V. Тренировочные упражнения
Упр. 364: выразительное чтение, запись предложений на доске (ученики пишут по очереди) и в тетрадях.
Упр. 365 (I, II): устно разобрать, выполнить письменно.
Примечание. Вводные слова не должны повторяться в примерах, следует показать, что синонимические ряды вводных слов имеют оттенки значений.
Домашнее задание. § 33 (с.163-164), упр. 365 (III, IV), 366.
Урок 82. Вводные слова и вводные предложения.
Предложения с междометиями
Цель урока: закрепить умение находить вводные слова и предложения в тексте, показать роль междометий и слов «да», «нет» в предложении, закрепить навыки правильной интонации в предложениях с вводными конструкциями, развивать культуру речи учеников.
Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение, реализация межпредметных связей.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Словосочетание: найдите примеры со связью примыкание:
1) твердо решил, 2) решили задачу, 3) трудное предложение, 4) читать лежа, 5) очень хорошо, 6) дверь на балкон. (Ответ: 1, 4, 5.)
II. Проверка домашнего задания
1. Теоретические вопросы.
(Составить вопросы к теме могут сами ученики, тогда они по очереди задают их друг другу.)
— Какие слова в предложении называются вводными?
— Какова роль вводных слов в предложении?
— Какие значения могут иметь вводные слова и вводные предложения?
— Как выделяются вводные слова и предложения в речи и на письме?
— В чем сходство вводных слов с междометиями и словами «да», «нет»?
2. Упр. 365 (III, IV) — комментированное чтение. Обратим внимание на предложение (По словам старожилов), в этой неширокой, но глубокой реке раньше было много рыбы. Здесь важно не ошибиться, приняв за противопоставление конструкцию с союзом «но». Противопоставления нет, поэтому «неширокой» (заменим синонимом узкой) пишется слитно.
3. Упр. 366 — взаимопроверка.
III. Закрепление изученного
1. Комментированное письмо.
Записать предложения, объяснить правописание слов и постановку знаков препинания, указать значения вводных слов и предложений.
1) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.
2) Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
3) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
4) Кажется, ваша история там наделала много шуму.
5) Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту.
6) Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
7) Навстречу нам шла шхуна, должно быть, в Тамань.
8) Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
Обратим внимание на последнее предложение, в котором слово «казалось» служит частью составного именного сказуемого и не выделяется запятыми (сравним с предложением № 3).
2. Упр. 367 — устно.
IV. Предложения с междометиями и словами «да», «нет»
1. Повторение.
— В чем особенность междометия как части речи?
Комментарий: Междометие —
1) Особая часть речи, которая выражает, не называя, различные чувства и побуждения.
2) Не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
3) Междометия не изменяются; не являются членами предложения, хотя иногда могут выступать в их роли: Грянуло победное «ура» (ура — в значении подлежащего.) Ай да удалец! (Ай да — в значении определения.)
4) Междометия бывают непроизводными (ай, ах, фу, э и т. д.) и производными, образованными от других частей речи (Боже мой! Мама! Ужас! и т. д.)
2. Упр. 368 — устно.
3. Изучение теоретического материала.
Прочитаем примечание к § 33 (с. 165) и сделаем вывод: междометия и слова «да» и «нет» сходны по роли и положению в предложении с вводными словами и предложениями; и те и другие могут употребляться как отдельные предложения.
V. Тренировочные упражнения
Упр. 370 — выразительное чтение, комментированное письмо (предложения записываются и на доске).
Упр. 374 (культура речи) — устно.
Упр. 371 и 372 — по вариантам с последующей взаимопроверкой и устными ответами на вопросы.
VI. Словарная работа
Записать слова в рамках: сезон, фантазия, воображение, информация, информировать. Указать их лексические значения.
Домашнее задание. § 33, упр. 369.
Урок 83. Вставные конструкции
Цель урока: дать понятие о вставных конструкциях, показать их структурные и интонационные особенности, их роль в предложении, вырабатывать навыки правильной интонации в предложениях с вставными конструкциями, развивать культуру речи учеников.
Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Орфография (н и нн в прилагательных и причастиях): нефтяная вышка, масленый блин, пчелиный улей, тыквенный сок, деланая улыбка, песчаный пляж, сломанный стул, названый брат, клюквенный морс, масляная краска, разреженный воздух, укутанный ребенок.
II. Проверка домашнего задания
Упр. 369 (I) — проверка «по цепочке», 369 (II) — устные ответы и обсуждение.
Комментарий учителя
К № I: 1) Эк куда хватили! (Междометие сливается в произношении с обстоятельством, поэтому запятая не нужна.) 2) О! Насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры. (Междометие выделяется восклицательной интонацией и паузой.) 3) Ах, батюшки! Фи, маменька, голубое! (междометия выделяются интонационно, нужна запятая.)
К II: Употребление междометий в III явлении 1-го действия.
Роль междометий в речи Бобчинского, Добчинского и городничего.
Бобчинский и Добчинский, по замечанию самого Гоголя, «оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками». Для сумбурной, хаотичной, нелогичной, изобилующей ненужными сведениями речи Бобчинского и Добчинского характерно употребление междометий. Поэтому неудивительно, что в их речи часто встречаются одинаковые междометия: «Э, позвольте...»; «ей-богу». Особую роль играет междометие «Э!». Герои заспорили, кто же из них первый сказал другому «Э!», то есть предполагается, что междометие несет определенную смысловую нагрузку. На самом же деле никакой информации это «Э!» не несет, хотя и означает осенившую Бобчинского и Добчинского догадку. Так употребление междометия становится у Гоголя сатирическим приемом.
В речи городничего тоже встречаются междометия, но они обычно производные, более развернутые: «Батюшки, сватушки!»; «Господь с вами»; «Господи, помилуй нас грешных!» У основательного, солидного чиновника и междометия солидные. Междометия выражают волнение, страх городничего перед наказанием за его грехи.