История и архитектура Софийского собора в Полоцке
Оригинальное здание Софийского собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Известно, что в плане он повторял Софийский собор Киева, также как и Софийский собор Новгорода, это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра[24].
К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода, это отсутствие галерей. Храм имел 3 апсиды, а не 5 апсид. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающиеся на 1 промежуточный столб. Храм был расписан только фресками[25].
После захвата Полоцка в 1579 году войсками Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара 1607 года собор был в запустении, в 1618 году архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.
В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.
11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700-1721 годов, собор был закрыт российской армией.
Согласно польскому историку XVIII века Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Святой Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда васильяне отказались их дать, лично убил настоятеля и четырех монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. В храме по приказу царя разместили пороховой склад.
В 1710 году пороховой склад взорвался, после чего храм пролежал в руинах до 1738 года.
Восстановление собора осуществил архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на месте Софийского собора была возведена двухбашенная базилика в стиле барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм был осквернён французскими войсками, которые использовали его как конюшню.
В 1839 году собор был возвращён православным. В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.
После перестройки собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м. поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой.
Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. В одном из приделов собора по церковным праздникам совершаются православные богослужения.
Заключение
Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры.
Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевскую Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, таким образом, на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской и византийской культур.
Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.
В данной работе я попытался отразить некоторые аспекты, связанные с историей создания и открытия Софийских соборов, а также показать, насколько уникальны эти сооружения. Также провел анализ некоторых точек зрения, связанных с историей данных соборов. Данная работа позволила мне более подробно вникнуть во все тонкости, связанные с великими архитектурными сооружениями Древней Руси, а именно - храмами.
Выполняя данную курсовую работу, я пришел к выводу, что Софийские соборы Киева, Новгорода и Полоцка – это величайшие сооружения Х –ХI вв.
Также я считаю необходимым еще раз подчеркнуть грандиозность достижений Древнерусского искусства. Оно до сих пор привлекает совершенством своих пропорций и форм, которые возникли не как результат стремления к «чистой» бездумной красоте, а отражали в первую очередь, функциональность возводимых сооружений, характеризуя всю проблематику общественного строя.
Список использованной литературы
1. Брунов Н.А., Травин. Н.Е. Собор Софии в Новгороде. Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947. - 41 с.
2. Брюсова В.Г. Софийский собор Великого Новгорода. - М.:Просвещение, 1941. – 231 с.
3.Лихачев Д.С. Древнерусское зодчество конца Х - начала ХII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. - М.: Наука, 1987. - 320 с.
4. Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского Софийского собора. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. – 116 с.
5. Никитина Ю.И. Софийский собор. - 4-е изд., перераб. и доп. - Л.: Лениздат, 1980. - 80 с.
6.Никитенко Н.Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. - М.: ИЗОГИЗ, 1999. – 294 с.
7.Никитенко Н.Н., Корниенко В.В. Новая датировка Софии Киевской: конструктивная критика или профанация концепции? – Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2012. – 48 с.
8.Никитенко Н.Н. Собор Святой Софии в Киеве: История, архитектура, живопись, некрополь. – М.: Северный паломник, 2008. – 272 с.
9.Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. - Л.:Наука, Ленинградское отделение, 1986, 162 с.
10. Слюнченко В. Г. Полоцкий Софийский собор: историко-архитектурный очерк.. - М.: Полымя, 1987. - 48 с.
11.Тульев В.А. История России в архитектуре. 70 самых известных памятников. – М.:ЭКСМО, 2011. – 119 с.
12. Шахматов А.А. Софийский Собор в Киеве. - М.: Искусство, 1988. - 249 с.
13.http://dic.academic.ru
14.http://biblioteka.cc/index.php?newsid=1226058
15. http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000015423/st057.shtml
16.http://www.nnre.ru/istorija/zapretnaja_arheologija/p1101.php
17. http://www.imb.dvo.ru/arch/r_170804.htm
18. http://www.verav.ru/common/message.php?table=news&num=14170
Приложение №1