Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Чужая речь, то есть высказывание других лиц, может передаваться прямой и косвенной речью.

Прямая речь - это дословная передача чужрп» высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал: «Завтра выезжаем рано утором».

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей; высказывание изменяется в зависимости от контекста и целей автора. Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание. Например, Он сказал, что завтра мы выезжаем рано утором.

Если при передачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: «Алена, подойди сюда!» - крикнул он. - Он крикнут Алене, чтобы она подошла к нему.)

РЕЧЬ

  • 56. Речевая деятельность (34 — 35)
  • 57. Текст и их типы (35 — 35)

Речевая деятельность

РЕЧЬ - это конкретное говорение, имеющее определенные временные рамки и звуковую или письменную форму. Под речью понимают как речевую деятельность (т.е. процесс говорения), так и речевые произведения (т.е. результат говорения). Виды речевой деятельности могут быть различными.

1. В зависимости от формы выражения они делятся на:

  • устные (говорение - порождение речи, аудирование - восприятие устного сообщения),
  • письменные (письмо - создание письменного текста и чтение - восприятие письменного текста).

2. В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает ее, виды речевой деятельности делятся на:

  • продуктивные виды (говорение и письмо),
  • рецептивные виды (аудирование и чтение).

3. В зависимости от количества участников виды деятельности делятся на:

  • монологическую речь (речь одного человека, обращенная к слушателям или к самому себе),
  • диалогическую речь (форма речи, при который происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами).

Сферы употребления устной публичной речи и её основные типы.

Устная публичная (или ораторская речь) используется для выступления перед большим количеством людей. Например,

  • в научной сфере: лекция (научная или научно-популярная), научный обзор, доклад и т.д..
  • в судебной сфере: выступления прокуроров и адвокатов;
  • в социально-политической жизни: агитации, митинги, выступления парламентариев;
  • в социально-бытовой сфере: юбилейная речь, застольная, надгробная и т.д.;
  • в духовной сфере: проповедь.

Языковые особенности публичного высказывания.

Во время публичного выступления оратор должен соблюдать такое качество речи, как правильность, то есть он должен соблюдать нормы современного русского языка. Необходимо безошибочно образовывать грамматические формы, ставить ударение, соблюдать причинно-следственные связи, избегать повторов, точно выбирать слова для избежания недопонимания, причем все слова должны быть одинаковой стилистической окраски, нельзя допускать в речи разговорных слов, форм или просторечия.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это правила речевого поведения, специфические для.определенной нации, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых обществом для вежливого общения, с собеседником.

Эти правила включают определенные слова, используемые для того, чтобы поздороваться, попрощаться с собеседником или чтобы привлечь его внимание. Например, в русском языке для приветствия используются такие слова, как добрый день, добрый вечер, здравствуйте и т.д.

Речевой этикет позволяет установить с другим человек контакт в определенной благоприятной тональности.

Текст и их типы

ТЕКСТ - это речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности.

Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью.

У текста также есть определённая композиция (внутренняя структура). Она состоит из зачина (вступления), основной части и заключения. Наличие в тексте основной части обязательно, вступления и заключения - факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.

По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:

  • повествование (передают действие в развитии, во временной последовательности),
  • описание (характеризуют статичные картины, передают их детали),
  • рассуждение (передают развитие мыслей относительно предмета речи).

Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному коммуникативному типу речи. Чаще всего тексты комбинируют описание, повествование и рассуждение, и какой-нибудь тип является доминирующим.

Тексты относятся к какому-нибудь из стилей речи. В зависимости от этого выделяют тексты:

  • разговорные (используются в разговорной речи, чаще всего существуют в устной форме; ха- растеризуются наличием предложений, простых по своему составу, и особой разговорной (а иногда и просторечной) лексикой);
  • официально-деловые (используются в официально-деловом стиле, чаще всего существуют в письменной форме; характеризуются наличием предложений, сложных по своему составу, обилием именных частей речи и специфической лексикой);
  • публицистический (используются в средствах массовой информации и их основная цель - привлечение интереса читателей или слушателей, а также информирование их; существуют как в письменной, так и в устной форме; характеризуются живостью, разнообразием, отбор лексических средств происходит в зависимости от цели и содержания текста);
  • научные (используются в различных сферах науки, существуют в основном в письменной форме (хотя немало и устных научных выступлений); характеризуются достаточно сложной синтаксической организацией, большим количеством терминов),
  • художественные (могут совмещать в себе разные виды текстов в зависимости от целей автора)

ГРАФИКА, БУКВА, АЛФАВИТ

ГРАФИКА - это раздел языкознания, который устанавливает состав начертаний, употребляемых при письме, изучает соотношение между буквами и звуками. Основными терминами графики являются:

Буква - это графический знак, используемый для обозначения на письме звука речи. Буквы бывают большие (или прописные) и маленькие (или строчные). Строчные буквы пишутся в начале предложений и в начале имён собственных.

Алфавит- это совокупность всех букв, расположенных в определенном общепринятом порядке. В русском алфавите 33 буквы:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

10 букв передают гласные звуки (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я);
21 буква передает согласные звуки (Б, В Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ );
буквы Ъ и Ь не передают никаких звуков, но они выполняют функцию разделительности, а также обозначают мягкость предшествующего согласного, тем самым часто играя смыслоразличитепьную функцию (см. примеры ниже).

Обозначение на письме мягкости согласных.

Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами:

  1. с помощью буквы Ь: весь, кровь (ср. со словами вес, кровь),
  2. с помощью букв Е, Ё, Я, Е, Ю стоящих после согласных (мера, лёжка, мячик, место, любовь).

Каллиграфия - это искусство чёткого и красивого письма. Этот термин относится только к рукописным буквам.

ОРФОГРАФИЯ

  • 58. Принципы русской орфографии, орфограмма (36 — 37)
  • 59. Употребление прописной и строчной буквы (37 —37)
  • 60. Правила переноса слов (37 — 37)
  • 61. Правописание гласных в корне (37 — 38)
  • 62. Правописание гласных после шипящих и Ц (38 — 39)
  • 63. Правописание согласных в корне (39 — 39)
  • 64. Правописание приставок (39 — 40)
  • 65. Правописание разделительных Ъ и Ь (40—40)
  • 66. Правописание имен существительных (41 — 42)
  • 67. Правописание имен прилагательных (42 — 45)
  • 68. Правописание сложных слов (45 — 46)
  • 69. Правописание числительных (46—47)
  • 70. Правописание местоимений (47 — 48)
  • 71. Правописание глаголов (48 — 49)
  • 72. Правописание причастий (49 — 49)
  • 73. Правописание наречий (49 — 50)
  • 74. Правописание предлогов (50 — 50)
  • 75. Правописание союзов (51 — 51)
  • 76. Правописание частиц, НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ (51—52)

Наши рекомендации