стенки. Однако во Вторую мировую войну Фрауэнкирхе был разрушен во время усиленных бомбежек Дрездена союзной авиацией. В конце XX — начале XXI вв. храм подвергся реставрации. Восстановительные работы продолжались 13 лет, и в конце 2005 г. буквально «возродившийся из пепла» Фрауэнкирхе был освящен.
Дрезден, Фрауэнкирхе. Современный вид.
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т., Т 7. М.: Стройиздат – 1987- ст.358-359, 362
2. http://archigermany.rbcmail.ru/15.htm
Доминикус Циммерманн
(30 июня 1685, Гайспойнт, Бавария – 16 ноября 1766, Вис) - немецкий архитектор в стиле барокко, мастер штукатурных работ.
Паломническая церковь в деревне Вис (нем. Wieskirche) — одно из главных свершений баварского рококо и центральное произведение архитектора Доминика Циммерманна, который провёл в деревне Вис последний десяток лет своей жизни. Овальная в плане. Наплыв паломников в деревеньку Вис в 1738 г. был связан с тем, что на статуе скорбящего Спасителя выступили слёзы. В доме, где произошло это чудо, через два года соорудили часовню, но она не могла вместить всех желающих поклониться реликвии и исцелиться от своих недугов. Тогда близлежащее Штайнгаденское аббатство приняло решение возвести в Висе отдельный паломнический храм. Строительство церкви, которое курировал Циммерман, продолжалось с 1745 по 1754. Как и в случае с другими памятниками баварского рококо, внешний вид храма непритязателен, почти монохромен, что резко контрастирует с буквально фонтанирующим лепниной интерьером, в котором преобладают лёгкие кремовые тона и вытянутые, эллипсоидные формы. Внутренность храма ошеломляет неподготовленного путешественника, едва ли ожидающего найти столь расточительное, эффектное убранство в отдалённой пастушеской деревушке, — всем этим Циммерман стремился передать ощущение спонтанности религиозного экстаза.
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т.7. М.:Стройиздат.–1987–стр.360-363
2.ru.wikipedia.org/wiki/Паломническая церковь в Висе