Тема урока: 16.2. Символика православного храма и система его росписей — 2 урока
- Структура иудейской скинии как прообраза христианских храмов. Три части скинии: двор с жертвенником и чашей для омовения, куда входили все; святилище — большая палатка, внутри которой располагался стол с двенадцатью жертвенными хлебами, золотым семисвечником и кадилом, и входить куда дозволялось лишь священникам; святое святых — отделенная завесой часть святилища, куда мог входить лишь первосвященник один раз в год, и где располагался Ковчег завета.
- Деление традиционного православного храма и символика его частей:
- алтарь, куда входят лишь священнослужители, символизирует царство небесное;
- храм в православии открыт всем верующим;
- притвор храма, предназначенный для оглашенных (готовящихся принять христианство) или провинившихся.
- Алтарь (от лат. возвышенное местоЛ) и его устройство:
- престол — особо освященный стол, на котором во время службы символически присутствует сам Христос;
- антиминс — главный священный предмет храма, помещающийся на престоле — освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой в него частицей мощей какого-либо святого;
- горнее место — возвышенное место за престолом, считающееся самым святым местом в алтаре, на котором ставится большой семисвечник и запрестольный крест;
- жертвенник — стол, расположенный у северной стены алтаря, на котором все приготовлено для основного таинства христианской церкви — причастия (потир, дискос со звездицей и покровами, копие и лжица);
- солея — часть алтаря перед иконостасом с амвоном посередине для произнесения самых значительных слов во время службы и клиросами для певчих по бокам;
- иконостас — алтарная преграда с царскими и дьяконскими вратами. Деление иконостаса на ряды (чины): деисусный, пророческий, апостольский, праздничный. Состав изображений деисусного чина: Спаситель и Богоматерь справа и слева от царских врат, изображение архангелов Михаила и Гавриила или первых дьяконов Стефана и Филиппа на дьяконских дверях, храмовая икона справа от южной двери храма.
- Символика кубического объема храма со сферическим куполом как соединения земли и неба. Традиционное изображение в куполе-небе Христа Пантократора (Вседержителя) или его лика (Спас Нерукотворный).
- Изображение небесных сил, с помощью которых Господь общается с людьми (ангел — вестник), подножием Христа на куполе или в подкупольном барабане. Реальное изображение Престолов в виде огненных крылатых колес, Херувимов — в виде шестикрылых ликов, Архангелов — в человеческом облике.
- Осмысление парусов свода как перехода от небес к земле и изображение на них евангелистов в виде четырех символических животных (тетраморф): лев — Марк, орел — Иоанн, человек или ангел — Матфей, телец — Лука.
- Изображение церкви земной на восточной (алтарной) стене храма: Богоматерь, восседающая на троне (либо Оранта — молящаяся с воздетыми руками) либо Христос Вседержитель; сцена причащения Апостолов; святители христианской церкви (Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.).
- Разворачивание евангельской истории на стенах храма, начиная с юго-восточного угла. Представление основных событий в виде иллюстраций двенадцати основных христианских праздников.
- Изображения западной стены храма (самой дальней от алтаря): Страшный Суд, Успение Богоматери, Тайная Вечеря.
Задания:
- Какие русские сказки вы можете вспомнить о трех царствах? Что это за царства? Как называются? Что могут символизировать? Можно ли эти сказочные царства соотнести с частями православного храма?
- Если есть жертвенник, то должна быть и жертва. Кто (или что) является сегодня “жертвой” в православном храме?
- В какой еще средневековой культуре вы встречали кубический объем, перекрытый куполом? А в связи с чем применялись квадратные и круглые формы в Древнем мире? О чем может свидетельствовать такое сходство?
- В чем различие между христианскими и языческими “небесными существами”?
- Попробуйте найти в окружающем вас современном мире форму колокола. В чем сходство назначения всех этих предметов?
- Священная сила православного храма увеличивается от паперти к престолу и горнему месту. Верующий словно по ступеням поднимается к небесам. Есть ли в Древнем мире аналогия такого восхождения?
Тема урока: 16.3. Древнерусское культовое пение — 1 урок.
- Различение “игры” и “пения” в русской традиционной культуре. Игра как почитание божеств. Пение как ритуальное “кормление” божеств.
- Противопоставление голоса и молчания в русской культуре. Восприятие молчание как атрибута “мира иного”, “мира мертвых”. Ощущение голосового поведения как колдовства, а поющего “в голос” — как колдуна.
- Перераспределение пения и игры на Руси после прихода христианства: Игра — языческое, пение — богослужебное.
- Поведение обыденное (сложное по своей природе, наполненность образами и эмоциями и естественно приводящее к игре) и поведение сакральное (простое по природе, требующее очищения сознания, естественно ведущее к молитве).
- Основные черты древнерусского богослужебного пения:
- пение не музыкальная, но аскетическая дисциплина;
- осуществление единства правильной жизни и пения;
- восприятие собственного тела как инструмента для достижения определенного духовного состояния;
- определенная нотация (крюковая, знаменная) для передачи особенностей такого пения-состояния.
- Три уровня православной молитвы: “возведение ума на небо”, “сосредоточение ума в сердце” (Иисусова молитва) и “сведение ума в сердце” (“умная молитва”, воздействующая на события мира). Оценка богослужебного пения с точки зрения соответствия уровню молитвы. Особые условия “умной молитвы” — послушание и соборность, и отражение их в традиционном православном пении.
- Понятие “строки” как основы слияния молитвенного текста, мелодии и психического состояния певцов. Система осмогласия и включение в синтез певческой “строки” определенного календарного времени и определенной ритуальной ситуации.
Задания:
- Различаются ли в современной культуре “игра” и “пение”, “голос” и “молчание”?
- Приходилось ли вам испытывать разницу между обыденным поведением и сакральным? В каких случаях?
- Какие из черт древнерусского богослужебного пения сохранились в современной музыкальной культуре? В каких условиях они проявляются?