Прочитайте текст. Выполните задания

(1) Вопрос «Кто виноват?» называют именно русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2) На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, философствуют политтехнологи… (3) У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4) Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (6) Почему? (7) Кто виноват?

(8) Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9) Она в нашем неуважении к человеку. (10) Надо сделать человека высшей ценностью. (11) Мы подсчитывем золовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции… (12) И что? (13) Что из того обыкновенному человеку? (14) Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке живёт она и при уровне в 9 процентов! (15) Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков вызыат высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ вас не понимает! (16) Да нет, это вы, отделённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма – живого человека. (17) Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное «Жите, нам некогда» - всё это симптомы самой страшной социальной болезни – пренебрежения к человеку. (18) О человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очередную ракету, и голосуют якобы за какое-то судьбоносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20) А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машите, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.

(21) Не нужно призывов! (22) Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям добираться на последний этаж? (23) Надо с боьничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров… (24) Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорблённым, тогда поднимется и производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом Кто виноват?».

(По В.Тимофееву)

1. Из предложений 21-22 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

2. Из предложений 23-24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

3. Из предложений 18-19 выпишите все частицы.

4. Из предложений 1-7 выпишите действительное причастие настоящего времени.

5. Из предложения 20 выпишите производный предлог.

6. Из предложений 1-8 выпишите наречие в форме выпишите наречие в форме сравнительной степени.

7. Из предложения 23 выпишите прилагательное, перешедшее в существительное.

8. Из предложения 23 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

9. Из предложения 22 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

10. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании благосостояние человека (предложение 24).

11. Среди предложений 8-20 найдите предложения с обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений.

12. Среди предложений 8-17 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

13. Среди предложений 1-17 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

14. Среди предложений 7-11 найдите постое(ые) безличное(ые) или сложное(ые) предложение(ия), которое(ые) включает(ют) безличное(ые). Напишите номера этих предложений.

15. Среди предложений 15-20 найдите сложные, в состав которых входит(ят) односоставное(ые) неопределённо-личное(ые) предложение(ия). Напишите номера этих предложений.

16. Среди предложений 8-16 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

17. Среди предложений 11-22 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

18. Среди предложений 1-19 найдите предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

19. Среди предложений 1-9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.

20. Среди предложений 3-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Назовите средство выразительности, использованное в указанном фрагменте текста. Выберите номер ответа из списка терминов.

1. Предложения 6, 7.

2. Надо (предложения 22-24)

3. Синтаксическое средство (предложения 8, 17)

4. Стена макроэкономических соображений (предложение 16).

5. Наших уважаемых политиков (предложение 15), якобы судьбоносное решение (предложение 18).

6. Страшной болезни (предложение 17), высшая ценность (предложение 10).

7. Набившие оскомину (предложение 8), нет дела (предложение 20).

8. Предложения 4-5, 21-22.

9. Предложения 5, 14, 21.

10. Потенциал (предложение 4), благосостояние, производительность (предложение 24).

Список терминов:

1. Диалектизмы

2. Книжная лексика

3. Оксюморон

4. Антитеза

5. Ряды однородных членов

6. Парцелляция

7. Анафора

8. Фразеологизмы

9. Каламбур

10. Эллипсис

Ответы

11. Эпитеты

12. Риторические восклицания

13. Метафоры

14. Ирония

15. Градация

16. Инверсия

17. Риторическое обращение

18. Риторические вопросы

19. Гипербола

20. Литота


Наши рекомендации