Постройка красивого здания
Предшествующая работа: Дети во время прогулок неоднократно рассматривали красивые здания своего города. Воспитательница обращала внимание на архитектурные особенности этих зданий, по которым дети легко узнают их на фотографиях.
За день-два до постройки воспитательница сообщает, что каждый будет строить то здание, какое ему нравится. Она предлагает еще раз хорошо рассмотреть это здание во время прогулки или на картинке, чтобы лучше его построить. (В строительном уголке должны быть альбомы с фотографиями зданий или альбомы с картинками).
Заранее надо также предупредить детей, что они будут строить по двое, поэтому нужно договориться, кто с кем хочет работать вместе, что собираются строить, как предполагают украшать здание, какие детали им понадобятся.
Ход игры: дети называют тему стройки, рассказывают, договорились ли они с товарищами, как будут строить, как будут украшать постройку.
В процессе стройки надо разрешить детям пользоваться альбомом, если им нужно что-нибудь уточнить, вспомнить; помогать в разрешении трудных конструктивных задач.
В конце следует рассмотреть все постройки детей, спросить, можно ли узнать, какое здание изображено детьми, привлечь внимание детей к вариантам обыгрывания постройки.
Постройка сказочного Домика
Предшествующая работа: Вместо постройки красивого здания можно предложить постройку сказочного домика.
Сказочные предметы, как и сказочные образы, всегда привлекают детей, вызывают эмоциональное отношение к их изображению, способствуют эстетическому развитию детей. Выполняя постройку сказочного домика, дети удовлетворяют свою потребность в декоративном оформлении конструкций.
Для успешного выполнения этой постройки у детей должны быть ясные зрительные представления. С этой целью заранее воспитательница рассматривает с детьми иллюстрации к сказкам, обращает их внимание на красивую конструкцию и оформление сказочных домиков. Можно в строительном уголке вывесить иллюстрации сказочных домиков, сообщить детям, что скоро. они будут строить подобные домики и им нужно подумать, какой домик и с кем они будут сооружать (строят дети вдвоем), какие игрушки им понадобятся.
Ход игры: дети сообщают, какой домик они решили строить, как распределили между собой обязанности. По окончании работы все вместе рассматривают законченные постройки, выясняют, похожи ли они на сказочные домики, хорошо ли они построены, придумывают, как их будут обыгрвать.
Постройка театра
Постройку красивого здания можно также заменить постройкой театра (рис. 23).
Если есть местный театр, нужно рассмотреть его в натуре, а также использовать иллюстративный материал (картины, фото) с изображением других театров. Надо подобрать фотографии готовых конструкций из строительного материала и вывесить их в строительном уголке.
Тему предстоящей постройки детям сообщают заранее, чтобы они могли договориться, кто с кем будет строить, согласовать с товарищем общий вид постройки, решить, из какого материала они ее будут выполнять и какое сделают украшение. Во время игры воспитательница ограничивается лишь сообщением темы, а дети, будучи подготовленными, рассказывают о своих намерениях.
Рис. 23. Театр.
В конце желательно рассмотреть все постройки, отметить удачное решение конструктивных задач, поощрить детей за интересное обыгрывание постройки.
Можно предложить детям и другие темы, которые они выполняют по представлению. Примерные образцы для индивидуальных построек даны на рисунках 24, 25, 26. Можно предлагать постройку по замыслу детей. |
Рис, 25. Станция метро.
Рис. 26. Гараж.
В конце года, когда у детей старшей группы уже накоплен большой опыт работы со строительным материалом, можно предложить им_ и такие фотографии, на которых дается общий вид постройки. Дети должны сами
Рис. 27. Образец модельной стройки.
догадаться, какой материал (рис. 27) использован для сооружения данной конструкции.
Задача состоит в том, чтобы создать такую же постройку со всеми составными частями, но детали подобрать самостоятельно. Задача эта тождественна той, которую проф. А. Р. Лурия предлагал своим испытуемым в виде модельной стройки. Отличие состоит в том, что в качестве образца предлагается не просто абстрактная симметричная фигура, а изображение предмета: домик, станция метро, трамвай и др.
Такую стройку можно предложить как при индивидуальной, так и при совместной работе.