Фреска Софийского собора в Киеве с изображением музыкантов и скоморохов

История русской музыки уходит в глубокую древность. Первым русским композитором-классиком, музыкантом миро­вого значения был Михаил Иванович Глинка, современник Александра Сергеевича Пушкина.

Предшествен­ники Глинки уже писали русские оперы, романсы и инструменталь­ные пьесы. За много столетий до этого сложилась русская церковная музыка. Ещё раньше, вероятно, с тех пор как жили люди на нашей земле, существовало народное искусство.

Образцы древнеславянского искусства оказались на редкость жизненными и послужили важным питательным источником для всей русской музыки. То были стариннейшие, ещё языческие, обрядовые песни восточных и отчасти западных славян, песни-плачи по умершим, свадебные, военные, лирические, трудовые, тесно связанные со всей бытом, со всеми событиями человеческой жизни и окружавшей человека природой.

Многие из этих древних песен не забыты до сих пор. Отголоски их звучат в народных песнях, поющихся в наши дни. Некоторые из них обработаны русскими композиторами и включены в их оперы, симфонические и камерные произведения.

Именно славянские племена, населявшие нашу землю ещё задолго до образования Киевского государства, отличались осо­бой музыкальностью. С пением шли они в военные походы, с пением совершали многочисленные языческие обряды.

Очень рано появились у них музыкальные инструменты — рога, трубы, все­возможные дудки, бѝло и т. д.

К тому времени, когда сложилось большое и сильное Киевское государство, объединившее славян на огромной территории, то есть к IX веку, созрела уже достаточно высокая культура древней Руси.

С IX столетия и позже наши сведения о музыке Руси расши­ряются и обогащаются. Мы знаем о существовании не только народных песен и плясок в древнем Киеве, но и о военной, ратной музыке княжеских дружин, о пении под гусли на княжеских пи­рах, о сказывании нараспев былин, воспевавших подвиги русских богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других.

Знаем и о музыкальных инструментах, как созданных самим народом, так и занесённых в богатый, оживленный Киев с Запада и Востока.

Самым любимым инструментом Киевской Руси стали гусли, постоянно упоминающиеся в былинах, изображаемые иконописцами.

Когда Киевская Русь приняла христианство (IX век), в Киеве были воздвигнуты замечательные соборы — чудесные образцы древнерусского зодчества, а в них зазвучала и хоровая церковная музыка.

Постепенно создавались и росли кадры профессиональных церковных певцов, владеющих старинной нотной грамотой, ибо церковная музыка уже записывалась особыми знаками. Самые старинные письменные памятники музыкальной культуры на Руси относятся к XI—XIV векам и связаны именно с церковной музы­кой. Таким образом, Киевская Русь оставила нам не только све­дения о музыке, но и образцы старинного музыкального письма.

Вслед за Киевом выдвинулись и другие центры русской музы­кальной культуры, Из них особое значение получили: на северо-западе — Новгород Великий, в северо-восточной Руси — города Владимиро-Суздальского княжества. Повсюду развивалось и росло народное искусство.

Все события русской истории и связан­ные с ними переживания народа — от тяжкого гнёта татаро-мон­гольского ига до победоносного присоединения к Руси новых городов—получили свое отражение в народной песне.

Новые герои, новые образы входили в русскую былину. Так, например, в Нов­городе любимым героем стал гусляр и торговый гость — удачли­вый и умный Садко.

Своеобразными хранителями и исполнителями народного искусства, а также его авторами-импровизаторами бы­ли в те времена на Руси скоморохи, бродячие актёры, певцы, плясуны, потешники, выступавшие и на княжеском пиру и на деревен­ских свадьбах. Скоморохи были хорошо известны ещё в древнем Киеве. В торговом и шумном вольном Новгороде их стало особен­но много.

В Новгороде и во Владимире, а также в других русских городах с XII—ХIII веков выдвигались замечательные русские церковные певцы, мастера-роспевщики, создававшие новые цер­ковные роспевы, обучавшие новых певцов.

Церковная музыка на Руси издавна была чисто хоровой. Её строгие, плавные, широкие мелодии исполнялись в один голос — мужским хором. Культура хорового пения a capella, то есть хоро­вого пения без сопровождения инструментов, обладающего особой прелестью строгого и чистого искусства, — была, таким образом, очень древней в нашей стране и связывалась как с народными, так и с церковными обычаями.

Всё то, что было создано в русской музыке до XV—XVI веков, унаследовала Москва, ставшая постепенно крупнейшим центром объединения русских земель. В Москву при царе Иване Грозном, сделавшем так много для укрепления русского государства, по­тянулись целые семьи скоморохов из Новгорода; в Москву были выписаны лучшие новгородские певцы и певческие книги.

В Мос­кве еще несколько ранее был учрежден лучший хор — так назы­ваемый хор государевых певчих дьяков, выступавший в придвор­ной церкви и на торжественных придворных празднествах.

Росло значение русского государства в Европе, расширялись его грани­цы, росло международное значение московского двора, с которым считались европейские властители, всё чаще посылавшие к нему своих представителей для политических и торговых переговоров. В связи с этим увеличивалась и пышность придворной жизни, повышалась и роль музыки — музыки церковной, торжественной, сначала хоровой, а затем и инструментальной.

Крепли культурные связи с заграницей, откуда московский двор начал выписывать сложные музыкальные инструменты — орган, а позже, при царе Федоре — клавесин (предок нашего фортепиано).

НАКАНУНЕ РЕФОРМ ПЕТРА I

Значительный перелом в истории музыкальной культуры произошёл у нас к концу XVII столетия, накануне грандиозных реформ Петра I.

Культурные потребности огромного государства, вступившего в новый период своего развития, сказались не только в области просвещения, науки, литературы, но и в области музыки.

При московском дворе впервые возникли театральные представления. В особо отстроенной для этого царем Алексеем «хоромине» в селе Преображенском под Москвой ставились духовного и светского содержания, где в немалом количестве исполнялась и музыка — песни, хоры и даже инструментальные номера.

Появились и исполнители на различных инструментах, сначала выписанные из-за границы, а затем русские, быстро обучившиеся новому делу.

Церковная музыка, издавна следовавшая старинному обычаю, была обновленановыми, современными фор­мами и приёмами.

Выдвинулись замечательные русские композиторы, авторы многоголосных хоровых концертов для церкви — Василий Титов, Николай Калачников, Николай Бавыкин и многие другие.

Возникли и новые формы бытового пения, так называемые, канты, — сначала духовные, а затем светские песни для 3—4 го­лосов. Канты явились своеобразными предками русского романса.

Но и русский романс и другие, известные нам теперь роды музыкального искусства — опера, соната, симфония — ведут свою историю в России с XVIII века. Именно в XVIII столетии наша страна освоила и развила те музыкальные формы, которые были свободны от церковных обычаев и сюжетов, то есть формы чисто светского искусства.

Вместе с тем опера, соната и симфония, хотя они и опирались на народную мелодику, на образцы народного музыкального творчества, уже не могли исполняться средствами обычного народного музицирования, а требовали осо­бых условий, особых профессиональных кадров, то есть квалифи­цированных оперных певцов, скрипачей и других инструменталистов.

Наши рекомендации