Наружное освещение городских и сельских поселений
7.28 Освещение улиц. дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно табл. 11.
Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части согласно табл. 11.
Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий - 4 лк и при покрытии низшего типа - 2 лк.
Примечания
1 Категории улиц и дорог городов по функциональному назначению принимаются в соответствии с классификацией главы СНиП 2.07.01.
2 Дорожные покрытия относятся к усовершенствованным, переходным или низшим типам в соответствии с классификацией.
7.29 Средняя яркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц, дорог и площадей, приведенной в табл. 11.
7.30Отношение минимальной яркости покрытия к среднему значению должно быть не менее 0,4 при норме средней яркости более 0,6 кд/м² и не менее 0,3 при норме средней яркости 0,6 кд/ м² и ниже.
Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и не менее 0,4 при норме средней яркости 0,6 кд/м2 и ниже.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
Таблица 11
Категория объекта по освещению | Улицы, дороги и площади * | Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч | Средняя яркость покрытия, кд/м2 | Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк |
А | Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения | Св. 3000 Св. 1000 до 3000 От 500 « 1000 | 1,6 1,2 0,8 | |
Б | Магистральные улицы районного значения | Св. 2000 Св. 1000 до 2000 От 500 « 1000 Менее 500 | 1,0 0,8 0,6 0,4 | |
В | Улицы и дороги местного значения | 500 и более Менее 500 Одиночные автомобили | 0,4 0,3 0,2 | |
_____________ * Категория площадей принимается по табл. 18. Примечания 1 Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается равной 1,6 кд/м² в черте городов и не менее 1,0 кд/м² вне городов на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам. 2. Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях не менее 0,8 кд/м² или 10 лк. 3. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с покрытием из брусчатки, гранитных плит и других материалов регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности по табл. 11. 4. Уровень освещения улиц местного значения, примыкающих к скоростным дорогам и магистральным улицам, должен быть не менее одной трети от уровня освещения скоростной дороги или магистральной улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания. 5. На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог с интенсивностью движения более 500 ед/ч следует предусматривать нормы освещения не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Увеличение уровня освещения достигается за счет изменения шага опор, установки дополнительных или более мощных световых приборов, использования осветленного покрытия на переходе и т.п. (Измененная редакция. Изм. № 1). |
7.31 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия непроезжих частей улиц, дорог и площадей, бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов в городских поселениях следует принимать согласно табл. 12.
Таблица 12
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
1 Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади | |
2 Пешеходные улицы: | |
в пределах общественных центров | |
на других территориях | |
3 Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий: | |
А и Б | |
В | 2* |
4 Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий | |
5 Пешеходные мостики | |
6 Пешеходные тоннели: | |
днем | |
вечером и ночью | |
7 Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью | |
8 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий (табл. 11): | |
А | |
Б | |
В | |
Территории микрорайонов | |
9 Проезды: | |
основные | |
второстепенные, в том числе тротуары-подъезды | |
10 Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках | |
11 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр | |
_____________ * Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и низшими типами покрытий. |
7.32 На главных пешеходных улицах исторических городов средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть не менее 6 лк.
7.33 Среднюю горизонтальную освещенность территорий общественных зданий следует принимать по табл. 13.
Таблица 13
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения | |
1 Групповые и физкультурные площадки | |
2 Площадки для подвижных игр зоны отдыха | |
3 Проезды и подходы к корпусам и площадкам | |
Санатории, дома отдыха | |
4 Въезд на территорию | |
5 Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям | |
6 Центральные аллеи парковой зоны | |
7 Боковые аллеи парковой зоны | |
8 Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.)* | |
9 Площадки для настольных игр, открытые читальни | |
_____________ * Освещенность столов для чтения и настольных игр принимается по нормам освещенности помещений. |
7.34Среднюю горизонтальную освещенность территорий парков, стадионов и выставок следует принимать по табл. 14.
Таблица 14
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк | |||
общегородские парки | районные сады | стадионы | выставки | |
1. Главные входы | ||||
2. Вспомогательные входы | ||||
3. Центральные аллеи | ||||
4. Боковые аллеи | ||||
5. Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр | - | |||
6. Зоны отдыха на территориях выставок | - | - | - |
7.35 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по табл. 15.
Таблица 15
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
1 Главная улица, площади общественных и торговых центров | |
2 Улицы в жилой застройке: | |
основная | |
второстепенная (переулок) | |
проезд | |
3 Поселковая дорога | |
Примечания 1 Средняя освещенность основных проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должна быть 2 лк, остальных проездов - 1 лк. 2 На территории блоков хозяйственных построек и сараев, расположенных вне селитебной зоны сельских поселений, средняя освещенность проездов между рядами построек должна быть 1 лк. |
7.36 Освещенность участков автомобильных дорог обшей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по табл. 11 или в соответствии с п. 7.28 настоящих норм.
7.37 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях улиц или проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть, лк:
в городах и поселках.......................... 2
в сельских населенных пунктах ......... 1
В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.
7.38 Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц. должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк.
7.39Средняя горизонтальная освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по табл. 16, а в вечернем и ночном режимах равной 50 лк.
Таблица 16.
Длина тоннеля, м | Скорость движения, км/ч | Система освещения | Средняя горизонтальная освещенность (лк) покрытия проезжей части на расстоянии от начала въездного портала, м | |||||||||||||
10 - 30 | 500 и более | |||||||||||||||
61-100 | встречная | |||||||||||||||
встречная | ||||||||||||||||
встречная | ||||||||||||||||
более 100 | встречная | |||||||||||||||
встречная | ||||||||||||||||
встречная | ||||||||||||||||
симметр. | ||||||||||||||||
симметр. | ||||||||||||||||
симметр. |
Примечание: В табл. 16 ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя.
В тоннелях длиной более 100 м при значительном экранировании небосвода над въездным порталом в поле зрения водителя окружающей застройкой, естественными возвышениями и др., а также при интенсивности движения менее 600 транспортных единиц в час следует снижать максимальную величину средней горизонтальной освещенности на въезде на одну ступень с пропорциональным уменьшением остальных освещенностей въездной зоны. Средняя горизонтальная освещенность внутренней зоны тоннелей постоянна и составляет во всех случаях 50 лк: в тоннелях с односторонним движением до выездного портала, а при движении в обоих направлениях - между концами обоих въездных зон.
Во въездной зоне тоннелей с односторонним движением должна использоваться система “встречного освещения”, а с движением в обоих направлениях - система “симметричного освещения”.
При длине тоннеля до 60 м средняя горизонтальная освещенность должна быть 50 лк во всех режимах.
Транспортные тоннели длиной более 100 м должны оборудоваться световыми указателями запасных выходов и направлений движения к ним.
В транспортных тоннелях, имеющих одну стену с открытыми проемами, занимающими более 0,25 % ее площади, а также в тоннелях местного значения, предназначенных для проезда одиночных средств личного и общественного транспорта, средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в дневное время должна соответствовать требованиям табл. 17.
Таблица 17.
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м | ||||
100 и более | |||||
Тоннель местного значения | |||||
Тоннель с проемами в одной стене |
В транспортных тоннелях любого типа с криволинейной трассой радиусом в плане 350 м и менее в зоне въезда на протяжении 75 м от портала величина вертикальной освещенности стены большего радиуса или стены, имеющей проемы, на высоте 2 м от покрытия проезжей части должна быть не менее: 0,5 величины горизонтальной освещенности при интегральном коэффициенте отражения менее 0,4. При любом профиле тоннеля в горизонтальной плоскости величина вертикальной освещенности на стенах на высоте до 2 м во въездной зоне на протяжении не менее 200 м от портала должна составлять не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности покрытия проезжей части.
Допускается предусматривать автоматическое регулирование искусственного освещения въездной части тоннеля в зависимости от уровня естественной наружной освещенности начиная от 10000 лк и ниже, исходя из отношения величины искусственной освещенности в начале въезда к естественной 1:10 и сохранении снижения искусственной освещенности во всей въездной зоне по табл. 16 и табл. 17.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
7.40 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине принимается по нормам освещения тоннелей согласно п. 7.39.
7.41На подъездах к местам заправки и хранения транспорта, а также на открытых автостоянках на улицах нормы средней горизонтальной освещенности должны соответствовать требованиям табл. 18.
Таблица 18.
Освещаемы объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Топливозаправочные пункты и автозаправочные станции | |
1.Подъездные пути с улиц и дорог: | |
категорий А и Б | |
категорий В | |
2. Места заправки и слива нефтепродуктов | |
3.Остальная территория, имеющая проезжую часть | |
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава | |
1.Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц. | |
2.Открытые стоянки в микрорайонах. | |
3.Проезды между рядами гаражей боксового типа |
(Измененная редакция. Изм. № 1).
7.42 Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней освещенности: св. 6 лк - не более 3:1, от 4 до 6 лк - не более 5:1, менее 4 лк - не более 10:1.
7.43 Нормы освещения разрешается увеличивать в столицах суверенных республик, городах-героях, исторических, курортных и портовых городах республиканского значения, а также в крупнейших и крупных городах:
а) на 0,2-0,4 кд/м2 - для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б с усовершенствованными типами покрытий;
б) до 20 лк - для осветительных установок непроезжих чается площадей категорий А и Б и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок;
в) до 10 лк - для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков.
7.44В ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 кд/кв. м или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50 % ее нормируемого уровня наружного освещения.
Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:
на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины;
на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины.
На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м2, или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное пли полное отключение освещения в ночное время не допускается.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
7.45 На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150.
Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по табл. 9.
На улицах категорий А и Б установки наружного освещения всех видов не должны создавать на окнах жилых зданий вертикальную освещенность, превышающую:
- 7 лк при норме средней яркости проезжей части 0,4 кд/м²;
- 10 лк при норме 0,6-1,0 кд/м²;
- 20 лк при норме 1,2-1,6 кд/м².
На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
7.46 В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением - преимущественно с натриевыми лампами высокого давления.
7.47 Высота размещения световых приборов на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна приниматься согласно СНиП 2.05.09.
7.48Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без применения специального инструмента.
7.49 В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Сила света светильников в плоскости, параллельной оси проезжей части не должна превышать под углами 75°, 80°, 85° и 90° соответственно 50, 20, 10 и 0 кд на 1000 лм.
Высота расположения светильников на стенах тоннеля должна быть не менее 4 м.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
7.50 В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными и призматическими рассеивателями:
- с лампами ДНАТ (ДНАС) мощностью до 110 Вт;
- с лампами ДРИ мощностью 70 Вт;
- с лампами ДРЛ мощностью до 125 Вт;
- с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт, -
- а также протяженные световоды с лампами мощностью до 400 Вт.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
7.51. На территории открытых рынков и торговых ярмарок средняя горизонтальная освещенность площадок, проездов, проходов между рядами павильонов, палаток, контейнеров и др. должна быть не менее 10 лк вне зависимости от их категории и занимаемой площади.
Отношение вертикальной освещенности к горизонтальной должно быть не менее 1:2. При этом вертикальная освещенность определяется в поперечной плоскости к оси проезда на высоте 1,5 м; горизонтальная освещенность - на уровне покрытия.
После закрытия рынка или торговой ярмарки допускается снижать уровень средней горизонтальной освещенности до 4 лк. При этом минимальная освещенность не должна быть менее 2 лк”.
7.52. В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть 2 лк.
7.53. На территории автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к улицам и дорогам с транспортным движением, светильники рассеянного света должны устанавливаться на высоте не менее 3 м при световом потоке ламп до 6000 лм и не менее 4 м при световом потоке более 6000 лм. Для освещения указанных объектов не допускается применять прожекторы, расположенные на крышах и навесах и направленные в сторону улицы или дороги.
7.54. При использовании для освещения больших площадей и транспортных развязок, в том числе и в нескольких уровнях, опор высотой 20 м и более, устанавливаемые на них световые приборы должны иметь максимум силы света под углом не более 65° к вертикали. Высота светильников над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.
7.55. Над каждым входом в здание или рядом с ним должны быть установлены светильники, обеспечивающие уровни средней горизонтальной освещенности не менее:
- на площадке основного входа - 6 лк;
- запасного или технического входа - 4 лк;
- на пешеходной дорожке длиной 4 м у основного входа в здание - 4 лк;
у запасного или технического входа - 2 лк.
Пункты 7.51 - 7.55 (Введены дополнительно. Изм. № 1).