Описание ландшафта и природных ресурсов района
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине «Изыскания и проектирование автомобильных дорог»
Тема: «Проект участка автомобильной дороги А-В».
Выполнила: Беляков Р.Л.
Группа: СА - 32
Проверила: Рахимова И.А.
Вологда
2007 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………….….……5
1. Общая часть
1.1. Характеристика природных условий района проектирования……………..….…...6
1.2. Обоснование необходимости строительства автомобильной дороги А-В………………..….…9
1.3. Определение категории автомобильной дороги.……………………….……...…….9
1.4. Технические нормы проектирования дороги………………..…..……………....…..10
2. План трассы
2.1. Описание вариантов плана трассы…………………………………….……………..11
2.2. Расчёт величины неправильного пикета…………………………………………………..12
2.3. Сравнение вариантов трассы…………………………………………………………13
3. Продольный профиль (выбранного) варианта автомобильной дороги
3.1. Руководящие и контрольные отметки……………………………….….…………..14
3.2. Нанесение проектной линии методом тангенсов…………………...……………...15
3.2.1. Определение местоположения точек нулевых работ………………………...………15
3.2.2. Проектирование поверхностного водоотвода……………………………..………....16
3.3. Нанесение проектной линии методом Антонова...…………………………………16
4. Земляное полотно автомобильной дороги
4.1. Типы поперечных профилей……………………………………………………………...17
4.2. Конструирование и расчет отгона виража………..………………………………….19
4.3. Объемы земляных работ……………………………………..……………………….20
5. Индивидуальная част пректа.
Введение
В состав курсового проекта по разделу “Основы проектирования автомобильных дорог” входит: технические нормы, трассирование автомобильной дороги, проектирование продольного профиля и детальная разработка некоторых вопросов проектирования элементов плана и продольного профиля. Технические нормы для проектирования автомобильных дорог общей сети установлены РСН-88.
Цель курсового проекта: научиться разрабатывать индивидуальные нормы с учетом местных условий и перспективной интенсивности движения при пропуске нестандартных автомобилей.
В проекте запроектирована дорога А-В, проходящая по Вологодской области Череповецкому району. Категория дороги 4а. Разработано 2 варианта плана трассы, протяжённость 1 вар. – 5126,9м , 2 вар.– 5167,94м. Оба варианта описаны. Рассчитаны ведомости углов поворота, прямых и кривых. Выполнен расчет неправильного пикета от перехода первого варианта трассы ко второму и от второго к первому.
Выполнено сравнение двух вариантов трассы. По результатам сравнения для дальнейшего проектирования выбран первый вариант. Запроектировано 2 продольных профиля: методом тангенсов и методом Антонова.
Руководящее и контрольные отметки выдержаны.
Рассмотрено пять типов поперечных профилей. Тип 1: низкая насыпь с двухсторонними канавами; тип 2: насыпь высотой от 2м до 6м с двумя водоотводными канавами; тип 2а: насыпь высотой от 2м до 6м слевой канавой; тип 2б: насыпь высотой от 2м до 6м справой канавой; тип 3: насыпь от 6м до 12м; тип 4: выемка глубиной от 0м до 6м на снегонезаносимых участках.
Выполнен отгон виража длинной 120 м на ПК 20 + 58,85.
Рассчитаны объёмы земляных работ, общий объем по трассе составил: м3
насыпь – м3, выемка –м3.
Общая часть
Природные и экономические условия Вологодской области
Экономическая характеристика района проложения трассы. Проектируемый участок дороги расположен в Вологодской области.
Вологодская область — субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части страны. Административный центр — Вологда.
Вологодская область по территории (55,3 тыс. км²) занимает 2-е место из 5-ти регионов Северо-Западного экономического района.
Население — 320,6 тыс. чел. (на 1 января 2007 года)
Плотность населения — 10,2 чел.кв.км
Описание ландшафта и природных ресурсов района
Череповецкий район является юго-западной частью Вологодской области и расположен на Молого-Шекснинской равнине, которая относится к полесьям последнего оледенения. В ее рельефе преобладает плоская низменная поверхность междуречий (абсолютные отметки 100-130 м над уровнем моря) с врезанными поймами ограниченных размеров, поэтому воздействие вешних разливов рек сказывается незначительно. На территории района широко распространены переходные и верховные водораздельные болота, но встречаются и пойменные болота. К северу и северо-западу поверхность Молого-Шекснинской низины постепенно повышается. Южная, наиболее низкая часть низины затоплена Рыбинским водохранилищем, в Шекснинской горловине которого расположен город Череповец.
Основные типы почв, характерные для данной зоны, относятся к подзолистым, дерновым, болотным, которые встречаются или в "чистом" виде, или в различных сочетаниях между собой, образуя многообразные группы переходных дерново-подзолистых, подзолисто-болотных, дерново-перегнойных и подзолисто-перегнойных почв. Подзолистые почвы являются преобладающими на территории зеленой зоны Череповца. Они распространены в основном на повышенных или выровненных хорошо дренируемых элементах рельефа под сосновыми, еловыми и мелколиственными зеленомощными лесами. Подзолистые почвы представлены двумя подтипами - подзолистыми и дерново-подзолистыми. Первые занимают 16 % общей площади зеленой зоны, вторые - около 45 %. Характерной особенностью подзолистых типичных почв является отсутствие или очень слабое развитие гумусового горизонта (1-5 см). По механическому составу наиболее распространены легкосуглинистые и супесчаные почвы.
Лесные массивы представлены заболоченными низкополнотными сосновыми древостоями. В южной части города, расположенной на левом берегу реки Шексны, лесные массивы представлены сосновыми и смешанными по составу насаждениями.
Территория Череповецкого района характеризуется наличием большого числа озер и болот, слаборазвитой эрозионной сетью и развитой гидрографической сетью. Густота речной сети составляет около 0,3 км/км2. В черте города и его ближних окрестностях протекают реки Шексна, Ягорба, Серовка, Нелаза, Торовка, Кошта. Недалеко от города Череповца, на западе, протекает р.Суда, а на востоке расположено Шекснинское русловое водохранилище. Характерной особенностью всех рек в районе Череповца является их зарегулированность подпором от Рыбинского водохранилища, в результате чего устья рек превратились в глубоководные заливы, к наиболее крупным из которых относятся заливы рек Суды и Шексны.