Текст 5. Прочитайте текст, выполните задания

Работа с частью В.

Словообразование и морфология (В1, В2)

Текст 2.

Прочитайте текст, выполните задания.

(1) Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.

(2) Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

(3) Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств – качеств человека, который пользуется языком народа.

(4) Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

(5) Ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». (6) Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. (7) Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше всех, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.

(8) А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.

(9) Послушайте: о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычные слова заменяет «словами-плевками»? (10) Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти. (11) У него будут «свои» слова для денег, для заработков – законных и особенно незаконных, - для всяких махинаций, циничные прозвища людей, которых он боится (бывают, впрочем, прозвища, в которых люди выражают свою любовь и ласку тому или иному человеку – это другое дело).

(12) Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте мне, я это знаю, я не просто предполагаю.

(13) Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. (14) Как говорит, так следовательно, и думает.

1. Укажите способ образования слова показатель (предложение 3).

2. Укажите способ образования слова послушайте (предложение 9).

3. Укажите способ образования слова неприятностей (предложение 10).

4. Из предложений 1 – 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

5. Из предложения 11 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

6. Из предложений 1 – 4 выпишите имя прилагательное в форме составной сравнительной степени.

7. Из предложений 1 – 4 выпишите имя прилагательное в форме простой превосходной степени.

8. Из предложений 8 – 13 выпишите глаголы в форме повелительного наклонения.

9. Из предложений 6 – 8 выпишите причастие, перешедшее в существительное.

10. Из предложений 6 – 7 выпишите имена прилагательные в форме составной превосходной степени.

11. Из предложений 9 – 10 выпишите все наречия.

12. Из предложений 1 – 2 выпишите наречие.

13. Из предложения 11 выпишите все определительные местоимения.

14. Из предложения 7 выпишите притяжательное местоимение.

15. Из предложения 9 выпишите все относительные местоимения.

16. Из предложений 5 – 7 выпишите отрицательные местоимения.

17. Из предложения 9 выпишите указательное местоимение.

18. Из предложения 12 выпишите частицу(ы).

19. Из предложения 13 выпишите частицу.

20. Из предложения 5 выпишите все частицы.

Ответы

1 Суффиксальный 11 Цинично, сразу
2 Приставочный 12 Как
Суффиксальный 13 Всякого, иному, другое
4 Прислушаться 14 Его
5 Ласка, дело 15 (О) чем, каких
6 Более точный 16 Ничего
7 Вернейший 17 Такой
8 Послушайте, поверьте 18 Не просто
9 Окружающих 19 Это
10 Выше всех, сильнее всех, умнее всех 20 Ведь, и, не

Морфология и синтаксис. Часть В.

Текст 5. Прочитайте текст, выполните задания.

(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

(3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

(6) Поговорка «Цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (8) Главное действующее лицо этого произведения Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. (9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально. (10) Оно ужасно и ничем не может быть оправдано. (11) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (12) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

(13) Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. (14) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. (15) Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. (16) Может быть, не сразу, но в конечном счете! (17) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

(18) Соблюдать большое надо во всем решительно. (19) Тогда все легко и просто.

Из предложений 14-19 выпишите краткие прилагательные.

Из предложений 13-15 выпишите прилагательные в превосходной степени.

Из предложений 4-5 выпишите определительные местоимения.

Из предложения 8 выпишите все местоимения.

Из предложения 2 выпишите переходный глагол.

Из предложений 6-12 выпишите страдательное причастие.

Из предложения 15 выпишите производный предлог.

Из предложений 15-19 выпишите субстантивированные прилагательные (перешедшие в существительные).

Из предложений 3-5 выпишите все частицы.

Из предложения 2 выпишите все частицы.

Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление.

Среди предложений 9-15 найдите простые односоставные безличные предложения. Укажите их номера.

Среди предложений 3-9 найдите сложные, в состав которых односоставное безличное. Укажите их номера.

Среди предложений 6-19 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 6-12 найдите предложение с нераспространенным приложением. Укажите номер.

Найдите в тексте предложения с вводным конструкциями. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 6-19 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.

Среди предложений 1-12 найдите предложения с придаточными изъяснительными. Укажите их номера.

Среди предложений 6-19 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите их номера.

Среди предложений 1-12 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответы

1 Легко, просто 11 Оправдывает средства
2 Дороже всех 12 11, 12
3 Всего, каждом 13 4, 5
4 Этого, он, которые 14 8
5 Уместить 15 8
6 Оправдано 16 3, 13, 16
7 Вопреки 17 9, 14
8 Ученый, большое 18 5, 8
9 Бы, только, и 19 17
10 Не, просто (же – союз) 20 8

Текст 7.

Наши рекомендации