Освещение и архитектурная форма
Эстетическое формирование световой среды города и световой архитектуры объектов происходит через взаимодействие искусственного света с архитектурной формой в четырех основных категориях (пространство, объем, пластика, цвет), в результате которого образуются светопространство, светоформы, светопластнка и светоцвет с иными, чем днем, визуальными качествами.
Городские пространства подразделяются по функциональному признаку на транспортные и пешеходные с дифференциацией пешеходных пространств па три типа, учитывая требования к видимости и различимости объектов в пределах освещенного пространства.
Другие категории архитектурной формы — объем, пластика и цвет — характеризуют материальные объекты, физически формирующие городские пространства (здания, сооружения, земля, малые формы, деревья и т.п.). Эти формы можно подразделить на искусственные и природные (ландшафтные). Художественные качества объектов выявляются, установками архитектурного освещения, но случайная засветка фасадов осветительными установками, предназначенными для других целей, приводит обычно к случайным эффектам и нежелательному искажению их облика.
Зрительная трансформация архитектурной формы происходит с помощью освещения за счет изменения восприятие пространства по трем его координатам. В ограниченном по размеру светопространстве, с высокой светонасыщенностью, не воспринимаются параметры неосвещенного пространства. Пешеход, двигающийся из темноты в освещенную зону и адаптирующийся к ее яркости, почти не оценивает пространственные качества темного окружения. Последнее обстоятельство является важным стимулом побуждения и приемом организации движения в ночном городе. По характеру зрительной адаптации это - полная противоположность условиям дневного «тотального» («космического») освещения, когда далекое и близкое, главное и второстепенное, крупное и мелкое, цветное и ахроматическое представлено равноценно, а человек ощущает себя эгоцентриком, равноудаленным от горизонта как естественной границы видимого пространства, имеющего структурно единое световое поле с постоянным направлением света сверху. Есть существенная разница в структуре этого поля в солнечный и пасмурный день, но глобальное распределение светового потока — сверху — остается неизменным.
Искусственное освещение городской среды, т.е. городских пространств, формирующих их объектов и поверхности земли фрагментарно, осуществляется множеством источников света, являющихся первичными излучателями, и отражающих свет поверхностей, рассматриваемых в качестве вторичных излучателей, с различной яркостью, цветностью, светораспределением и кинетикой излучения. Каждый из первичных источников образует световое пространство, которое можно назвать элементарным светопространством(рисунок 2.3) с более или менее четкими границами, которые прочитываются на земле и при определенных условиях в воздухе как световые конусы, сферы, цилиндры и т.п. (световой поток в определенном телесном угле при пониженной прозрачности городского воздуха — при дожде, снеге, пыли, смоге, тумане и т.п.). Форма и размеры такого светопространства могут быть охарактеризованы, в частности, фотометрическим телом создавшего его осветительного прибора. Каждое элементарное светопространство, оптически сливаясь с соседними (при их наличии), образует более сложное по структуре утилитарное пространствос разной степенью неоднородности по всем трем координатам, которая может регламентироваться неравномерностью распределения освещенности на земле или в пространстве, — непрерывное в пределах линейных планировочных элементов (улиц), дискретное на отдельных участках территории (на площадях, в жилых дворах и парках) или «лоскутное» — прерывно-непрерывное, каковым является светопро- странство в пределах города. Его рисунок прочитывается по освещенным фрагментам земли, по «световым тоннелям» улиц на «световом плане» города, воспринимаемом с высоко расположенных видовых точек, с авиалайнеров и спутников.
«Элементарные» светопространства | «Утилитарные» светопространства |
Рисунок 2.3 – Оптическое формирование дискретных и линейных светопространств в транспортных и пешеходных зонах города путем объединения «элементарных» светопространств в «утилитарные»
Реальное архитектурное светопространство вместе с утилитарным светопространством включает и эффекты вторичных излучателей — освещенных объектов, которые формируют трехмерную среду – зданий, сооружений, деревьев и т.п. (рисунок 2.4). Зрительно они наиболее значимы при эстетической оценке среды, чем первичные излучатели, хотя их «удельный вес» характеризуемый фотометртческими параметрами создаваемого светового поля, обычно меньше, чем «вес, уличных светильников. В создании освещения есть оптическое формирование городского архитектурного пространства с прогнозируемыми светокомпозиционными параметрами.
Акцент на пространственных параметрах световой среды не случаен по двум причинам. Во-первых, город характерен прежде всего пространственными впечатлениями, получаемыми в движении во времени, хотя в непосредственном восприятии материальные структуры обычно первенствуют, что отражается в чувственной конкретности архитектурно-художественного образа: образ памятника, здания, сооружения. Результаты архитектурного труда должны помогать человеку ориентироваться в пространстве. Во-вторых, на практике изучение эффектов света в пространстве относилось, главным образом, к архитектуре интерьеров, а городское пространство с точки зрения его композиционных особенностей не было предметом архитектурных, светотехнических и психологических исследований и творческих экспериментов. До сих пор все внимание уделялось освещению фасадов объектов, т.е. созданию выразительных светоформ. Городские светопространства в большинстве своем стихийно формируются как утилитарные части проектов освещения улиц, дорог, площадей, пешеходных участков.
Рисунок 2.4 – Оптическое формирование архитектурного светопространства путем освещения фасадов «ограждающих» его элементов (зданий, сооружений, деревьев) и включения в него утилитарных светоп- ространств
Утилитарные светопространства должны быть частью комплексного решения архитектурного светопространства. Искусственная световая среда города может рассматриваться как объединение множества светопространств, образуемых светящими элементами и отражающими поверхностями освещенных ими объектов и земли.
Две главные составляющие световой среды — «наполненное» светом пространство (светопространство) и освещенные объекты (светоформы) пока весьма случайно «состыковываются» в проектах и в реальности по своим композиционным показателям из-за отсутствия методики и недостатка критериев их фотометрической и художественной гармонизации. Сегодня регламентируются, исходя из требований видимости, не композиционные параметры городских пространств, а некоторые, количественные параметры освещения дорожных покрытий и фасадов объектов, а также неравномерность освещения как элементарный показатель его качества. Сложные взаимосвязи между условиями адаптации глаза в пределах пространства пребывания человека с той или иной структурой светового поля и яркостными, цветовыми, светокинетическими, светомасштабными характеристиками материального окружения применительно к градостроительным ситуациям практически очень мало исследовались.
В национальных нормах многих стран регламентируемые параметры наружного освещения весьма элементарны и определяются, в основном, утилитарно-гигиеническими минимумами по уровням освещенности или яркости для определенной зрительной функции. На практике встречается также зрительно ощутимая цветовая и масштабная дифференциация между разнотипными светоиространствами. Например, в городах Франции, Испании, США некоторые репрезентативные пешеходно-общественные пространства подчеркнуто выделены интенсивным белым светом на фоне желтого освещения транспортных зон и индивидуализированным дизайном элементов осветительных установок, дополненным архитектурным освещением фасадов зданий.