СЕМЬЯ КАК ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЕДИНИЦА Даниэль Паперо

Великие океаны, атмосфера и земная суша, находясь в постоянном взаимодействии друг с другом,

всегда составляли нечто целое. (Считается, что возраст нашей планеты — около четырех миллиардов

лет.) Точно неизвестно, когда возникла жизнь, ставшая четвертым компонентом этого целого, однако по

последним данным, это произошло почти три миллиарда лет тому назад. Современные исследователи

используют термин биосфера для обозначения всего живого, существующего и функционирующего на

Земле и в окружающей ее среде.

Биосфере свойственна гибкость и текучесть. Составляющие ее элементы находятся в постоянном

движении, адаптируются, приспосабливаются друг к другу, реагируя на происходящие изменения.

Земля никогда не пребывает в покое, и ее биосфера никогда не бывает статичной. Движется и

изменяется атмосфера. Составляющие ее газы перемешиваются, образуя новые, по большей части

гармоничные и устойчивые смеси. Суша и вода также постоянно изменяются в пределах некоторого

диапазона. Внутренняя гармония и устойчивость свойственна и большинству живых существ.

В этом контексте Земля, безусловно, является системой. Перемена в любом из ее элементов вызывает

реакцию в других элементах. Цикл изменение-реакция может

быть очень небольшим по объему и затрагивать только небольшую область. Но он может быть и

глобальным, изменяющим природу всей биосферы. Современная планета отличается от бушующей

смеси газов и расплавленных металлов, возникшей четыре или пять миллиардов лет тому назад при

формировании солнечной системы. Она также отличается и от той планеты, на которой три или четыре

миллиарда лет назад появились живые существа.

Живые существа всегда оказывали влияние на свою среду обитания. Вначале атмосфера содержала

мало кислорода, который был токсичен для микробной жизни, занимавшей тогда все ниши Земли

(Margulis, Sagan, 1986). Эти жизненные формы, представляющие собой клетки без ядер, выработали

механизмы использования света, воды и воздуха для производства питательных веществ. В ходе этого

процесса клетки прокариот, как их теперь именуют ученые, выделяли продукты обмена. Среди

подобных выделений был и кислород, вырабатывавшийся в количестве, достаточном для изменения

исходного состава атмосферы. Другие микроорганизмы выработали у себя способность использовать

эти отходы. Взаимозависимость живых существ установилась на самых ранних этапах развития жизни.

Микробы остаются самой многочисленной группой живых существ. Они встречаются во всех

известных на Земле формах жизни и необходимы для нормального функционирования всех других

организмов. Они живут как независимо, так и совместно с другими существами. Такое сожительство

может быть мирным, но иногда оно смертельно опасно. Полтора-два миллиарда лет тому назад природа

сделала вторую попытку создать новую жизнь. Возникли новые существа, радикально отличные от

микробов. Это стало возможным благодаря появлению ядерной, или эукарио-тической клетки.

Пропасть между прокариотической и эукариотической клетками настолько велика, что некоторые

исследователи считают появление последней самым важным событием в эволюции (Margulis, Sagan,

1986). Никто точно не знает, каким образом это произошло. Согласно одной точке зрения, клетка с

ядром появилась тогда, когда клетки-прока-

риоты отказались от модели отношений «хищник — жертва» и образовали некий союз. Вместо того,

чтобы уничтожить жертву, хищник внедрился в нее. Враги слились и стали взаимозависимы. Каждый

сохранил некоторые исходные свойства и приобрел функцию, необходимую для другого. Эта теория

предполагает, что кооперация играла в эволюции не менее важную роль, чем борьба. Ядерная клетка

является основой многоклеточного организма. Все существа, кроме микробов, представляют собой

ансамбли ядерных клеток, находящиеся во взаимодействии друг с другом.

Эукариотические и прокариотические клетки — это естественные системы. Как и биосфера, частью

которой они являются, клетки гибки и изменчивы. Составляющие клетку элементы выполняют

взаимодополняющие функции. Если какая-то из частей клетки не выполняет своей функции, жизнь

клетки подвергается опасности. Изменение функционирования одной части клетки вызывает изменение

функционирования других ее частей. Каждый элемент живой клетки способен повлиять на целое и

отреагировать на поведение других элементов.

Подобная внутриклеточная динамика может проявиться в определенных процессах и в поведении, если

посмотреть на клетку как на целое. Например, пища поступает внутрь клетки, а продукты обмена — из

нее. Отдельная клетка может двигаться, изменять свою форму и место относительно других частей

своего окружения. Происходит репродукция клеток путем замены одной клетки двумя идентичными и

т. д.

Несмотря на то, что окружающая среда постоянно вызывает в клетке изменения, в каждый конкретный

момент времени она стабильна. Такая ситуация может быть названа функциональным состоянием

клетки. Способность клетки к поддержанию своих внутренних условий и к определенного рода

поведению определяется ее функциональным состоянием. Здоровье клетки является, по существу,

одним из ее функциональных состояний. Здоровая клетка имеет некоторый набор возможностей и

способов поведения, который отличается от возможностей менее здоровой клетки. Функциональное

состояние клетки может сохраняться

на относительно стабильном уровне в течение некоторого времени, но оно может также и изменяться,

как плавно, так и достаточно резко. Функциональное состояние клетки может изменяться под влиянием

как собственно внутренних факторов, так и под влиянием ее взаимодействия со средой. На самом деле

эти процессы трудно, а иногда и просто невозможно разделить.

Организмы состоят из бесчисленного числа ядерных клеток, которые со временем специализировались,

чтобы сформировать органы и чтобы выполнять в клеточной системе специфические функции. Как и

клетка, организм обладает свойствами текучести, подвижности и в значительной мере стабильности.

Как и к клетке, к организму прило-жимо понятие функционального состояния. Под влиянием

различных процессов состояние организма непрерывно меняется. Системы, составляющие организм,

также функционально взаимозависимы. Чтобы организм мог поддерживать себя в здоровом состоянии,

каждая из них должна работать вполне определенным образом. Любые отклонения влияют на

функциональное состояние организма и на благополучие любой его составляющей.

Деятельность каждой клетки и каждого организма управляется с помощью внутреннего механизма.

Например, все клетки развивающегося эмбриона исходно одинаковы, но затем они постепенно

дифференцируются и в итоге становятся высокоспециализированными. Зверь, бегущий через лес,

постоянно меняет свою походку, очертания и направление движения в зависимости от восприятия

ситуации и в соответствии с процессами, заложенными в его системе управления. Подсолнечник в поле

ориентирует свое соцветие прямо на солнце. Очевидно, что существует определенное взаимодействие

между средой и живым организмом, которое запускают процессы, идущие внутри этой особи и

обуславливающие ее поведение. Из всех возможных способов поведения только один реализуется в

данный конкретный момент. Более того, не все живое способно вести себя одинаковым образом.

Поведение растений, например, значительно отличается от поведения животных. Не все животные

обладают одинаковыми возможностями. Некоторые более гибки, чем другие, и способны

жить и даже процветать в самых разных условиях окружающей среды.

Система управления клеткой имеет преимущественно биохимическую основу. Химические реакции

протекают внутри клетки, а также между клеткой и окружающей ее средой. Такие реакции могут

изменять ее функциональное состояние. Некоторые реакции носят регулярный и повторяющийся

характер, обеспечивая необходимое в данный момент состояние клетки. Другие происходят редко и

приводят к радикальным изменениям ее состояния.

Межклеточное взаимодействие также основано на биохимических процессах внутри каждой клетки, но

оно включает также и поведение клеток как целостных единиц. На поведение клетки влияют те клетки,

с которыми она вступает в контакт. Например, Т-клетки (лимфоциты) иммунной системы человека

патрулируют по всему телу, выслеживая вторгшихся микробов. Они опознают клетки как свои или

чужие на основе химических процессов. Когда же клетка опознана как чужая, Т-клетки агрессивно ее

атакуют. Поведение Т-клетки имеет серьезные последствия для клетки, с которой она входит в контакт.

Таким образом, взаимодействие между клетками управляется как процессами, протекающими внутри

каждой клетки, так и самой формой их поведенческого взаимодействия. Когда одна клетка воздействует

на другую неожиданным или необычным способом, то происходит нечто новое. Меняется характер

взаимодействия. Именно таков, например, случай взаимодействия вируса иммунодефицита человека и

клеток иммунной системы.

Такие взаимодействия определяют функциональное состояние и возможности организмов. Биохимия

каждой клетки внутри органа определяет ее поведение. Поведение всех клеток, составляющих

определенный орган, формирует функциональные возможности органа. Функционирование органа

влияет на другие группы органов. Биохимические процессы и поведение клеток, деятельность систем

органов и других компонентов в совокупности определяют поведение организма как целого.

Следовательно, функционирование каждой клетки лежит в основе функционирования всех компонентов

тела. Каждый компонент влияет на любой другой.

Хотя можно считать, что функционирование всех представителей одного биологического вида

определяется единой для всех системой управления, каждая отдельная особь отличается от любой

другой. Одно из объяснений выдвигает генетическую причину такого разнообразия. Некоторые особи

имеют гены, которые влияют на морфологию и функционирование в одном направлении, гены других

особей действуют в другом направлении. В соответствии с другим объяснением, основой

биологического разнообразия является индивидуальный опыт.

Когда феномен индивидуальных различий рассматривается в контексте дихотомии «гены — опыт», то

это следует считать серьезным упрощением исключительно сложного вопроса. Представляется, что не

существует какого-либо простого способа для разделения вклада каждого из этих факторов в развитие и

функционирование индивида. Если уподобить развитие организма строительству дома из готовых

блоков, то гены ответственны за создание фундамента, блочных конструкций и их пространственного

размещения в одном здании. Они также закладывают системы электрооборудования и водоснабжения

для всей постройки. Опыт — фиксируемые результаты взаимодействия развивающегося организма со

средой — также играет свою роль. В нашей аналогии со строительством опыту отводится роль

специалистов, работа которых делает здание пригодным к эксплуатации. Электрик, плотник,

водопроводчик и т. д. — все они вносят свой вклад в завершенное здание.

Эволюционное развитие в направлении к Homo sapience привело к созданию головного и спинного

мозга и связанной с ними периферической нервной системы. Центральную и периферическую нервную

систему принято рассматривать в качестве целостной системы управления состоянием и поведением

человека. В узком смысле это действительно так. Огромная сеть нейронов служит центральным

координационным и обрабатывающим устройством. Здесь обрабатываются сигналы разной

интенсивности, поступающие от всего организма. Некоторые сигналы (например, коленный рефлекс)

почти не обрабатываются, другие, прежде чем возвратиться в отдаленные области

тела, проходят по сложным маршрутам, где подвергаются разнообразной обработке.

Эти большие нейронные сети сами являются системами с взаимосвязанным функционированием.

Центральная нервная система (ЦНС) постоянно активна и динамична. В процессе высвобождения,

перемещения, сохранения и разрушения гормонов, неиротрансмиттеров и других молекул постоянно

изменяется биохимическое равновесие организма. Активация и затухание нервных «цепей» ведет к

изменению суммарной электрической активности. Если биохимические агенты уподобить

разноцветным лампочкам, а ЦНС — источнику питания для гирлянды таких лампочек, то ЦНС

предстала бы перед нами в виде творения абстрактного искусства с удивительными цветовыми

сочетаниями, постоянно меняющими свою окраску и яркость.

Таким образом, ЦНС, которая играет роль центрального координатора, следует считать одним из самых

важных компонентов системы управления организмом. Однако немалую роль в ней играют также и

каждая клетка, и каждая система органов. Как средневековый английский монарх, primus inter paws,

ЦНС может считаться первой среди равных. Но ее господство шатко — оно зависит и от

функционирования других элементов, из которых состоит организм.

Клетки и организмы вполне можно рассматривать как элементарные единицы. В конце концов, они

имеют границу — оболочку (мембрана клетки и кожа организма). Трудно себе представить такие

единицы, которые превышали бы размеры отдельного организма и не имели бы четких границ. Тем не

менее, такие коллективные единицы вполне типичны для живущих колониями беспозвоночных и

общественных насекомых (Wilson, 1975). Существа типа медузы, названной "португальский морской

корабль", хорошо знакомы купальщикам западного побережья США — это колонии отдельных

организмов, живущих в полном симбиозе и функционирующих как отдельная единица. В таких

колониях хорошо видна функциональная взаимозависимость. Общественные насекомые также

формируют колонии. Муравьи и термиты живут большими группами, которые ведут себя как отдельная

единица. Входящие туда особи выполняют функциональные задачи для всей колонии

(солдаты, рабочие, матка) и вне колониальной структуры имеют мало шансов на выживание.

Такие колонии управляются системой взаимодействий, устанавливающихся между особями,

составляющими эту колонию. Каждая особь играет в ней свою роль. Понятие функционального

состояния приложимо здесь не только к индивиду, но и к колонии в целом. Например, колония

муравьев отдыхает, совершает марш, воюет и строит гнездо. Каждый из этих видов активности можно

рассматривать как тип функционального состояния данной единицы. Это состояние формируется за

счет функционирования каждой особи и групп особей в составе целого. Каждый организм вносит свой

вклад в состояние данной единицы и испытывает на себе влияние этого состояния.

Объединение в одно единое целое наблюдается и у многих видов млекопитающих. Поведение каждого

животного вносит свой вклад в функциональное состояние всей группы, а от поведения группы зависит

благосостояние каждого индивида. Такое функционирование особенно ярко проявляется во время

групповой обороны и охоты.

Многие млекопитающие живут группами, формирующимися совсем не по родственному принципу.

Ядром такой группы обычно является самка в детородном возрасте. В группу может входить несколько

таких самок со своим окружением (партнеры и потомство). Происходящие внутри группы различные

процессы влияют как на общее состояние самой группы, так и на поведение входящих в нее особей. Во

многих группах приматов, например, существует иерархия. Самцы в группах имеют различный

социальный ранг, в значительной степени зависящий от их индивидуального вклада в групповое

взаимодействие. Похожие процессы наблюдаются и у самок. Они оказывают влияние на благополучие

каждой особи как непосредственно, так и с отсрочкой во времени.

Семья человека обладает всеми характеристики живой системы. Эта единица демонстрирует гибкость и

подвижность. Для семьи вопрос заключается не в том, взаимодействуют ли ее члены друг с другом, а в

том, как это они делают. Сдвиги в функциональном состоянии всей семьи отражаются на состоянии

каждого индивида. Эти сдвиги

могут отражаться на уровне поведения, но могут проявиться и во внутренних, физиологических

изменениях у затронутых ими индивидов. Такой взгляд имеет далеко идущие последствия. С этой точки

зрения поведение не является единственным продуктом людских взаимоотношений. Здоровье каждого

члена семьи может быть напрямую связано с функциональным состоянием семьи как единого целого.

Принципиальная структура человеческой семьи описывается термином ядерная семья. Этот термин

стал настолько общепринятым, что иногда теряется из виду его первоначальный смысл. Он возник из

наблюдения, что семьи имеют некоторый эмоциональный центр или ядро, к которому испытывают

привязанность отдельные члены семьи (а также не состоящие в родстве индивиды). С этой точки зрения

семью можно определить как сумму индивидов, привязанных к одному эмоциональному ядру.

Для этого определения можно предложить две аналогии. Атом имеет ядро, вокруг которого вращаются

связанные с ним частицы. Эукариотические клетки, из которых созданы все сложные живые формы,

также имеют ядро, с которым взаимодействуют все другие компоненты клетки. Однако эти аналогии не

полностью подходят для ядерной семьи. Есть некоторая привлекательность в сравнении семьи с

атомом. Центр семьи оказывает давление на связанных с ним индивидов. Конфигурация семьи может

изменяться по мере присоединения к ней новых членов или ухода старых. Изменения могут протекать

спокойно или энергично. То же самое можно сказать и об атоме. Однако природа связей или сил,

удерживающих семью в целостности, плохо уловима. В случае с семьей невозможно достичь той

точности, с которой можно измерить действующие в атоме электромагнитные силы. Можно только

утверждать, что члены семьи ведут себя так, как будто они связаны друг с другом.

С другой стороны, эукариотическая клетка является живой единицей. Составляющие ее элементы

функционально взаимозависимы и формируют управляющую систему для всей единицы. Клетка — это

самодостаточная единица, а семья, по крайней мере внешне, таковой не является. Тем не менее аналогия

вполне уместна, если речь

идет о переходе от клетки к многоклеточному организму. Последний является, по существу,

комбинацией из эукарио-тических клеток, которые генетически одинаковы, но дифференцированы

таким образом, чтобы поддерживать множество функций, обеспечивающих существование организма

как целого. Клетки и сформированные ими системы органов функционально взаимозависимы, а

организм ограничен своим мембранным барьером.

Термин эмоция или эмоциональный, как он используется в данном выше определении ядерной семьи,

требует дальнейших пояснений. Дарвин использовал этот термин при описании тех базовых аспектов

поведения животных и человека, которые нельзя просто свести к человеческой культуре и которые

распространены у разных видов. Например, некоторые выражения лица людей тесно связаны сих

внутренними состояниями. Люди легко определят внутреннее состояние человека, принадлежащего

другой культуре, по выражению его лица, запечатленного на фотографии. То же можно сказать и о

проявлениях болезни. Эти проявления имеют эмоциональную природу. Внешние проявления эмоций

несут двойную нагрузку. Они свидетельствуют о внутреннем состоянии индивида и выполняют

коммуникативную функцию по отношению к другим людям.

В широком смысле слова термин эмоция может относиться ко всем процессам, которые автоматически

управляют поведением индивида в окружающей его среде. Таким образом, в каждый момент времени

эмоция включает генетические факторы, прижизненно сформированные механизмы и функциональное

состояние организма. Например, все живые существа каким-либо образом усваивают питательные

вещества. При этом тип их поведения во многом определяется тем, агрессоры они или жертвы.

Функциональное состояние особи обуславливает ее непосредственное поведение, а постоянная

потребность в получении пищи определяет типы и вариации движений в широком временном

диапазоне. Например, функциональное состояние организма определяет, кормится ли животное в

данный момент или оно отдыхает. Миграции и территориальное поведение (то, как животное

определяет границы своей территории и защищает их) тоже являются продуктами

функционального состояния, изменившегося в соответствии с условиями внешней среды. Такая

организация непосредственного и долговременного поведения вполне может быть названа

эмоциональной.

Эволюция репродуктивного поведения открыла еще одну область для проявления эмоций. Самцы и

самки ориентированы друг на друга (по крайней мере в течение какого-то времени), а также на особей

своего пола как на соперников. Кроме того, детеныши некоторых видов животных на первом этапе

своего развития буквально привязаны к матери, а на следующем этапе остаются зависимыми от

воспитателя (чаще всего, но не всегда — от матери).

Люди всегда формировали некое целостное объединение из родителя и детеныша. Воспитатели могут

быть разными, но человеческий организм при любой возможности стремится к образованию единицы

родитель-дитя. По всей видимости, эта единица является частью эмоциональной системы человека.

Процесс образования этого единства начинается с момента возникновения брачной пары.

Есть соблазн именно эту пару считать эмоциональным ядром семьи. Для большинства людей это на

самом деле так. Но существует много семей с одним родителем и привязанным к нему ребенком. В

случае с приемными детьми, семьи формируются вокруг взрослых, выступающих в качестве

воспитателей для детей, с которыми они не имеют никакой генетической связи. Похоже, что такие

единицы функционируют не хуже тех, что сформированы из родительской пары.

Таким образом, именно первого воспитателя ребенка следует считать эмоциональным ядром, или

центром семьи. В период внутриутробного развития эта роль по определению принадлежит матери.

После рождения существуют и другие варианты. Как правило, мать продолжает выполнять эту

функцию в течение всей своей жизни. Другими словами, женская особь-производитель является

основным компонентом эмоционального ядра. После рождения ребенка эту функцию могут принять на

себя другие — частично или полностью, — хотя мать стремится выполнять ее сама.

Родитель-отец, естественно, также нужен для воспроизводства человека, но его роль в составе

эмоционального ядра семьи определена менее четко. Хотя в принципе его присутствие нужно только

для копуляции, ситуация на самом деле такова, что существует стремление и объективная

необходимость, чтобы родитель-мужчина выступал в качестве элемента эмоционального ядра.

Взаимодействия внутри брачной пары оказывают большое влияние на функциональное состояние семьи

как единицы.

Термин привязанность обычно используется для обозначения отношений между мужчиной и

женщиной, родителем и ребенком. Хотя они физически и не связаны друг с другом, эти люди ведут себя

так, будто бы их поведение тесно связано с поведением других. Брачная пара сначала создает

совместную среду обитания, активизируясь сразу же после наступления беременности и обычно

успевая ссоздать эту среду до рождения ребенка. Вместе с созданием среды партнеры стремятся также

разделить между собой обязанности по ее поддержанию и совместному выживанию в качестве

единицы. Для того, чтобы справиться с этими задачами, мужчина и женщина вступают в отношения

взаимозависимости. Если один из них не справляется со своей частью общей задачи, то другому

приходится определенным образом это компенсировать.

Если бы подобная взаимосвязь решаемых партнерами задач была единственной причиной

привязанности между мужчиной и женщиной, то они могли бы относительно легко расставаться при

условии, что один из них брал бы на себя выполнение обязанностей, предписанных другому. Конечно,

при этом не исключены были некоторые функциональные срывы, но в целом расставание

осуществлялось бы достаточно легко. Вероятность расставания, в таком случае, зависела бы от

длительности периода совместного проживания и от степени разделения семейных задач между

партнерами. Важным фактором была бы также продолжительность независимого функционирования

каждого партнера до их сближения.

Очевидно, однако, что объединение мужчины и женщины в брачную пару представляет собой нечто

большее, чем просто разделение задач и ответственности. Процесс,

ведущий к репродукции, обычно начинается с состояния, известного как «влюбленность» или

«любовь». В этом состоянии каждый индивид переживает чувство полноты собственного

мироощущения. Общение между мужчиной и женщиной протекает открыто и без особых усилий. В

состоянии «влюбленности» люди обычно так сфокусированы друг на друге, что не замечают проблем и

сложностей, совершенно очевидных для посторонних наблюдателей.

Состояние «влюбленности» затрагивает очень глубокие и сложные внутренние процессы. Это чувство

приводит к серьезному сдвигу в функциональном состоянии организма. Любовь — это больше чем

психический процесс, это переживание всего организма. Изменения в восприятии и поведении явно

свидетельствуют об изменениях (по крайней мере, временных) биохимических и других внутренних

процессов. Способность любить реализуется всей эмоциональной системой организма.

Такие реакции по своей природе носят эмоциональный характер и захватывают весь организм целиком.

Взаимозависимость может возникнуть в результате интенсивного общения между индивидами.

Например, упоминавшиеся выше процессы привязанности между ребенком и родителем или

влюбленности ведут к межличностному смыканию, для которого характерна избирательная

чувствительность и реактивность, а процесс, известный как печаль, можно представить как

приспособление человека к ситуации распада такого рода парной интерактивной структуры.

Эти процессы сопровождаются изменениями во всем организме. По всей видимости, они встроены в

эмоциональную систему индивида и, при соответствующем функциональном состоянии организма,

проявляются на уровне поведения. Индивид может быть более или менее чувствителен к таким

процессам в определенные периоды своего развития или в определенных ситуациях. Они могут

проявляться в любое время, но одни периоды для них могут быть более благоприятны, чем другие.

Кроме того, на эти процессы могут влиять и другие факторы. Таким фактором, например, может стать

частое раздевание на глазах друг у друга. Определенную роль могут играть повторяющиеся

сексуальные акты, совместное проживание (особенно сон в одной постели или в непосредственной

близости от партнера), совместно пережитые тяжелые или радостные ситуации, в которых один или оба

партнера воспринимают другого как неотъемлемую часть своего благополучия или даже жизни.

Значительное влияние оказывают также и объединяющие каждого члена пары процессы беременности,

рождения и воспитания ребенка.

Понятно, что у людей брачные пары формируют привязанности и взаимосвязи того же примерно типа,

что были описаны выше для животных. Это естественный процесс. Но не все партнеры привязываются

друг к другу в одинаковой степени. В каждом отдельном случае поведение одного из партнеров по-

разному влияет на функциональное состояние другого. Брачные пары могут быть непохожими одна на

другую по степени взаимной привязанности партнеров. Чем сильнее привязанность, тем выше

восприимчивость каждого из партнеров к другому, проявляющаяся как в функциональном состоянии

самого индивида, так и в поведении брачной пары как целого.

Изменения в функциональном состоянии индивида проявляются в двух сферах: в физическом

функционировании и в психической активности индивида. Изменения в физическом функционировании

часто незначительны, и их нелегко зафиксировать без специальной подготовки и измерительной

аппаратуры. Наиболее заметны физические реакции, связанные с общей тревожностью. В ответ на

присутствие или отсутствие партнера (или даже мысленное представление о нем) может быть

зафиксировано изменение частоты сердечных сокращений, кровяного давления, мышечного тонуса и т.

д. У некоторых людей происходят изменения и в других процессах и системах организма, но их трудно

измерить без глубинного диагностического обследования.

Изменения в психической деятельности также могут отражаться как в качестве самих процессов, так и в

их содержательном наполнении. Качественно психические процессы могут меняться по скорости, по

объему внимания или по сопровождающему деятельность чувственному тону. Изменения в содержании

психических процессов

могут быть представлены целой гаммой состояний, начиная с психотических форм и кончая

деятельностью, носящей планомерный и ответственный характер.

О степени привязанности дает также информацию и само поведение брачной пары. В общем виде

привязанность может быть оценена толерантностью одного партнера к особенностям поведения

другого, а также теми мерами, которые принимаются в том случае, когда предел толерантности

превышен. Пары с сильной взаимной привязанностью прилагают большие усилия для минимизации

проявления тех различий, которые имеются между партнерами. Мужчина и женщина могут одинаково

одеваться, заниматься одной и той же деятельностью, демонстрировать по всем вопросам одинаковый

образ мыслей и тщательно избегать таких взаимодействий друг с другом и с окружающими, которые

могли бы привести к противоречиям между ними. Когда подобные различия все же возникают,

партнеры идут на многое, чтобы восстановить взаимопонимание. Один из них может попытаться

убедить или даже заставить другого отказаться от того, что ему не нравится, или же один партнер

может отказаться от собственного взгляда или стиля поведения, чтобы соответствовать критериям

другого. Когда различия преодолеть не удается, может возникнуть острый конфликт или даже

внезапный распад пары. Усилия по поддержанию или восстановлению взаимопонимания могут стать

настолько навязчивыми, что на них будет уходить основная часть времени и сил. Партнеры с менее

сильной взаимной привязанностью демонстрируют большую толерантность к различиям и направляют

больше энергии и ресурсов на достижение целей за пределами брачной пары.

Структура ядерной семьи окончательно формируется с рождением ребенка. Будучи зачатым в процессе

слияния родительских гамет, ребенок начинает жизнь в тесной связке со своей матерью. Процесс

развития ребенка может быть описан в терминах увеличения способности самостоятельного

функционирования. Освобождение от прямой привязки к организму матери достигается при рождении;

освобождение от эмоциональной привязанности является задачей последующих лет развития.

Считается,

что существует прямая зависимость между тем, как формировалась личность самих родителей или

первичных воспитателей, и способностью их ребенка достигнуть функциональной независимости.

Хотя основа структуры будущей личности заложена в ее геноме, для ее окончательного становления

необходимо проделать значительный объем работы. Опыт, определяемый как усвоенный результат

взаимодействия развивающегося организма со средой, обеспечивает дальнейшую шлифовку поведения

индивида. Конечно, могут существовать и определенные различия в генетической основе, которые

влияют на ход развития организма. Средовые факторы могут в некоторой степени сгладить проявление

таких различий, но не способны кардинально изменить основной генетический план развития. Синдром

Дауна — пример реализации такого генетического плана, который отличается от нормы одной-

единственной хромосомой.

Среда, в которой первоначально существует эмбрион, — это матка его собственной матери. Это такая

химическая среда, которая передает плоду даже небольшие изменения биохимического равновесия в

организме матери. Употребляемые матерью химические вещества могут иметь для него серьезные

последствия. Пример тому — алкогольный синдром плода. Большое влияние на плод в определенные

моменты его развития имеет и питание матери. Другие аспекты функционального состояния

материнского организма также могут отражаться на пост-натальном развитии ребенка.

Функциональное состояние матери является (по крайней мере частично) продуктом ее поведенческого

взаимодействия со средой. Близкий ей мужчина является важным элементом этой среды. В зависимости

от степени привязанности матери к этому мужчине ее функциональное состояние может в той или иной

степени меняться в ответ на его поведение. Поскольку и мужчина, в свою очередь, реагирует на мать,

между обоими создается эмоциональное поле, способное влиять на среду, в которой находится

эмбрион, и таким образом — на его развитие.

К моменту появления младенца на свет история взаимодействия функциональных состояний матери и

ребенка

насчитывает уже девять месяцев. Рождение младенца ведет к расширению, а возможно и усилению

связи матери со своим ребенком. Роль матери как первичного воспитателя отнюдь не сводится только к

заботе о здоровье и благополучии ребенка. Каждый из них — и мать, и младенец — воспринимают одни

и те же зрительные, обонятельные, осязательные и слуховые стимулы, на которые при

непосредственном участии матери ребенок очень быстро вырабатывает комплекс адекватных реакций.

Вскоре после рождения тип связи матери и ребенка кардинально меняется, завершаясь установлением

отношений взаимной привязанности с обостренной взаимной чувствительностью и реактивностью.

Сходный процесс развивается параллельно у отца или другого первичного воспитателя сразу после

рождения ребенка. В каком-то смысле после рождения ребенка биологическая мать становится ему не

нужна. Она может быть заменена другим воспитателем, способным выполнить все ее функции. Однако

у людей во все времена мать в большинстве случаев стремилась сохранить роль первичного

воспитателя по отношению к своим детям. На характер, интенсивность и скорость установления

привязанности к первичному воспитателю, который не является матерью, влияет время, проведенное

этим воспитателем с ребенком, и толерантность матери к тому, что с ее ребенком занимается кто-то

другой.

В семейной единице, состоящей из родительской пары и ребенка, последний быстро начинает

индивидуализировать свои реакции по отношению к каждому из родителей. Исходно же младенец

более чувствителен к своей матери. Из этого следует, что младенец способен непосредственно ощутить

как другого воспитателя, так и реакцию матери на этого человека. Другими словами, ребенок видит

перед собой еще одного взрослого и обладает чувствительностью к тому, как меняется функциональное

состояние матери, когда этот человек находится рядом. Следовательно, в базовой семейной единице,

состоящей из двух родителей и ребенка, всегда можно выделить три взаимосвязанных привязанности —

пары друг к другу и каждого из родителей к ребенку. Каждая из этих привязанностей может влиять на

любую другую через механизм изменений функционального

состояния каждого индивида и соответствующие реакции других членов семьи на эти изменения.

Эта базовая единица ядерной семьи воспроизводится заново по мере рождения каждого последующего

ребенка. Таким образом, ядерная семья может быть описана как серия взаимосвязанных треугольников.

Изменения, происходящие с одним из членов семьи или же в его взаимоотношениях с окружающими

людьми, могут распространяться через сеть таких взаимодействующих треугольников и таким образом

влиять на функциональные состояния и поведение других членов семьи. Следовательно, то, что влияет

на одного индивида, может повлиять и на целое, а то, что влияет на целое, может повлиять на любого

отдельного индивида.

В первичном треугольнике, состоящем из родителей и ребенка, существует постоянный эмоциональный

обмен. Функциональное состояние каждого члена «треугольника» постоянно изменяется; как следствие,

часто меняется и их поведение. Развитие этой единицы связано с повышением ответственности каждого

ее члена за самого себя. В случае с новорожденным эта тенденция очевидна. Постепенно ребенок

начинает самостоятельно есть, ползать, ходить, наконец, бегать без посторонней помощи и исследовать

постоянно расширяющуюся среду вокруг него. Подобным же образом происходит и его психическое

развитие — увеличивается способность к осознанию, рассуждению, принятию самостоятельных, все

усложняющихся решений.

Гораздо менее очевидно то, что первичные воспитатели также вовлечены в подобный процесс. Если

вначале любой воспитатель несет полную ответственность за благополучие и выживание ребенка, то

позднее он должен научиться сдерживать свои естественные порывы, не делать за ребенка все, что тот

может сделать сам, и предоставлять ему больше возможностей для принятия ответственности за свои

решения. Понятно, что этот процесс растягивается на долгие годы. Он требует от воспитателя не только

способности управлять собственными функциональными состояниями для установления контакта с

ребенком, но и способности научить ребенка управлять самим собой. Когда воспитатель не может

справиться с такой задачей,

развитие ребенка затрудняется или вообще приостанавливается. В результате такой блокировки ребенок

не приобретает необходимой ему независимости, остается привязанным или даже запертым в рамках

первичного треугольника. Развитие остается незавершенным.

Явление блокировки, или ограничения развития имеет теоретическое обоснование. Чем меньше

ответственности индивид берет на себя, тем больше его потребность в другом человеке. Именно эта

потребность определяет степень привязанности индивида к другим индивидам в течение всей своей

жизни. Кроме того, недостаточное развитие чувства независимости формирует у ребенка повышенную

чувствительность к функциональным состояниям каждого из родителей и собственным

функциональным состояниям, на основе которых строится как его собственное поведение, так и

поведение всей семьи. Такие отношения с воспитателями, сложившиеся в рамках первичного

треугольника, становятся образцом для будущих отношений с друзьями и собственными детьми.

Другими словами, все будущие отношения становятся вариациями на ту же тему.

Эмоциональная потребность в другом человеке может быть определена как неполная сепарация или

незаконченная, частичная дифференциация Я. С неполной дифференциацией воспитателей и ребенка

пытаются справиться различными способами, не затрагивающими основную проблему развития. В

результате предпринимаются разные обходные маневры для преодоления трудностей, вызванных

избыточной привязанностью. Семья может всю жизнь поддерживать тесные контакты, или члены семьи

могут порвать отношения и попытаться удовлетворить потребность в другом человеке на стороне.

Однако что бы ни предпринималось, у человека всегда присутствует потребность в другом, тесно

связанная с настроем на человеческое общение и на эмоциональный отклик.

Такой взгляд на семью предполагает существование констелляции ядерных семей, принадлежащих к

разным поколениям и объединенных неполной дифференциацией их членов. Каждая брачная пара

связана с теми ядерными семьями, из которых члены пары происходят. Человек сохраняет

чувствительность и реактивность

в отношении событий, которые изменяют функциональное состояние первичного «треугольника» и

ядерной семьи, в которой он родился и вырос. Такая реактивность может привести к разрыву внутри

брачной пары — то есть в ядерной семье последующего поколения. Кроме того, потребность каждого

из партнеров в другом, вынесенная ими из своих ядерных семей, накладывает определенные

ограничения на автономность каждого из них и на гибкость новой семейной единицы. Ограничения в

гибкости и автономности сужают воспитательный репертуар родителей и способность семьи

эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Таким образом, каждая ядерная семья представляет собой некоторый итог развития бесчисленного

множества предшествовавших ей ядерных семей. Но при этом она является промежуточной остановкой

процесса человеческого воспроизводства на пути к будущим поколениям ядерных семей. Каждая

ядерная семья — это единица: такая же как и более широкая, состоящая из многих поколений

констелляция ядерных семей, к которой она принадлежит. Эмоциональная потребность в другом

человеке, имеющаяся у каждого индивида в каждой ядерной семье и сама являющаяся продуктом

существования бесчисленных поколений, связывает каждое поколение с его прошлым и одновременно

влияет на будущее. Именно на основе осмысления семьи как отдельной единицы обретает форму теория

семейных систем Боуэна.

ЛИТЕРАТУРА

LehrmanD. С. (1964). The reproductive behavior of ring doves //Scientific American. 211 (5). 82-88.

Margulis L., SaganD. (1986). Microcosmos. New York: Summit Books.

Wilson E. 0. (1975). Sociobiology. The new synthesis. Cambridge: Harvard University Press.

Наши рекомендации