Перечислите формально-композиционные первичные признаки формы

В теории формальной композиции выделяются первичные признаки, как визуально определяемые объективные характеристики формы и составляющих ее элементов. В любой форме может быть выделено определенное множество первичных признаков. Из этого множества существенными для эмоциональной выразительности формы являются размеры и геометрический вид формы. Остальные лишь корректируют выразительность основных признаков. К вспомогательным первичным признакам относятся ориентация в пространстве, свет, цвет, фактура и членение. Все эти признаки не выступают в чистом виде, все они проявляются в самых разнообразных сочетаниях и взаимодействиях. Варьируя сочетания только этих признаков, архитектор может значительно изменять эмоциональную выразительность формы.
1 Размеры –объективный первичный признак формы. Он оценивается, воспринимающим его человеком, одновременно по абсолютными и относительным критериям. В обоих случаях, в основе оценки лежит сравнение. При абсолютной оценке – сопоставление размеров формы с общепринятыми единицами измерения. При относительной оценке – с величинами различного значения. В случае абсолютной оценки размеров - одномерные формы измеряются длинами; двухмерные – площадями; трехмерные – объемами.
2 Геометрический вид -объективный первичный признак, выражающийся через соотношение основных параметров формы. Геометрическими параметрами формы являются размеры по всем направлениям ее развития; углы между линейными и плоскостными элементами, ограничивающими форму; кривизна границ формы и др. Геометрический вид является одним из важнейших признаков формы и определяет ее характер (шар, куб, конус, параллелепипед, поверхность, линия и т.д.).
Ориентация в пространстве –признак, определяющий положение формы в среде по отношению: к осям координат, к географическим сторонам света, к зрителю, к другим формам.
Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхностью формы или доминирующей осью. По расположению доминирующей оси форма может быть вертикальной, горизонтальной. Все остальные положения будут промежуточными.
Свет – объективный первичный признак структуры поверхности формы, характеризующий ее способность отражать часть падающего на нее светового потока. Количественно светлота выражается отношением отраженного потока световых лучей к падающему потоку. Величина этого отношения определяет шкалу ощущений, именуемых в повседневности светлыми и темными оттенками.
Цвет– объективный первичный признак структуры поверхности формы, выражающий избирательность в отражении световых лучей определенной длины. Он определяет качественные различия отраженных от поверхности световых лучей. Характеристика каждого оттенка выражается тремя основными параметрами
Фактура –объективный первичный признак структуры поверхности формы, выражающий ее физико-механические свойства и характер обработки.
Текстура –объективный первичный признак структуры поверхности формы, характеризующий только ее физико-механические свойства. Рассмотренные первичные признаки формы являются обширнейшим материалом для более детального рассмотрения всевозможных количественно-качественных состояний формы на уровне формального композиционно-геометрического формообразования.
Членения - объективный первичный признак формы, свидетельствующий о том, что она как целое состоит из частей.


Перечислите и поясните формально-композиционные вторичные признаки архитектурно-дизайнерской формы.
Вторичные признаки формы являются функциями от объективных первичных признаков и результатом их эмоциональной оценки в соответствии с закономерностями психологии и психофизиологии восприятия.
Величина – рассматривается как соотношение протяженностей формы по трем координатам, как соотнесение двух или более форм между собой (большая - меньшая) и по отношению к человеку. Пределами ряда форм по величине будут равенство сопоставляемых форм или минимальные размеры одной формы по отношению к другой, когда обе формы ясно воспринимаются.
Масштаб –эмоциональная оценка членения формы, выражающаястепень крупности элементов формы по отношению к форме в целом, а также между совокупностью форм. В соответствии с этим формы бывают крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.
Визуальная масса –эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямо пропорциональна количеству материала и его плотности. Она характеризует силу воздействия формы на зрительный анализатор и зависит от соотношения ее периметра и площади, от ориентации, размеров и ряда других первичных признаков. Элемент формы, имеющий наибольшую визуальную массу, является, как правило, ее главным элементом[34].
Эмоциональная оценка первичного признака формы ее геометрического вида дает такие вторичные признаки как динамичность, статичность и мерность.
Динамичность – эмоциональная оценка изменения, точнее нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающего в каком либо направлении ее развития.
Статичность– эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития.
Степень динамичности– вторичный признак формы, выражающий степень изменения визуальной массы, а также степень ее концентрации в каком либо направлении. Степень динамичности и степень статичности – обратно пропорциональные величины.
Мерность –эмоциональная оценка соотношения параметров формы,ее объемности, поверхности, линейности и точечности. Формы согласно мерности. Формы согласно мерности называются трехмерными, двухмерными, одномерными и нольмерными.
Отношения –количественное выражение первичного признака формы – геометрического вида в числовых соотношениях.
Светотень –эмоциональная оценка светлоты, выражающаяся в понятиях светлых и темных оттенков в ахроматических отношениях. Светлые оттенки иллюзорно увеличивают и приближают формы к наблюдателю, а темные – наоборот.
Цельность –эмоциональная оценка формы, зависящая от соподчиненности признаков всех ее элементов, из которых состоит целое.

Наши рекомендации