Первичные признаки государства

1. Народ. Основу государства образует его народ. Народ можно также определить как совокупность людей, живущих в пределах территории конкретного государства. В немецкой юридической науке и в русской юридической науке до 1917 г. особое внимание уделялось таким признакам государства, как народ, территория и власть. «Государство, как правовое явление, — писал И. А. Ильин, — есть союз лиц. Поэтому, с точки зрения юриста, в государстве участвуют только люди, и никто, и ничто, кроме человека, в государство не входит; ибо право соединяет только человека с человеком».

С развитием государства возникает институт гражданства. Каждое современное государство – это союз граждан или подданных, которые находятся в политико-правовой связи со своим государством.

2. Оседлый образ жизни населения в рамках определенных границ. «Государство есть не кочующий, а оседлый союз людей», – отмечал И. А Ильин.

3. Государственная власть – это разновидность социальной власти, представляющей руководство делами всего общества с помощью государственного аппарата и его материальных придатков.

Государственная власть в отличие от власти родового общества с населением непосредственно не совпадает. Хотя жизнь родового строя также регулировалась публичной (общественной) властью, но эта власть сосредоточивала силы всех членов первобытного общества для достижения единых целей. Но там еще не было особого слоя людей, которые специально занимались бы только управлением. Эта категория лиц могла появиться только в условиях общественного разделения труда.

Функции управления общественными делами перешли со временем к привилегированной касте управителей из среды экономически господствующей части населения. Государственная публичная власть становится таковой тогда, когда сословие профессиональных управителей консолидируется в государственных учреждениях, органах, которые обеспечивают возможность систематического применения принуждения. Такими органами явились армия, администрация, полиция, суд и др. Механизм государства (государственные органы, государственные учреждения, государственные служащие) – это главный компонент государственной власти.

Государство стало возвышаться над обществом. Осуществляя управление обществом, оно стало координировать взаимоотношения между различными его частями. Что касается СССР, то с конца 1980-х гг. верховная власть постепенно утратила контроль и способность руководить населением на части территории государства. Это в полной мере не достигнуто в настоящее время даже и на части бывшего СССР – на территории Российской Федерации.

4. Государственная территория. Территория государства – часть земного шара, представляющая собой внутреннее пространство, ограниченное сухопутной, водной и воздушной границами, а также недра до технически доступной глубины, на которые распространяется суверенитет государственной власти. В процессе возникновения государств внутри самого государства происходило со временем разделение его населения по административно-территориальным единицам, складывались территориальная структура, аппараты публичной власти, т. е. возникали не только центральные, но и местные ее органы. Итак, территориальное разделение населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, заканчивается административно-территориальным делением внутри самого государства. Позднее возникает такой общественный институт, как гражданство. Территориальность государства, по И. А. Ильину, «состоит в том, что полномочие на власть имеет предел в пространстве; отсюда ясно, что государство может потерять свою территорию только в том случае, если оно потеряет самое свое полномочие на власть».

5. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет», т. е. верховенство власти государства внутри страны и независимость ее вовне (в пределах соблюдения суверенных прав других государств и общепризнанных норм международного права), появилось в конце Средних веков при отделении государства от церкви. Верховенство государственной власти внутри страны заключается в том, что ее властная сила распространяется на все население и общественные организации страны, в ее прерогативе (государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти), в наличии у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает. Верховная государственная власть внутри страны непосредственно осуществляет властные веления по таким каналам, которые другим общественным властям обычно недоступны (законодательство, государственное управление и т.д.). Наиболее важные права государства закрепляются в конституции. Это вопросы, подлежащие ведению высших органов государственной власти и управления. Советская правовая теория никогда не признавала какое-либо верховенство национального или международного права в отношении друг друга, что соответствует теории государственного суверенитета.

6. Духовное единство народа или всеобщий интерес. И. А. Ильин считал, что государство невозможно, если нет общего интереса. Это, по его мнению, есть усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сложившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания. Политика «национального самосознания» во второй половине 1980-х гг. привела к обострению межнациональных отношений в 1990-х гг., последствиями которых являются вооруженные конфликты на геополитическом пространстве бывшего СССР. России необходима общая вера, нужен единый государственный язык. Нужно больше помнить о былой славе и бедствиях в истории страны и народа, о великих ученых, политиках, военачальниках и др.

Наши рекомендации