Текст 5. Прочитайте текст, выполните задания
Работа с частью В.
Словообразование и морфология (В1, В2)
Текст 2.
Прочитайте текст, выполните задания.
(1) Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.
(2) Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
(3) Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств – качеств человека, который пользуется языком народа.
(4) Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
(5) Ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». (6) Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. (7) Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше всех, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.
(8) А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.
(9) Послушайте: о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычные слова заменяет «словами-плевками»? (10) Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти. (11) У него будут «свои» слова для денег, для заработков – законных и особенно незаконных, - для всяких махинаций, циничные прозвища людей, которых он боится (бывают, впрочем, прозвища, в которых люди выражают свою любовь и ласку тому или иному человеку – это другое дело).
(12) Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте мне, я это знаю, я не просто предполагаю.
(13) Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. (14) Как говорит, так следовательно, и думает.
1. Укажите способ образования слова показатель (предложение 3).
2. Укажите способ образования слова послушайте (предложение 9).
3. Укажите способ образования слова неприятностей (предложение 10).
4. Из предложений 1 – 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
5. Из предложения 11 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.
6. Из предложений 1 – 4 выпишите имя прилагательное в форме составной сравнительной степени.
7. Из предложений 1 – 4 выпишите имя прилагательное в форме простой превосходной степени.
8. Из предложений 8 – 13 выпишите глаголы в форме повелительного наклонения.
9. Из предложений 6 – 8 выпишите причастие, перешедшее в существительное.
10. Из предложений 6 – 7 выпишите имена прилагательные в форме составной превосходной степени.
11. Из предложений 9 – 10 выпишите все наречия.
12. Из предложений 1 – 2 выпишите наречие.
13. Из предложения 11 выпишите все определительные местоимения.
14. Из предложения 7 выпишите притяжательное местоимение.
15. Из предложения 9 выпишите все относительные местоимения.
16. Из предложений 5 – 7 выпишите отрицательные местоимения.
17. Из предложения 9 выпишите указательное местоимение.
18. Из предложения 12 выпишите частицу(ы).
19. Из предложения 13 выпишите частицу.
20. Из предложения 5 выпишите все частицы.
Ответы
1 | Суффиксальный | 11 | Цинично, сразу |
2 | Приставочный | 12 | Как |
Суффиксальный | 13 | Всякого, иному, другое | |
4 | Прислушаться | 14 | Его |
5 | Ласка, дело | 15 | (О) чем, каких |
6 | Более точный | 16 | Ничего |
7 | Вернейший | 17 | Такой |
8 | Послушайте, поверьте | 18 | Не просто |
9 | Окружающих | 19 | Это |
10 | Выше всех, сильнее всех, умнее всех | 20 | Ведь, и, не |
Морфология и синтаксис. Часть В.
Текст 5. Прочитайте текст, выполните задания.
(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
(3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
(6) Поговорка «Цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (8) Главное действующее лицо этого произведения Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. (9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально. (10) Оно ужасно и ничем не может быть оправдано. (11) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (12) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
(13) Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. (14) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. (15) Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. (16) Может быть, не сразу, но в конечном счете! (17) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.
(18) Соблюдать большое надо во всем решительно. (19) Тогда все легко и просто.
Из предложений 14-19 выпишите краткие прилагательные.
Из предложений 13-15 выпишите прилагательные в превосходной степени.
Из предложений 4-5 выпишите определительные местоимения.
Из предложения 8 выпишите все местоимения.
Из предложения 2 выпишите переходный глагол.
Из предложений 6-12 выпишите страдательное причастие.
Из предложения 15 выпишите производный предлог.
Из предложений 15-19 выпишите субстантивированные прилагательные (перешедшие в существительные).
Из предложений 3-5 выпишите все частицы.
Из предложения 2 выпишите все частицы.
Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление.
Среди предложений 9-15 найдите простые односоставные безличные предложения. Укажите их номера.
Среди предложений 3-9 найдите сложные, в состав которых односоставное безличное. Укажите их номера.
Среди предложений 6-19 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 6-12 найдите предложение с нераспространенным приложением. Укажите номер.
Найдите в тексте предложения с вводным конструкциями. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 6-19 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.
Среди предложений 1-12 найдите предложения с придаточными изъяснительными. Укажите их номера.
Среди предложений 6-19 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите их номера.
Среди предложений 1-12 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответы
1 | Легко, просто | 11 | Оправдывает средства |
2 | Дороже всех | 12 | 11, 12 |
3 | Всего, каждом | 13 | 4, 5 |
4 | Этого, он, которые | 14 | 8 |
5 | Уместить | 15 | 8 |
6 | Оправдано | 16 | 3, 13, 16 |
7 | Вопреки | 17 | 9, 14 |
8 | Ученый, большое | 18 | 5, 8 |
9 | Бы, только, и | 19 | 17 |
10 | Не, просто (же – союз) | 20 | 8 |
Текст 7.