Иллюстрации и комментарии
I. Частные дома
Рис. 1. Дом-мастерская Ф. Л. Райта. Оак-Парк, Иллинойс, 1890 г. Боковой фасад: справа – старый корпус, слева – пристройка с мастерской. Рисунок главного фасада и плана первого этажа, выполненный Райтом |
Рис. 2. Дом - мастерская Ф. Л. Райта Интерьеры: вверху – вид из мастерской в гостиную, внизу – встроенные диваны под окнами гостиной |
По внешнему виду этот дом незначительно отличался от повсеместно строящихся, но в его структуре и некоторых пространственных решениях присутствуют идеи, получившие развитие в следующих проектах – перетекание пространств, верхне-боковое освещение, открытые конструкции и материалы стен.
Рис. 3. Дом- мастерская Ф. Л. Райта Слева - фрагменты декора: роспись по трафарету в хозяйской спальне, витраж со стилизованным изображением тюльпанов, лепной декор из гипса, витраж зенитного фонаря; справа – библиотека и двусветная мастерская в форме «восьмерика на четверике» и подвешенным на цепях балконом – антресолями. |
Рис. 4. Дом Роби . Чикаго, Иллинойс, 1906 – 1909 гг. Общий вид и планы этажей Дом построен на узком, вытянутом вдоль улицы участке. Впервые в работах Райта наружные пространства включаются в структуру дома в виде открытых гостиных. Внутри дома – четкое поэтажное зонирование, конструкции открыты в пространство помещений. Высокие спинки стульев вокруг обеденного стола ограничивают пространство столовой. |
Рис. 5. Дом Роби. Интерьеры и мебель разработаны Райтом |
Рис. 6. Дом Дж. Миллард, Пасадэна, шт. Калифорния, 1923 г. Планы этажей, общий вид После возвращения из Японии в США Райт строит ряд домов в Калифорнии из бетонных блоков, среди которых выделяется дом Миллард, облицованный плитками, орнаментированными в духе древнемексиканской монументальной архитектуры. |
Рис. 7. Дом Уилли, Миннеаполис, шт. Миннесота, 1933 – 1934 гг. Общий вид, план Структура дома Уилли характерна для работ Райта этого периода. Постройка находится в северной, с относительно холодным климатом, зоне страны. Но и здесь значительную долю наружных ограждений занимает остекление общественной зоны жилища, через которое открываются широкие виды на сад. Связь между помещениями осуществляется посредством свободных переходов, а общую комнату и кухню разделяет остекленная перегородка. Материалы – обычные для работ Райта кирпич и дерево. Кладка не оштукатурена, дерево не окрашено. Кровля двускатная, но очень пологая. Над крыльцом консольная пергола. Здание установлено на бетонной платформе, мощенной кирпичом; бетон уложен по подстилающему слою из шлака с песком. |
Рис. 8. «У водопада», вилла Эдгара Кауфмана, Коннелсвия, шт. Пенсильвания, 1935 – 1939 гг. Общий вид, разрез, рисунок Райта Эта работа привлекла внимание архитекторов всего мира. «У водопада» – загородная вилла, построенная в лесу, на берегу ручья. Основной принцип конструктивно- пространственной структуры сооружения состоит в том, что перекрытиями служат консольные железобетонные плиты, выступающие из центрального массива в разных направлениях и на разных уровнях – террасах. |
Рис. 9. «У водопада». Планы и разрезы
Общий вид здания представляет собой развитый пластический объем массивов каменной кладки, стекла и больших железобетонных балконов с глухими парапетами.
Рис. 10. «У водопада». Интерьеры Основную часть площади первого этажа занимает большая общая комната, к которой примыкают сообщающиеся с ней свободно, по принципу «перетекающего пространства», столовая, кухня, прихожая и которая связана, благодаря обильному остеклению и множеству стеклянных дверей, с внешним пространством террас, а также посредством лестницы с ручьем внизу. На втором этаже – три спальни, имеющие каждая свой санузел и свой балкон, на третьем этаже – тоже спальня с санузлом и балконом; отсюда переходный мостик ведет к домику для гостей и прислуги, затем к гаражу. Райт стремился сделать так, чтобы интерьер и внешняя среда не были резко разделены: для беспрепятственной зрительной связи применены большие плоскости остекления. Наружное пространство проникает внутрь между выступающими консолями плит перекрытий, а пространство помещений продолжается наружу, на террасы. Как и в других домах Райта, фактура стен внутри такая же, что и снаружи; штукатурка отсутствует. В интерьерах деревянная обшивка местами смягчает холод камня и железобетона. Остекление неизменно защищено от солнца. Над входами также установлены консольные козырьки, сплошные или решетчатые. В процессе строительных работ были приняты меры, чтобы оставить нетронутыми естественные условия площадки: русло ручья, камни, растительность. |
Рис.11. Первый Дом Джекобса, Мэдисон, шт. Висконсин, 1937 г. Интерьер, план Первый дом Джекобса может служить характерным примером «американских жилищ» Райта. Г-образное в плане здание размещено в северном углу участка так, что огибает сад с двух сторон. Планировочный модуль-прямоугольник 60><120 см применен, по-видимому, потому, что Райт был вдохновлен японской архитектурой. Японские традиционные жилые дома строились на основе планировочного модуля 1:2, которым служит стандартная циновка. Вообще постройки Райта не отличались экономичностью. Но в данном случае архитектор взял на себя задачу построить дом для «средней американской семьи» при ограниченных денежных средствах. Райт утверждал, что при серийном производстве стоимость таких домов была бы еще ниже. Конструкция покрытия представляет собой трехслойную дерево-плиту с кровлей из рулонного материала. В этой постройке впервые применено «гравитационное», как его называл Райт, подпольное отопление жилого дома: разводка проложена в платформе, на которой стоит постройка. Стены дома частично кирпичные, частично деревянные (сборные щитовые). |
Рис. 12. Первый Дом Джекобса. Фасад
Фасады со стороны улицы замкнуты – допущена только узкая полоса остекления под карнизом. Но со стороны сада, на солнечную сторону, сделано остекление во всю стену в виде сплошного ряда стеклянных дверей. Дом состоит из двух частей – общей и интимной, примыкающих друг к другу под углом. Объем, в котором размещены общая комната и кухня, выше спален. В месте перепада кровель установлено окно, освещающее кухню.
Рис. 13. Второй дом Г. Джекобса, Мэдисон, шт. Висконсин, 1942 г. Планы этажей: 1 – сад; 2 – лужайка; 3 – сарай; 4 – туннель; 5 – кухня; 6 – кладовая; 7 – службы; 8 – столовая; 9 – камин; 10 – общая комната; 11, 12 – внутренняя и внешняя части цветника; 13 – спальни, 14 – бельевая, 15 – ванная. Второй дом Г. Джекобса представляет собой часть кольца, окружающего сад. Дом стоит на склоне холма и обращен своей выпуклой (тыльной) стороной к северу. Вследствие этого тыльная сторона дома – глухая и заглублена в землю. Вогнутый же фасад, обращенный на юг во внутренний двор, сплошь остеклен. Постройка возведена с использованием местных строительных материалов: стены из рваного камня, перекрытия из дерева. |
Рис. 14 . Второй дом Г. Джекобса
Чертеж плана первого этажа, выполненный Райтом, северный фасад, виды из внутреннего пространства во двор и со стороны южного двора
Жилище представляет собой одно обширное помещение с антресолями, на которых расположены спальни, освещаемые вторым светом через общую комнату, а также посредством узкой полосы остекления на заднем фасаде над насыпью. Санитарно-технические устройства и лестница сгруппированы в отдельном цилиндрическом объеме.
Рис. 15. Дом – соты Пола и Джоан Хэнна, Стэнфорд, Калифорния, 1936 – 1937 гг. Общий вид и план этажа |
Рис. 16. «Дом-соты». Интерьер
В поисках новых форм построения объемно-планировочной структуры проектируемых зданий Райт нередко экспериментировал в вопросах формообразования, например, планировочным модулем дома Хэннапринят шестиугольник. В плане постройки нет прямых углов. Райт называл ее «дом-соты». В центре здания находится «лаборатория» (так Райт называл кухню), откуда через внутреннее остекление просматриваются общая комната и детская. Наружная стена последней сплошь остеклена с тем, чтобы дети не чувствовали себя взаперти
Дом окружен террасами, которые являются продолжением выходящих на них комнат. Постройка размещена на участке таким образом, чтобы сохранить находившиеся здесь деревья. Основными строительными материалами, из которых она возведена, являются кирпич, бетон, дерево, стекло. Кровля медная. В покрытии проложена алюминиевая фольга для теплоизоляции. Полы из цветного бетона, отопление размещено под полом.
Рис. 17. Дом Джестера, Лос Вердес, шт. Калифорния, 1938 г. Макет дома и план этажа
В основу структуры дома Джестеравзят круг. Райт обосновывал это тем, что стены постройки должны быть сделаны из клееной древесины, которая, будучи изогнута, образует пространственные конструкции, обладающие большой жесткостью и прочностью. Однако, как нередко бывало у Райта, экспериментируя с формой, он использовал ее и в предметном наполнении, применяя круглую ванну, круглую или изогнутую в плане кровать.
Рис. 18. Дом Дж. Старджеса, Брендвуд-Хайтс, шт. Калифорния, 1938 г.
Общий вид и план этажа
Дом Дж. Старджеса построен на склоне холма. План компактный по конфигурации. Общая комната, две спальни, кухня и санузел размещены на платформе, консольно защемленной в массиве кирпичной кладки. Балкон, являющийся продолжением и своего рода частью жилой площади, а также ряд стеклянных дверей, отделяющих помещения от балкона, затенены консольной перголой. Так возникает беспрепятственная зрительная связь внутреннего пространства жилища с внешней средой.
Рис. 19. Тейлезин-Вест, жилище Райта и зимняя резиденция «Тейлизинского товарищества», Феникс, шт. Аризона, 1938 г. План и фасад
«Тейлизин-Вест», расположен в пустынной местности. Для органичной связи постройки с окружением предусмотрен массивный цоколь в виде стилобата из бетона, в который вкраплены разноцветные камни, собранные в окрестностях. Покрытие было выполнено из промасленного пергамента, натянутого по деревянным рамам; ограждение из брезента позволяет полностью раскрыть пространство с какой-либо стороны.
Рис. 20. Тейлезин-Вест. Экстерьер и интерьер рабочего пространства |
Рис.21. Дом Уинклер и Гётш в Окемосе, шт. Мичиган, 1939 г. Фасады и план
Рис.22. Дом Уинклер и Гётш в Окемосе. Интерьер и фрагмент участка с домом.
Как и в некоторых жилых домах, спроектированных Райтом, ядром дома является кирпичный массив камина и санузла. Стены деревянные и в гостиной полностью остеклены. Пространство спален продолжается наружу, в небольшой зеленый дворик, который, будучи огражденным стенкой, представляет собой гостиную под открытым небом. Выступающая консольно крыша образует навес стоянки автомобиля. В местах перепада уровней кровли – полосы верхнего бокового остекления. Пол бетонный, покрытый ковром, отопление под полом. Встроенная мебель – важная часть интерьера. Кухня, как обычно у Райта, непосредственно связана с общей комнатой.
Рис.23. Дом Дэвида Райта, Аризона, 1952 г.
Общий вид, фасад, разрез, план, фрагменты интерьера
Объем дома представляет собой полукольцо, поставленное на столбы. Вторую половину кольца составляет пандус для подъема на уровень пола помещений. Райт считал, что такой, по его выражению, «неформальный» способ организации пространства более приятен для людей, чем прямоугольная сетка плана («хотя они и не осознают это»).
К прихожей примыкает круглая в плане кухня, которую огибает малый спиральный пандус. Кухня отделена от общей комнаты камином цилиндрической формы. Общая комната имеет два балкона, выходящие на противоположные стороны. За ней располагаются вдоль галереи четыре спальни и два санузла. Все спальни имеют выходы на галерею с противоположной стороны дома. Дом возведен из бетонных блоков.
Рис. 24. Дом Маккорда, проект, 1950 г.
Общий вид (рисунок Райта), планы этажей, разрез
Дом Маккорда представляет собой сочетание двух объемов в виде цилиндров, перекрытых конусными крышами и объединенных массивом круглого камина. Один из этих объемов - двухэтажный с винтовой лестницей в середине, вокруг которой расположены секторами помещения в двух этажах.
У входа – шкаф для верхнего платья, далее – комната домашних вещей. Направо, в большом цилиндре – общая комната с обеденным местом под антресолями, а в малом – просторная кухня. На втором этаже две спальни, два санузла и выступающий в виде антресолей в главную комнату балкон со встроенной кроватью для гостя. К кухне примыкают зеленая беседка, а также терраса, которая может служить летней столовой; рядом небольшой бассейн, за которым – полукруглая стена ограды.