В.9.3.2 Применение к ударам автотранспортных средств
(1) В ситуации, показанной на рисунке В.5, столкновение возникает, когда транспортное средство на достаточной скорости меняет курс в критическом месте дороги. Скорость удара зависит от расстояния между дорогой и конструкцией или элементом конструкции, угла удара, начальной скорости
и топографических параметров территории (местности) между дорогой и конструкцией. Иногда на этой территории имеются препятствия или перепады высот.
Транспортное средство изменяет курс в точке Q со скоростью v0 под углом j. Столкновение с конструкцией или элементом конструкции, находящимся в окрестности дороги на расстоянии s, происходит при скорости vr.
Рисунок В.5 — Удар транспортного средства
(2) На основании общего выражения (В.3) рассчитывают вероятность отказа для этого случая по формуле (В.4)
(В.4)
где N = nTl — общее число инициирующих событий в рассматриваемый период времени;
n — интенсивность движения;
l — интенсивность отказов транспортных средств (количество происшествий на километр пробега транспортного средства);
Т — период времени;
b — ширина конструкции, но не более 2-кратного значения ширины ударяющего транспортного средства;
j — угол направления движения;
f(j) — функция плотности вероятности;
R — сопротивление конструкции;
F — ударное усилие.
Применяя упрощенную модель удара (см. приложение С), ударное усилие F определяют следующим образом:
(В.5)
где m — масса транспортного средства;
k — жесткость;
v0 — скорость транспортного средства в момент изменения курса в точке Q;
a — постоянное замедление транспортного средства после изменения курса (см. рисунок В.5);
s = d/sinj, расстояние от точки Q до конструкции.
В.9.3.3 Применение к ударам судов
(1) Для применения согласно рисунку В.6 формулу (В.3) допускается преобразовать в формулу (В.6).
(В.6)
где N = nlT(1 – ра) — общее число аварий в течение рассматриваемого периода времени;
n — количество судов в единицу времени (интенсивность движения);
l — вероятность отказа на единицу пути;
Т — период отнесения (обычно 1 год);
ра — вероятность исключения столкновения за счет вмешательства человека;
x — координата точки, в которой произошла фатальная ошибка или механический отказ;
Fdyn — ударное усилие на конструкцию, полученное согласно расчетам удара (см. приложение С);
R — сопротивление конструкции.
При необходимости допускается учитывать распределение вероятностей для начального положения судна в направлении у (рисунок В.6).
А — объект; В — конструкция
Рисунок В.6 — Сценарий удара судна