Эволюция представлений об архитектуре предприятия
Для того чтобы разобраться, какой должна быть архитектура информационных систем предприятия, попробуем вначале определить самые общие рамки данного понятия.
С одной стороны, она должна отражать специфику, связанную с информационными технологиями, с другой – отражать бизнес-аспекты деятельности Предприятия.
"Корпоративная Архитектура" или "ИТ-Архитектура" являются терминами, которые специалисты очень часто используют, но при этом редко бывает ясно, что имеется в виду на практике.
В реальности профессионалы в области информационных технологий, как уже отмечалось, понимают под архитектурой ИТ достаточно большой спектр понятий – структурированное семейство технических руководств, включая концепции, принципы, правила, шаблоны и интерфейсы, а также взаимосвязи между ними, которые используются при создании новых информационных систем и развитии существующих систем.
В отличие от них, профессионалы в области бизнеса не рассматривают этот вопрос как вопрос исключительно технологий.
Наоборот, они разговаривают в терминах бизнес-моделей, бизнес-процессов и иногда – бизнес-архитектуры.
Рисунок 3.7 условно показывает эволюцию понятия "Архитектура предприятия".
Каждый этап этой эволюции означал все более комплексный и всеобъемлющий подход к описанию и практике использования информационных технологий по обеспечению основной деятельности организации и, как результат, получение все более широкого спектра преимуществ.
Рис. 3.7. Эволюция термина "Архитектура предприятия"
В ранних работах ИТ-архитектура понималась в основном как Технологическая архитектура или архитектура, определяющая инфраструктуру информационной системы.
Работы по описанию архитектуры были сосредоточены на формировании технологических стандартов и принципов, включая проведение инвентаризации различных технологий, используемых в организации.
Такой подход позволяет добиться определенных частных выгод, связанных прежде всего с уменьшением стоимости закупок и эксплуатации информационных систем и уменьшением затрат на разработку приложений и обучение персонала.
Однако он является заведомо ограниченным, так как не подразумевает ориентацию на решение бизнес-задач, таких как, например, формирование единых в масштабе компании данных по клиентам.
Следующей ступенью явилось понятие Корпоративной информационно-технологической архитектуры масштаба предприятия (EWITA – Enterprise-wide information technology architecture).
Стало понятно, что усилия по описанию архитектуры предприятия должны включать в себя описание архитектуры информации и архитектуры прикладных систем, а не только технологический уровень.
Основное направление работ при этом состоит в совместном использовании общих данных, исключении дублирования бизнес-функций, координации управления пользователями, ресурсами, информационной безопасностью за счет улучшений в управлении портфелем прикладных систем.
Корпоративная информационно-технологическая архитектура масштаба предприятия описывает то, как компоненты информационной системы связаны между собой; точно так же бизнес-архитектура описывает то, как элементы бизнеса связаны между собой.
Такой подход обеспечивает более эффективное взаимодействие различных структурных подразделений организации: совместный доступ кинформации различных подразделений, а также внешних организаций (клиентов, партнеров, поставщиков); уменьшение дублирования с точки зрения параллельной реализации близких по функционалу прикладных систем для различных бизнес-подразделений; решение проблем, которые затрагивают интересы нескольких подразделений, например, интеграция и взаимодействие информационных систем Получаемые преимущества носят, в основном, тактический характер.
Очевидным логическим шагом для эффективного описания существующих в организации процессов и планируемых изменений явилось, по мнению авторов [3.13], введение понятия архитектуры предприятия (Enterprise Architecture), которая объединяет корпоративную ИТ- архитектуру масштаба предприятия c бизнес-архитектурой и позволяет обеспечить достижение стратегических целей предприятия.
В реальности это две стороны одной медали, которые связаны неразрывно.
По сути дела, это должна быть одна архитектура предприятия, показывающая, как связаны друг с другом все элементы ведения бизнеса, что включает также все элементы, связанные с информационными технологиями.
Заметим, что в данном контексте мы не различаем деятельность коммерческих и государственных организаций.
Действительно, для описания деятельности и функций государственных организаций за рубежом очень часто используется термин "бизнес государственных организаций", что пока не принято в условиях российской действительности.
Преимуществами такого включения бизнес-архитектуры в контекст рассмотрения целостной архитектуры предприятия являются большая способность организации к изменениям или динамичность (agility) и синхронизация возможностей информационных технологий с бизнес-стратегией: обеспечение вариативности бизнес-стратегии за счет возможности изменений в обеспечивающих процессах и технологических решениях; лучшие перспективы, с точки зрения использования возможностей информационных технологий по формированию самой бизнес-стратегии.
В графическом виде связь таких понятий, как бизнес-архитектура, корпоративная ИТ- архитектура и "архитектура предприятия", показанана рис. 3.8.
Рис. 3.8. Позиционирование понятия "архитектура предприятия"
Эволюция представлений об архитектуре предприятия и получаемая на каждом этапе расширения соответствующих представлений дополнительная ценность условно показаны на рис. 3.9.
Рис 3.9. Расширение представлений об "архитектуре предприятия" и дополнительные преимущества
Итак, концепция архитектуры предприятия явилась результатом поиска некоторого целостного подхода, который обеспечил бы "взгляд на организацию в целом", с учетом всех возможных измерений, хотя учет большего количества измерений предполагает и рост сложности представлений об архитектуре [3.14].
В дальнейшем мы будем, как правило, использовать и иметь в виду такое расширенное понятие "архитектура предприятия", с необходимыми уточнениями там, где это существенно.
Рис. 3.10. В поисках интегрированной концепции Архитектуры предприятия
Мы отмечали, что существуют различные определения того, что такое архитектура предприятия.
Вот определение, данное The Open Group (http://www.opengroup.org): "архитектура предприятия – это способ понимания различных элементов, которые в совокупности составляют предприятие, и то, как эти элементы взаимосвязаны".
Если давать самое простое определение, то архитектура предприятия описывает, как организация выполняет свою работу, используя такие ресурсы, как Люди, Бизнес- процессы, Данные и Технологии.
Еще одно определение заключается в том, что "...концепция архитектуры предприятия – это план реализации миссии организации через оптимальное выполнение своих ключевых бизнес-процессов в условиях формирования эффективной инфраструктуры информационных технологий".
Таким образом, архитектуру предприятия можно рассматривать как процесс трансформации новых бизнес-стратегий в основанные на информационных технологиях и реализуемые в масштабах всей организации решения, которые подкреплены принятыми принципами управления.
В соответствии с интерпретациями Финансово-контрольного управления США (GAO) [3.15] "...архитектура предприятия является необходимым инструментальным средством для того, чтобы повысить результативность и эффективность существующих в организации бизнес- процессов, а также средством для разработки и реализации поддерживающих их технических систем.
В наиболее простой интерпретации организация, учреждение, предприятие и т.д. представляют собой совокупность целенаправленных операционных действий, а архитектура предприятия дает структуру (или структурное описание) этого действия.
Архитектура предприятия систематизирует и дает фиксированное описание в виде работоспособных моделей, диаграмм и функциональных описаний всех режимов деятельности данного объекта.
Как отмечалось выше, в роли такого объекта может выступать либо отдельная автономная организация, либо функциональная или предметная область, которая охватывает несколько организационных границ (например, финансовое управление, управление сбором данных, управление материального обеспечения и т.п.)" Формальное описание архитектуры предприятия впервые было сформулировано в стандарте ISO 15704 [3.16], который был предложен рабочей группой IFAC/IFIP (International Federation of Automatic Control / International Federation for Information Processing).
Идея состояла в том, чтобы разработать максимально общую, так называемую эталонную (reference) модель архитектуры предприятия, которая охватывала бы дополнительно процесс развития предприятия во времени как проект, а также учитывала бы роль человеческого фактора.
Архитектуры отдельных подсистем, в том числе ИТ-системы предприятия, могут быть тогда разработаны как специфические уточнения такой общей модели.
Разработанная как приложение к данному стандарту, такая общая эталонная модель архитектуры получила название GERAM (Generalized Enterprise Reference Architecture and Methodology).
Фактически GERAM представляет собой абстрактное описание архитектуры общего уровня, которая может быть использована для "привязки" и сравнения между собой различных практических моделей архитектур.
В частности, в ее рамках определяются такие понятия, как "роль персонала в системе", "продукт", "жизненный цикл", "моделирование процессов" применительно к задачам описания функционирования предприятия.
По оценкам аналитиков [3.17], к 2006 году 50% организаций отойдут от рассмотрения исключительно технологической архитектуры и будут рассматривать ее в совокупности с бизнес-архитектурой, корпоративной архитектурой информации и архитектурой прикладных систем. При этом архитекторы информационных систем, которые продолжат фокусироваться исключительно на технологиях, будут испытывать возрастающее давление в плане необходимости демонстрации результатов их работы с точки зрения основного бизнеса организации.
Фокусировка на целостной концепции "архитектуры предприятия" потенциально позволяет достичь более высоких результатов в плане возврата инвестиций от использования информации, которой предприятие обладает. В то же время это позволяет уменьшить проблемы, которые определяются сложностью эффективного использования информационных технологий, и уменьшить связанные с информационными технологиями непроизводительные затраты.
Здесь уместна еще одна цитата из документов Финансово-контрольного управления США [3.15]:
"Архитектура предприятия описывает деятельность предприятия с двух позиций: с позиции логических терминов, таких как взаимодействующие бизнес-процессы и бизнес-правила, необходимая информация, структура и потоки информации, места расположения работы и пользователей; с позиции технических понятий, таких как аппаратные и компьютерные средства, программное обеспечение, коммуникация данных, защита и безопасность, а также используемые стандарты.
При этом обе группы понятий охватывают с одной стороны текущее состояние "как есть" и перспективное (или целевое) состояние "как должно быть". Одна из главных задач архитектуры предприятия состоит в том, чтобы оптимизировать взаимные зависимости и существующие взаимоотношения и создать для этого соответствующую инфраструктуру и приложения, которые поддерживали бы все эти действия. Опыт работы показал, что попытки определить и построить основные ИТ-системы без ориентации на концепцию архитектуры предприятия, как правило, приводят к дублированию усилий и, что самое главное, сопровождаются трудностями взаимодействия по интерфейсам и, как следствие, препятствуют интеграции различных систем."
Архитектура предприятия, как определено в документах совета CIO США, одновременно является инструментом управления, который обеспечивает процесс принятия решений об инвестициях в информационные технологии. Более конкретно, организация использует разработанную ею архитектуру как средство управления ИТ и как инструмент, обеспечивающий то, что инвестиции в ИТ дают измеримые результаты. Следует заметить, что эволюция понятия "архитектуры предприятия" связана с той эволюцией, которая происходила и происходит во взглядах на принципы организации деятельности предприятия как такового. Имеется в виду использование следующих организационных механизмов, которые условно показаны на рис. 3.11: функциональная специализация; реинжиниринг бизнес-процессов; корпоративная архитектура.
Рис. 3.11. Эволюция организационных принципов
Создание вертикальных организационных структур основано на иерархии управления в целях реализации механизмов контроля и распространения информации.
Такой подход предполагает функциональную специализацию организационных единиц, так что достигается определенный уровень эффективности в выполнении специализированных для данных организационных единиц функций и процессов. Но при этом неизбежно возникает фрагментация в управлении и процессах, что обычно требует "героических" усилий по налаживанию интерфейсов взаимодействия между организационными структурами.
В то же время реализация интегрированных и ориентированных на клиентов процессов требует достаточно высокого уровня межфункционального взаимодействия. Подход, связанный с реинжинирингом бизнес-процессов, изначально признает тот факт, что процессы "пересекают линии" функционального разделения.
Основное внимание уделяется межфункциональным процессам с целью достижения кардинальных улучшений. На практике для некоторых компаний это дало адекватные результаты, в то время как для других стало причиной существенных затрат времени и ресурсов на проведение организационных изменений без видимой отдачи. Одной из причин неудач было игнорирование того факта, что неадекватные технологиии прикладные системы не обеспечивают реализацию нужных процессов.
Так, при внедрении ERP-системы перед вами фактически стоит выбор: либо вы сами измените свои процессы, либо система изменит их за вас. Концепция архитектуры предприятия является как бы точкой слияния подходов по организационным изменениям и изменениям во взглядах на роль и использование информационных технологий.
Это, в частности, предполагает осознание того факта, что, с одной стороны, нельзя игнорировать технологии при проектировании бизнес-процессов, а с другой стороны, нельзя игнорировать характер и специфику бизнеса и бизнес-процессов при выборе и проектировании технологических решений. Т.е. архитектура предприятия – это архитектура возможностей и потенциала бизнеса, основанных на комбинации таких работающих совместно факторов, как люди, процессы и технологии.