Урок 93. Способы передачи чужой речи в художественном

Произведении (на примере стихотворения

Леонида Мартынова «Под зеленый тополь я прилег…»

Цель урока: закрепить знания о способах передачи чужой речи; закрепить пунктуационные умения и навыки; прививать навыки лингвистического анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, комментированное письмо, элементы лингвистического анализа поэтического текста.

Ход урока

I. Слово учителя

Чужая речь передается различными способами и в разных целях во всех стилях речи: разговорном, публицистическом, художественном, научном, официально-деловом. Но особое место принадлежит произведениям художественного стиля. Именно там, как мы знаем, прямая речь, диалог часто используются как один из способов олицетворения. Сегодня мы понаблюдаем за тем, какую роль играет передача чужой речи в стихотворении Леонида Мартынова «Под зеленый тополь я прилег.

II. Выразительное чтение стихотворения учителем

Примечание. После чтения стихотворения ученикам должны быть розданы листочки с напечатанным стихотворением.

III. Запись стихотворения в тетрадях

Под зеленый тополь я прилег,

И спросил я, наслаждаясь тенью:

— Что ты скажешь, тополь-тополек? —

И в ответ услышал шелестенье.

Шелестел он только об одном,

И, прислушиваясь к его рассказам:

— Тополь, — я сказал, — ты агроном,

Лишь с одной землею только связан.

Тополь

Мне сказал:

— Я астроном,

И через листву мою сочатся

Лики солнца, в сонме их хмельном

Пляшут пятна и протуберанцы.

Я сказал:

— Ты, тополь, — астролог.

Солнечными фокусами бредишь —

Вот твоих фантазий потолок.

Далеко на этом не уедешь.

Но,

Уйдя из шелеста дубрав -

В небеса, что над полями стынут,

Тополь мне сказал:

— Я астронавт,

К вам из бесконечности закинут!

IV. Элементы лингвистического анализа художественного текста

1. Объяснение употребление синтаксических конструкций и знаков препинания.

В стихотворении трижды встречаются деепричастные обороты (они выделяются запятыми): наслаждаясь тенью; прислушиваясь к его рассказам; уйдя из шелеста дубрав в небеса, что над полями стынут.

Последний деепричастный оборот осложнен придаточным предложением. Деепричастные обороты означают дополнительное, неосновное действие. Большинство глаголов в стихотворении относятся к глаголам со значением состояния или речи, а не действия: прилег, спросил, услышал, шелестел, бредишь. Употребление таких конструкций придает стихотворению неспешность, умиротворенность. Исключение составляет глагол действия пляшут. Он помогает увидеть солнечные зайчики, блики, мелькающие в кроне тополя, но не нарушает общего покоя, а лишь оттеняет его.

2. Наблюдения над способом и целью передачи чужой речи.

1) В каждой строфе поэт использует прямую речь, но оформляет ее как диалог, то есть не использует кавычек.

2) Диалог между лирическим героем стихотворения и тополем служит олицетворению.

3) Олицетворение достигается еще одним способом: обращением (1-я, 2-я, 4-я строфы).

3. Словарная работа.

Объяснение незнакомых слов (по словарям):

Агроном (от греческого «agros» — «поле») — специалист по агрономии, обработке земли.

Астроном (от греческого «astron» — «звезда») — специалист по науке, изучающей небесные тела.

Астролог — специалист по изучению влияния небесных светил на земные события и жизнь человека.

Астронавт — то же, что космонавт.

Сонм — большая группа, множество, масса чего-либо, скопище.

Протуберанцы — образования из раскаленных газов на Солнце.

Отметим, что значения всех этих слов имеют специфическое значение в стихотворении: приобретают романтическую окраску.

4. Наблюдения над звуковым оформлением стихотворения.

1) Поэт передает тихие звуки ветра в листве тополя с помощью звукописи — аллитераций на шипящие, в основном на «ш»: наслаждаясь, скажешь, услышал, шелестенье, шелестел, прислушиваясь, лишь, пляшут, бредишь, уедешь...

2) В стихотворении обыгрываются паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: агроном — астроном — астролог — астронавт. Отметим, что в слове астролог ударение падает на последний слог: это нарушение оправдано ритмом стихотворения.

5. Наблюдения над образным рядом стихотворения.

В стихотворении два героя — участника диалога: лирический герой и тополь. Однако образ тополя изменяется, преобразуется в каждой строфе. Это изменение дается через восприятие лирического героя и «самохарактеристику» тополя, причем происходит оно как бы снизу вверх: агроном — астроном — астролог — астронавт. Этим достигается восприятие тополя как посланца природы, соединяющего землю и небо (корни и крона), как образ вечной, бесконечной и постоянно изменчивой природной стихии.

V. Заключительное чтение стихотворения, обмен мнениями о его восприятии и истолковании

Домашнее задание. Ответить на вопросы для повторения (с. 189).

Урок 94. Закрепление темы

«Способы передачи чужой речи»

Цель урока: закрепить знания о способах передачи чужой речи; закрепить пунктуационные умения и навыки.

Методические приемы: выразительное чтение, тренировочные упражнения, объяснительный диктант, работа с таблицей.

Ход урока

Наши рекомендации