Указания по выполнению проекта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Строительный факультет

Кафедра архитектуры

Разработка архитектурно – конструктивного проекта промышленного здания

Методические указания к оформлению курсового проекта для студентов строительных специальностей всех видов обучения.

П Е Р М Ь 2011

У Д К 628. 921/ 928

Т. Л. Костарева

Разработка архитектурно - конструктивного проекта промышленного здания: Методические указания к оформлению курсового проекта для студентов строительных специальностей всех видов обучения / Т.Л. Костарева; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2011. 30 с.

Методические указания составлены на основании рабочей программы курса «Архитектура гражданских и промышленных зданий». Приведены общие указания по разработке проекта одноэтажного промышленного здания, его состав и требования к выполнению отдельных частей.

Предназначено для студентов строительных специальностей технических вузов.

Рецензенты: к.т.н., доц. Сосновских Л.В.

доц. Шептуха Т.С.

@ ГОУ ВПО

«Пермский государственный

технический университет», 2011

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данные методические указания разработаны в соответствии с учебной программой курса «Архитектура гражданских и промышленных зданий» и могут быть использованы при выполнении курсовых и дипломных проектов студентами строительных специальностей всех видов обучения.

Архитектурно-конструктивный проект одноэтажного промыш- ленного здания является учебной работой. Студент на основе изучения теоретического материала, используя современные методы проектирования, комплексно решает как объемно-планировочные, так и конструктивные задачи; развивает творческое инженерное мышление, умение самостоятельно совершенствовать свои знания; учится использовать техническую, специальную и нормативную литературу.

Основой для проектирования промышленных зданий, как правило, является производственно-технологический процесс, который определяет необходимые объемно-планировочные параметры, численность работающих, грузооборот, потребность в материально-технических и энергоресурсах, тип и грузоподъемность подъемно-транспортного оборудования и т. д.

При выполнении учебного проекта производственного здания необходимо провести анализ требований, предъявляемых технологическим процессом и климатическими условиями района строительства; сделать выбор объемно-планировочного решения; создать комфортные условия труда и обеспечить безопасность работающих; произвести выбор основных конструктивных элементов из условия обеспечения прочности, устойчивости и долговечности, а также пожарной безопасности и экономичности.

2. СОСТАВ ПРОЕКТА

Для разработки курсового проекта студенту выдается задание, содержащее необходимые исходные данные для проектирования:

· Место строительства

· Описание технологического процесса

· Планировочная схема

· Основные объемно-планировочные параметры

· Данные для теплотехнического расчета ограждающих конструкций; светотехнического расчета и расчета административно-бытовых помещений.

Курсовой проект состоит из графической части и пояснительной записки.

В состав графической части проекта входят:

· План на отм. 0.000 - М 1:500, (1:400)

· Поперечный разрез - М 1:100

· Продольный разрез (по фонарю) - М 1:200

· Главный фасад - М 1:200

· План кровли - М 1:500, (1:400)

· Конструктивные узлы (3-5)

Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать:

· Исходные данные

· Описание технологического процесса

· Объемно-планировочное решение

· Конструктивное решение

· Расчетная часть (теплотехнический расчет ограждающих конструкций – стены и покрытия; светотехнический расчет; расчет административно-бытовых помещений с разработкой поэтажных планов)

· Технико-экономические показатели по проекту

· Оглавление

· Список литературы

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА

Работу над проектом рекомендуется выполнять в три этапа:

I этап – изучение задания и составление эскизов;

II этап – разработка архитектурно-планировочного и конструктивного решения здания; выполнение расчетной части;

III этап– оформление проекта.

На первом этапе работы над проектом необходимо изучить задание на проектирование, систематизировать исходные данные; ознакомиться с нормативной и специальной литературой по вопросам проектирования. На основании технологического процесса и объемно-планировочных параметров определиться с выбором материала основных конструктивных элементов каркаса здания и их привязкой к конструктивным осям.

Проект разрабатывается в соответствии с единой системой модульной координации размеров в строительстве – МКРС. Расположение и взаимосвязь элементов здания координируется путем привязки их к координационным осям. Привязка определяется расстоянием от координационной оси до координационной плоскости (грани) элемента или до геометрической оси его сечения и подчиняется определенным правилам на базе единого модуля – М, величина которого принята равной 100мм при проектировании и строительстве в РФ.

На этом этапе также следует решить вопросы пожарной безопасности и эвакуации работающих, необходимости устройства стационарных (разделительных) перегородок и составить предварительные эскизы основных чертежей. После согласования с преподавателем можно приступить ко II этапу.

На втором этапе выполняются необходимые расчеты в соответствии с заданием, прорабатываются и уточняются эскизные решения. Происходит более детальная проработка чертежей. Все чертежи должны быть взаимно увязаны и решены в соответствии с выполненными расчетами и действующими нормативами.

Подбор основных конструктивных элементов следует производить по действующим каталогам и справочникам.

В курсовом проекте должны быть составлены спецификации на основные конструктивные элементы каркаса. Пример заполнения спецификации см. приложение 1.

3.1.Фундаменты и фундаментные балки. Выбор типа фундамента зависит от конструктивного решения несущего остова здания. В зданиях с железобетонным каркасом, как правило, принимают фундаменты стаканного типа с унифицированной отметкой обреза фундамента -0,15м. Под металлические колонны фундамент выполняется в виде столба с анкерными болтами для крепления базы колонны. Отметка обреза фундамента принимается равной -0,7… -1,0м, в зависимости от размера базы, с целью ее защиты от механических повреждений и коррозии.

Расчет фундаментов в курсовом проекте не производится, поэтому его размеры назначаются конструктивно в зависимости от типа и сечения колонны. Глубина заложения фундамента определяется с учетом сезонной глубины промерзания грунта для заданного района строительства.

Фундаментные балки укладывают под все наружные стены, кроме навесных панелей неотапливаемых зданий. Фундаментные балки не укладывают в проемы ворот. Номинальная длина фундаментных балок должна соответствовать шагу колонн, а ширина верхней полки – толщине стены. В проекте необходимо разработать схему расположения фундаментов и фундаментных балок, которая должна быть приведена в пояснительной записке.

3.2. Колонны. В зависимости от объемно - планировочных параметров, крановой нагрузки, режима работы мостового крана, а также технологического процесса и состояния внутренней среды в цехе, колонны могут быть приняты железобетонными, металлическими или комбинированными. Колонны основного и фахверкого назначения принимаются по действующим каталогам. Величина заглубления колонны ниже нулевой отметки зависит от типа и высоты колонны, грузоподъемности кранового оборудования и наличия помещений или приямков, располагаемых ниже уровня пола, и может составлять для железобетонных колонн 0,9…1,35м и более.

3.3. Подкрановые балкимогут быть выполнены из железобетона или стали; по статике работы – разрезными и неразрезными. Железобетонные подкрановые балки имеют ограниченное применение, это связано с их большой массой, сравнительно небольшим сроком службы (из-за больших динамических нагрузок) и сложностью рихтовки подкрановых путей. Их допускается использовать в зданиях с мостовыми кранами легкого и среднего режима работы, при шаге колонн 6, 12м и грузоподъемностью крана до 30 т. Стальные подкрановые балки могут выполняться сплошными или решетчатыми. Решетчатые балки более экономичны при пролетах 12м и более, однако, их можно использовать только при кранах легкого и среднего режимов работы, грузоподъемностью до 50т, в остальных случаях применяют сплошные балки или составного сечения.

3.4. Покрытия.В данном проекте в качестве основных несущих конструкций покрытия, как правило, используются балки или фермы. Вид и материал конструкций покрытия выбирают с учетом объемно-планировочных параметров, грузоподъемности и вида кранового оборудования, величины и характера нагрузок на покрытие, типа кровли, системы размещаемых под покрытием коммуникаций, степени агрессивности воздушной среды производства и др. факторов.

Несущие конструкции покрытия могут быть железобетонными, стальными, деревянными и комбинированными.

Стропильные балки рекомендуется применять при пролетах 12…18 м, при больших пролетах – фермы различного очертания: сегментные, с параллельными поясами, треугольные и др.

Подстропильные балки и фермы применяют в тех случаях, когда шаг стропильных конструкций принят 6м, а шаг средних колонн – 12…18 м.

Ограждающие конструкции покрытий могут быть выполнены с применением прогонов или крупноразмерных плит. Прогонный вариант целесообразно применять при устройстве холодных покрытий, когда кровлю выполняют из асбоцементных или стекловолокнистых листов, профнастила и т.п. Плиты покрытий, применяемые при беспрогонном варианте, выполняют, как правило, из железобетона, ребристой конструкции.

Для производственных зданий с развитой системой воздуховодов, при сетке колонн 18х12 и 24х12м применяют комплексные железобетонные блоки-настилы коробчатого сечения, настилы типа 2Т, КЖС. На строительную площадку блок-настилы поступают с уложенными на заводе утеплителем и гидроизоляционным ковром.

Наши рекомендации