Тема: «Кунсткамера как первый музей России
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1курса
«Социальная работа», «Юриспруденция»,
«Экономика»
ПО ПОДГОТОВКЕ К ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА»
Составитель: Н.А. Редько
РАБОЧИЙ ПЛАН
ПО КУРСУ «История культуры Санкт-Петербурга»
Всего: 8 аудиторных часов.
1 семестр (установка):
· 4 часа лекций.
2 семестр (итог):
· 4 часа семинарских (проводятся в форме лекций)
· Контрольная работа.
· Зачет – для студентов по специальностям «Социальная работа» и «Экономика».
· Экзамен – для студентов по специальности «Юриспруденция».
Рабочий план на 1 семестр:
Аудиторных часов.
Темы, выносимые на установочные лекции:
1.Введение. Основные этапы в развитии культуры Санкт-Петербурга –2часа.
2.Архитектурные и скульптурные памятники Санкт-Петербурга - 2часа.
Студенты получают от преподавателя задание:
1.Написать контрольную работу (темы перечислены ниже) и создать презентацию (См. Приложение 1).
2.Подготовиться к сдаче зачета (экзамена), который будет включать ВЕСЬ объем материала по дисциплине и пройдет во 2 семестре в форме тестовых заданий) (См. Приложение 2).
Рабочий план на 2 семестр:
Аудиторных часов.
Сдача контрольной работы.
Зачет (Экзамен).
Темы, выносимые на итоговые занятия:
1.Художественные и литературные музеи Санкт-Петербурга. Театры Санкт-Петербурга – 2часа.
2.Пригородные дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга – 2часа.
Приложение 1. Рекомендации по написанию контрольной работы по дисциплине «История культуры Санкт-Петербурга».
Контрольная работа должна соответствовать требованиям, которые непременныпри ее выполнении. Это касается как формы, так и содержания.
Работа должна быть посвящена рассмотрению основных тенденций развития культуры Петербурга.
Контрольная работа должна представлять собой печатный текст объемом от 10 до 19 страниц формата А4, 14 кеглем, полуторным интервалом, шрифтом Times New Roman, с переносами. Страницы должны быть пронумерованы внизу страницы от центра.
Контрольная работа должна сопровождаться ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ, записанной на диск (он должен быть сдан вместе с контрольной). Презентация должна отражать содержание контрольной работы – слайды с иллюстрациями и комментарии к ним. В презентации должно быть не менее 12-15 кадров,
Работа должна состоять из следующих элементов:
· Титульный лист.Оформляется в соответствии с общими для университета требованиями. Обязательно должна быть указана тема контрольной работы.
· Содержание. Дается на второй странице и отражает структуру контрольной работы: введение, параграфы, заключение, список использованной литературы. В содержании должны указываться номера страниц, с которых начинаются разделы. То есть «Содержание» - это план Вашей работы.
· Введение. Должно составлять не менее полутора страниц. Во введении следует назвать и кратко описать те источники, которые использованы в Вашей работе. Если среди них есть электронные ресурсы, следует указать их адрес. Среди источников должны непременноприсутствовать книги: учебные пособия, монографии, энциклопедии, статьи. Должны быть указаны авторы работ: даже если Вы используете не бумажный, а электронный носитель.
Во введении также обязательно должны быть определены предмет, цель и задачи контрольной работы (например, «Предметом контрольной работы является Кунсткамера как первый музей в России. Цель контрольной работы – рассмотрение истории создания, бытования и значения Кунсткамеры как первого российского музея). Задачи контрольной должны быть сформулированы исходя из названий параграфов, т.е. тех проблем, которые вынесены в заголовки» (Например: 1.Изучить историю создания и развития Кунсткамеры. 2.Рассмотреть музейные экспозиции Кунсткамеры. 3.Охарактеризовать экспозиции музея М.В.Ломоносова в Кунсткаме.)
· Параграфы.Каждый должен быть назван. Параграфов должно быть не менее трех (см. ниже возможный образец).
Параграфы обязательно должны быть названы. В названии обозначается проблема и направление исследования.
· Заключение(1 – 1,5 страницы). Здесь подводятся итоги работы. По каждому параграфу Вы должны сделать выводы. Не нужно бояться некоторого повторения. Следует сжато, тезисно еще раз сказать о проблемах, рассмотренных в параграфах, четко ответить на то, как решена каждая из задач контрольной.
· Литература.Обязательно приводится список литературы, которую Вы использовали в работе, включая электронные ресурсы.
Литератураоформляется по ГОСТу.
Образец содержания контрольной работы:
Тема: «Кунсткамера как первый музей России
Содержание
Введение……………………………………………………………… с.3 – 4
§ 1.История создания и развития Кунсткамеры .............................. с.5 – 6
§ 2.Музейные экспозиции Кунсткамеры ………………..………… с. 7 – 10
§ 3.Музей М.В.Ломоносова в Кунсткаме…………………………..с.11 – 14
Заключение…………………………………………………………….с.15-16
Литература………………………………………………………………...с.17
Внимание!
Не допускается автоматическое списывание («скачивание») из источников информации. Вы должны показать, как Вы умеете реферировать использованную литературу. Если Вы используете чью-либо мысль или прямую цитату, Вы обязаны сослаться на источник. То есть в конце цитаты или чьего-либо мнения Вы должны в квадратных скобках указать номер позиции из Вашего списка литературы и номер страницы в издании. Например: [3; с. 165]. В ссылке на электронный ресурс указывается только позиция из Вашего списка. Например: [5].
Приложение 2. Подготовка к сдаче зачета (экзамена).
Зачет (экзамен) сдается в весенний семестр в форме тестовых заданий по пройденному материалу. Основные разделы, по которым следует готовиться, содержатся в рабочем плане на первой странице данных рекомендаций и в электронных презентациях по курсу, которые находятся в библиотеке Филиала.
Тесты составлены в соответствии сзадачамиданнойдисциплины. Этими задачами являются: характеристика периодов развития петербургской культуры, определение общих тенденций в этом процессе; характеристика основных памятников, представляющих каждый период в различных сферах культуры, установление их связи друг с другом и с историей города.
В ходе изучения дисциплины студенты должны знать: основные вехи развития культуры Санкт-Петербурга, особенности каждого ее этапа; основные культурные памятники, характеризующие этапы развития города.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:
1. Академия художеств и передвижничество.
2. Архитекторы-строители Петербурга второй половины XIX века.
3. Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века. Ранний классицизм (Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен).
4. Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века. Строгий классицизм (И. Е. Старов, Дж. Кваренги, Н. А. Львов, Ч. Камерон).
5. Великие архитекторы-строители Петербурга (А. Воронихин, В. Стасов, А. Захаров, Ж.-Б. Тома де Томон, К. Росси).
6. Городское строительство в Санкт-Петербурге в середине XVIII века.
7. Д. Трезини — первый архитектор Петербурга.
8. Загородные дворцово-парковые комплексы в середине XVIII века.
9. И. Н. Никитин — основоположник русской светской живописи.
10. Кунсткамера — первый музей России.
11. Летний сад и его скульптура.
12. А. Д. Меншиков — первый губернатор Петербурга.
13. Места Петербурга, связанные с жизнью А. С. Пушкина.
14. Первый сентименталист в русской живописи — В. Л. Боровиковский.
15. Портретная скульптура начала XVIII века и творчество Бартоломео-Карло Растрелли.
16. Пригороды Петербурга в первой четверти XVIII века (Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
17. Союз петербургских композиторов «Могучая кучка».
18. Театральная жизнь пушкинского Петербурга.
19. Ф. Г. Волков — русский актер и театральный деятель.
20. Ф.-Б. Растрелли — представитель русского барокко середины XVIII века.
21. Формирование архитектурного облика города в первые десятилетия XVIII века.
Вопросы к экзамену по «Истории культуры Санкт-Петербурга».
Внимание! На экзамене студент берет билет, в котором