Ансамбль Театральной площади в Москве
Большой театр;
Малый театр;
Дом Полторацкого.
Театральная площадь явилась связующим звеном двух крупных градостроительных образований, охвативших Кремль и Китай-город. Бове создал в 1816-1824 целостный и законченный ансамбль в классическом стиле. Общая форма площади представляет собой прямоугольник с одной скошенной стороной-у Китай городской станы. Непосредственно у стены был запроектирован треугольный сквер, напротив центральное положение занимает Петровский(Большой театр), имевшим монументальный 8ми колонный портик. Театр был построен в 1825 по проекту Михайлова, переработанному Бове. Вокруг площади располагались невысокие двухэтажные сооружения (Сенатскую типографию и жилые дома )выполненные в едином стиле, выдержанный в одной высоте и с аркадой на первом этаже.
По середине длинной стороны площади располагался сквозной проезд, отмеченный симметричными ризалитами зданий. Уравновешенность и строгость этого ансамбля подчеркивала живописность открывающейся от него панорамы Китай-Города и Кремля.
38. Планировка Петербурга при Петре I и генеральный план Леблона.
В 20 г 18 в Петру удалось осуществить переход к регулярной планировке. Петербург изначально был крупным торговым узлом и в 1712 г становится столицей. Петербург строился как город с многоцентиричной структурой в которой не было ведущего элемента. Река Нева сыграла ведущую роль в решении планировочной структуры. Здания выстраивались в линию вдоль берегов, создавая протяженные речные фасады. Петербург – попытка создать гражданский город нового типа. В Петербурге соединялись несколько планировочных систем, характерных для нового русского градостроительства. Была создана крепость с развитой системой бастионов и правильной планировкой внутри. Улицы должны быть прямыми, дома ставились вдоль красной линии, вся застройка была строго регламентирована, этажность, материал. Застройка приемущественно из камня. 1715 г васильевский остров как центральная часть Петербурга.Вся территория острова расчленялась сетью каналов.
Происходит установление связей между крупными архитектурными комплексами: от Адмилортейства к александро-невской лавре был проложен невский проспект и Вознесенский проспект , соединявщий столицу с ее пригородами. Теперь водные кольцевые магистрали оказывались пересеченными системой радиальных улиц.
По проекту Трезини
Предлагалось застроить наиболее парадными зданиями стрелку Васильевского острова, две квадратные площади в середине острова, а на западной части разбить регулярный парк.каналы расчленяли город на широкие кварталы с параллельной сеткой улиц. Концепция города-пространство, замкнутое в укрепленных границах, разделенное на регулярные, прямоугольные части. Их соотношение определяло градостроительную композицию.архитектурное решение застроики основывалось на повторении одной и тойже усадебной ячейки..Трезини создаеи несколько типов образцовых домов.(именитых-на набережной, между, подлых-бедное население-здания за фонтанкой). Фасадные линии с одним мотивом. Строительство по образцовым проектам было частью градостроительного приема для создания целостного облика Питера. На примере застроики Васильевского острова.
Проект Трезини не решал проблему объединения в неразрывное целое всех существующих частей города. Предложение по созданию единой планировочной структуры Петербурга было сделано знаменитым мастером французского классицизма Ж. Б. Леблоном.
Проект города Леблона представляет собой крепость овальной формы,ограниченная оборонительной линией.Вписывалась в существующий ландшафт. Внутри этой геометрическрй формы составлялась целая система павильных форм, парадных, соборных, торговых площадей и 5ти гаваней.Центр города располагался на Васильевском острове. Он представлял квадратную плщадь с дворцом каре от него отходили диагональные магистрали ведущие к 4 собора располагавшимся по углам большого квадрата и фиксирующих его. Основа композиции- сетка одинаковых квадратов. проект не был осуществлен.
Петербург. Схематический план города, Д. Трезини. 1714-1715 гг.
1 – Васильевский остров;
2 – Петропавловская крепость;
3 – Адмиралтейство;
4 – Александро-Невский монастырь;
5 – крепость Ниеншанц;
6 – регулярные предместья на правом и левом берегах Невы;
7 – дорога между Адмиралтейством и Александро-Невским монастырем (будущий Невский проспект).
Петербург. План архит. Ж.. Леблона. 1717 г.
1 – дворец Петра I, в концах диагональных улиц, расходящихся от дворца, обозначены крестами церкви;
2 – торговые площади;
3 – гавани, окруженные складами;
4 – Петропавловская крепость;
5 – Адмиралтейство.