Загадки индийских храмов
У человека, посетившего современную Индию, возникает своеобразное ощущение, будто сам воздух этой страны напоен ароматом искусства прошлых веков, будто сама земля пропитана им. Вообще, искусство в Индии, как ни в какой другой стране, тесно переплетается с реальной жизнью и стадо как бы неотъемлемой ее частью. С благоговением — и это традиция, уходящая в глубину веков, — относятся индийцы к многочисленным памят-, никам своей древней самобытной культуры.
В наше время Индию справедливо называют страной храмов. Их здесь десятки тысяч. Индусская храмовая архитектура считается одной из самых важных и ценных составных частей культурного наследия великой индийской цивилизации. Древние индийские мастера оставили нам немало своих творений — храмовых комплексов, свидетельствующих о высоком уровне архитектурного искусства.
ПОЭМА ЛЮБВИ ИЗ КАМНЯ -
Ежегодно тысячи туристов со всех концов света стекаются в индийский город Агру, где находится знаменитый Тадж-Махал. Каждый, кто осматривает интерьер Тадж-Махала или стоит у балюстрад, которые возвышаются над спокойной гладью реки Джамны, убеждается, что про-
филь известного всему миру здания — не более чем один из равных по значению элементов всего ансамбля. Для того чтобы по-настоящему оценить все великолепие Тадж-Махала, надо захватить его... врасплох.
...Ночь была тихой, безветренной. Сияла полная луна. В ее бледно-голубом свете все вокруг представлялось неестественным, словно театральная декорация: высокие темные кипарисы вдоль длинного узкого водоема с чуть подрагивающей серебристой дорожкой, застывшие над кронами деревьев легкие облака, устремленные к звездам четыре точечных минарета и между ними — увенчанный куполом огромный, словно хрустальный ларец, перед которым мы, несколько туристов, застыли от восторга.
Таким я увидел Тадж-Махал во время своего посещения Индии. Он был мне знаком по бесчисленным фотографиям на открытках и туристических проспектах, но никакое его изображение и в малой степени не могло передать истинного великолепия, гармонии этого шедевра мировой культуры. Он заставил мое сердце забиться быстрее и поразил меня, как уже около четырехсот лет поражает каждого, кто приезжает в Агру взглянуть на созданное руками человека чудо... ,
В 1629 году Myмтаз-Махал, любимая жена одного из императоров династии Великих Моголов Шах-Джахана, готовилась подарить своему повелителю очередного ребенка — четырнадцатого за годы их супружеской жизни. Мумтаз-Махал была племянницей знаменитой Нур-Дже-хан, жены Джехангира. В детстве Нур-Джехан вместе с отцом бежала из Тегерана по пустынным дорогам Персии и Афганистана. Ее отцу удалось вместе с детьми добраться до Индии, где Нур-Джехан попала в гарем Джехангира и затем удостоилась особой его милости.
Какой бы блестящей ни была карьера Нур-Джехан, она тускнеет и кажется незначительной рядом с карьерой ее племянницы, которая вышла замуж за Шах-Джахана в 1615 году, за двенадцать лет до того, как ее муж унаследовал трон. Впрочем, ей недолго пришлось видеть блеск двора мужа, так как во время последних родов она умерла в Бурханпуре, столице провинции Декан. Со смертью Мумтаз-Махал закатилось солнце жизни самого блестящего из всех императоров. Беспредельно было его горе. Пораженный горем, Шах-Джахан решил воздвигнуть в память о своей погибшей любви памятник, какого не было ни у кого в целом мире.
— Постройте для Мумтаз гробницу, достойную ее красоты, — приказал он своим приближенным.
Около двадцати лет продолжалось строительство. Лишь совсем недавно было установлено, что подлинным автором одного из наиболее совершенных творений человеческого гения был Устад Ахмед — знаменитый архитектор из Лахора. На отделку сооружений "император не жа-
лел денег. Стены гробницы, выложенные белоснежным мрамором, украсили затейливые узоры, фантастические цветы, созданные из драгоценных и полудрагоценных камней. Только на надгробие ушло более десяти тысяч жемчужин. Создание мавзолея обошлось в фантастическую по тем временам сумму — 30 миллионов рупий.
После завершения строительства усыпальницы тело Мумтаз-Махал, которую великий Рабиндранат Тагор назвал “...слезинкой на челе времени, чей блеск навек запечатлен...”, было положено под центр купола на почетном месте. Сразу после этого Шах-Джахан приказал начать новое строительство — ее точной копии на противоположном берегу Джамны, но только из черного мрамора.
Новый мавзолей, по замыслу владыки, должен был со временем стать его последней вечной обителью. Однако мечтам Шах-Джахана не суждено было осуществиться. Вскоре его сын Аурангзеб, действуя в полном соответствии с законами династической борьбы Моголов за власть, сверг отца с престола и заточил его в крепость. Здесь Шах-Джахан оставался до конца своих дней... из окна его покоя был виден Тадж-Махал. Долгими часами всматривался стареющий узник в воздушный силуэт усыпальницы, где покоилась его любимая Мумтаз-Махал. Потом он ослеп и умер. Гробницу Шах-Джахана разместили рядом с центральным местом погребения его любимой жены... Вокруг гробниц двух влюбленных стоит чудная мраморная решетка, украшенная драгоценными самоцветными камнями.
Вот как описывает красоту этого внутреннего покоя один из английских путешественников:
“Свет проникает сюда только через двойную белую мраморную решетку самого изящного рисунка, одну с наружной, другую с внутренней стороны стен. В нашем климате это повело бы к совершенной темноте; но в Индии в здании, состоящем из белого мрамора, - это было необходимо, чтобы смягчить яркий солнечный свет, который иначе был бы невыносим. Нельзя
выразить словами целомудренной красоты этого цен-.-••- трального покоя, облитого мягким, затемненным све-
•; ' том, проникающим сквозь полузакрытые окна”.
Восхищаясь благородством форм мавзолея, как бы па-рящго на фоне звездного неба, я долго размышлял в ту волшебную ночь о величии любви Шах-Джахана, ставшей бессмертной, воплотившись в неповторимое творение рук человеческих... Но, видимо, не все знают, что эта “поэма любви из камня” лишь чудом сохранилась до наших дней. Спустя полтора века после завершения строи- , тельства мавзолея Агра была подвергнута артиллерийскому обстрелу английскими колониальными войсками. Позднее британский генерал-губернатор Индии лорд Бен-тик решил... продать Тадж-Махал с аукциона по частям. И, вероятно, это произошло бы, если бы не страх колонизаторов перед народным восстанием.
О неувядаемой красоте Тадж-Махала рассказывается и в Краткой энциклопедии чудес, созданных природой и человеком:
“Красоту Таджа можно понять лучше всего, если дождаться, когда розовые перистые облака побледнеют на закате солнца и струи Джамны примут серовато-стальной оттенок в угасающем свете. Слышится 1 v шорох крыльев взлетевшей птицы, листья туи и смо-, ковницы шепчутся между собой в сгущающемся мраке. Летучая лисица с кожистыми крыльями слетает .!> с дерева, и стаи кружащихся летучих мышей возвещают появление месяца в вечной тишине. И тогда можно понять истинное значение гробницы '..-'; Тадж, даже не видя ее. В эту пору мы забываем о куполе и воротах, о серебряной чеканной работе и дорогой инкрустации. Но по мере того как сгущается -- сумрак, нам становится все яснее, что тленное тело
••••:; •• женщины, лежащей внизу в мраморной гробнице рядом с верным супругом, служит символом всего, что дорого и свято для человека в этом мире. При всем
своем великолепии, пышности, известности и красоте сама гробница есть только эмблема и символ. ПОКА ЛЮДЯМ НА ЗЕМЛЕ БУДЕТ ЗНАКОМО ЧУВСТВО ЛЮБВИ, ОНИ БУДУТ ПРИХОДИТЬ В ТИХИЙ САД НА БЕРЕГУ ДЖАМНЫ И КЛАСТЬ ЦВЕТЫ НА ГРОБНИЦУ МУМТАЗ, ТОЛЬКО В ЧЕСТЬ ЕЕ ОДНОЙ, ТАК КАК ОНА ЛЮБИЛА И БЫЛА ЛЮБИМОЙ...”
А когда наступило утро, и я со своими коллегами отправился побродить по улицам, то при посещении форта из красного песчаника все мы были поражены еще одной встречей с Тадж-Махалом: в крепостную стену было вмонтировано круглое зеркальце размером с двухкопеечную монету, в котором ясно отражался... мавзолей Мумтаз-Махал, расположенный в нескольких километрах от города!
РУКОТВОРНЫЕ ЧУДЕСА
В Индии существует семь священных для индуистов городов и немало знаменитых на всю страну храмов с более чем тысячелетней историей. Но нет равных вишнуистско-му храму Лорду Венкатешваре в Тирупати. Храм расположен на семи холмах, окружен небольшим городком из постоялых дворов и гостиниц для паломников. Тысячи их ежедневно поднимаются по бесчисленным ступенькам к заветному месту, преодолев для этого сотни и тысячи километров, иногда исключительно пешком. Паломники приносят в дар храму большие ценности. Многие женщины дарят даже свои волосы, возвращаясь домой остриженными наголо. Здесь на этом “сырье” работают целые фабрики париков и шиньонов.
За последнее десятилетие в поражающем своей красотой храме накопилось чуть меньше тысячи килограммов драгоценностей, украшенных ценными камнями: ожерелий, колец, серег, браслетов, кулонов и т.п. Многие из них древней тончайшей работы. Что касается чисто золо-
тых украшений, то они большей частью превращаются в золотые слитки. Поскольку внутренние помещения храма давно уже не нуждаются в “украшательстве” этим благородным металлом и другими драгоценностями, руководящий комитет храма еще в середине 1980-х годов решил распродать на аукционах сотни килограммов драгоценностей. Они покупаются преимущественно паломниками и опять же... дарятся храму. Такой кругооборот устраивает всех...
А теперь перенесемся в штат Туджерат... Показывая туристам памятники средневековой архитектуры в городе Ахмедабаде, местные гиды с особым удовольствием останавливаются у небольшой арки, которая когда-то служила входом в мечеть, с двумя минаретами. На арке можно прочесть такую надпись: “Качающиеся башни. Секрет неизвестен”. Высота минаретов достигает 23 метров, а расстояние между ними — 8 метров. Чтобы продемонстрировать эффект колебаний минаретов, служитель приглашает желающих подняться на небольшой балкон одного из них, в то время как сам поднимается на другой. Ухватившись за перила балкона, он начинает раскачивать свой минарет. Стоящие на балконе другого минарета непроизвольно хватаются за стенки: от одного минарета колебания тотчас же передаются другому...
Известных храмов в Индии Очень много, но наряду с ними есть и незаслуженно забытые. К их числу относятся гигантские храмы в Бароли, что находится в восточной части Раджастана. Это поистине уникальные сооружения, воздвигнутые в честь наиболее почитаемых богов — Шивы и Вишну.
Баролийский храм Шивы расположен на берегу реки Чамбол в густом лесу. Этот редчайший образец архитектуры создан мастерами в V—VIII веках. Вокруг главного здания, фасад которого обращен к востоку, расположены небольшие усыпальницы. Его высота около 20 метров, на выполненном в древнем стиле “шикхаре” (куполе) установлен калас. Купол богато украшен резьбой. На одной из его сторон установлено высеченное из камня изображе-
ние человека. Легенда гласит, что однажды вор пытался похитить золотые украшения кал аса, но Шива покарал его, превратив в камень. Считается, что этот храм возвел раджа Хоон в знак своей любви к принцессе Пингле, которая впоследствии стала его женой. Весь комплекс Баро-ли, насчитывающий девять храмов, относится к стилю “нагара^ установленные на нем скульптурные изображения датируются VII—XII веками.
В книге “Летопись и памятники древности Раджаста-на” о храмах Бароли говорится:
“Эту архитектуру при ее ошеломляющем великолепии и разнообразии описать невозможно... Здесь скульптура индусской культуры поражает нас своей красотой. Колонны, своды, купола, увенчанные чашеподоб-ными калас. Чтобы описать застывшие в камне рисунки, нанесенные на капители каждой колонны, потребовалось бы недюжинное красноречие. И все это, несмотря на свою древность, сохранилось...”
К сожалению, во времена Великих Моголов памятники Бароли сильно пострадали, некоторые статуи были разрушены и много скульптур просто исчезло. В настоящее время принимаются все меры по охране и реставрации этих ценных памятников древней архитектуры.
ИНДИЙСКИЕ ГРОБНИЦЫ И МАВЗОЛЕИ
Одной из мало известных туристам достопримечательностей Индии является могильный курган в Санчи. Здесь на вершине живописного лесистого холма можно встретить не только древнейшие исторические развалины, но множество архитектурных произведений, высеченных из камня.
Согласно легенде, сразу же после смерти Будды, скончавшегося в Кусинаре, два его главных ученика отправились на проповеди в Южную Индию и на остров Цейлон. По прошествии некоторого времени Цейлон, как пред-
полагают, установил определенные отношения с буддийской областью. Город Санчи служил, вероятно, одной из стоянок на пересечении священных путей.
Первые миссионеры остановили на нем свой выбор, по всей видимости, из-за красоты местности, а также в связи с необходимостью иметь на полпути пристанище для отдыха. На холмах вокруг Санчи находятся многочисленные буддийские здания, впрочем только одно из них имеет большое значение. Буддийский император Асока, встретивший в этом районе свою первую жену, украшал Санчи великолепными архитектурными сооружениями, с которыми в Индии может сравниться только город Бха-рагат.
Центральный курган, за исключением каменной палисады на вершине, был сооружен Асокой в III веке до нашей эры. Это древнейшее и важнейшее из религиозных сооружений, хранящее свою тайну до настоящего времени. В нем никто не осмелился открыть погребальный покой, в котором, судя по преданию, находятся мощи покинутой жены Будды. Насыпь, образующая курган и имеющая более 30 метров в поперечнике, возвышается на платформе больше трех метров высотой и обнесена изгородью. Она имеет каменные стойки до трех метров высотой, на которых лежат широкие перекладины из камня, а все это венчает массивный каменный брус. Четверо ворот, установленных строго по сторонам света и входящих в состав изгороди, остались почти такими же, какими были в момент строительства. За воротами находится коридор, также идущий вокруг кургана.
Самые замечательные (известные) из них, восточные ворота, впрочем, по богатству орнамента они мало чем уступают трем остальным. Группы слонов, вырезанных над массивными четырехугольными стойками и поддерживающих значительно украшенную надстройку, заслуживают самого большого внимания хотя бы из-за оригинальной резьбы, покрывающей спереди и сзади каждый сантиметр этих каменных перекладин..."
Среди бесчисленного множества индийских городов, претендующих на историческое значение, нет, пожалуй, ни одного, представляющего такой интерес для многочисленных исследователей и путешественников, как город Агра. Кроме разнообразных храмов и других восточных зданий, в этом городе и в его ближайших окрестностях есть много мавзолеев и гробниц, известность и слава которых немало содействовала популярности Агры среди туристов.
Гордость Агры составляют, например, мавзолей Тадж-Махал, о котором мы говорили выше, гробница Коронованной Госпожи, гробница Акбара, мавзолей И'тимад-уд-даулаха и некоторые другие. Кратко расскажем о послед них двух...
Великий могольский император Акбар, умерший в 1605 году, когда ему исполнилось шестьдесят два года, еще при жизни выстроил себе великолепную гробницу в Сикандре, предместье Агры. Поступая таким образом, он последовал примеру многих восточных монархов. Но, как выразился английский исследователь, один из лучших знатоков восточной архитектуры Фергюссон, он построил здание...
“... совершенно не похожее на другие гробницы, выстроенные в Индии до него и после него... Оно возвышается в обширном саду, содержащемся в полном порядке, куда ведут великолепные ворота. Посреди сада на возвышенной платформе стоит гробница, имеющая пирамидальную форму. Нижний этаж в тридцать футов высоты прорезан десятью большими арками с каждой стороны и входной аркой еще большей величины, украшенной в середине мраморной мозаикой. На этой террасе стоит другой этаж, гораздо богаче изукрашенный; а на нем возвышаются третий и четвертый этажи того же стиля; все они построены из красного песчаника. Над последним этажом поднимается белая мраморная вышка в сто пятьдесят семь футов с каждой
стороны, или имеющая снаружи ровно половину длины самой нижней террасы; наружные стены представляют собой мраморную решетку с причудливыми рисунками.
Внутри она окружена колоннадой, или галереей, из того же материала, в середине которой на возвышенной платформе находится надгробный камень строителя памятника, чудесное произведение архитектуры, украшенное арабесками самого изящного рисунка. Он возвышается, однако, не на самом месте погребения...”
Главная достопримечательность этого пышного императорского мавзолея находится за дверью в самом нижнем этаже, практически в фундаменте здания. Узкий коридор оканчивается простым сводчатым склепом, где под мраморной плитой без всяких надписей и украшений лежит тело могольского императора.
На саркофаге Акбара с одной стороны находилась надпись: “Аллаху Акбар” (“Бог выше всех”), а с другой — “Ялла Ялалаху” (“Да сияет слава его”). В сад к его гробнице ведут чудесные ворота, представляющие по размерам настоящий дворец, выстроенные из красного песчаника и украшенные богатой мозаикой из белого мрамора. По углам ворот возвышаются минареты высотой почти по двадцать метров, а внутри находятся просторные покои...
Мавзолей Имммтимад-уд-даулаха расположен на восточном берегу реки Джамны напротив города. Он был сооружен для знаменитого выходца из Персии, который был отцом жены Нур-Джехан и главным казначеем императора Джехангира. Мавзолей примерно двадцать метров шириной и высотой, имеет плоскую крышу, на четырех углах которой возвышаются восьмиугольные башни.
В центре нижней части мавзолея, украшенного инкрустацией и мозаиками, расположен покой, где находятся могилы Имммтимад-уд-даулаха и его жены. Изображения обоих усопших, выполненные из желтого мрамора, поражают своей простотой, контрастирующей с богато разукрашенными и раззолоченными стенами.
В павильоне, построенном на крыше мавзолея, находятся копии двух могил, помещенных внизу в центральном покое. Боковые покои нижнего этажа мавзолея украшены живописью, изображающей вазы с цветами и плодами, а их промежуточные стены состоят из решеток, выполненных из мрамора и свободно пропускающих свет. Снаружи и внутри весь мавзолей покрыт блестящим белым мрамором.
ТАИНСТВЕННЫЕ ПЕЩЕРЫ
Впервые о загадочных пещерах в джунглях штата Мад-хья-Прадеш доктор Д.Ф.С. Дварикеш, известный археолог и лингвист, услышал от представителей местных племен. Для них это было заколдованное место, которое, по преданию, посещали “духи усопших” и “неземные существа”, оставлявшие каждый раз после себя цветные изображения на каменных стенах.
Методичный и трудный поиск продолжался более восьми месяцев. Наконец в 1979 году доктор Дварикеш обнаружил пещеры, расположенные по густозаросшим берегам речки Асан близ деревни Пахаргарх. В пещерах сохранились рисунки, изображавшие людей, животных и растения. Древние художники использовали красный, оранжевый, коричневый, голубой, зеленый и желтый цвета. Они, видимо, обладали познаниями в астрономии, потому что сюжеты многих картин связаны с Луной и другими телами Солнечной системы. В некоторых пещерах сохранились каменные орудия труда, выдолбленные в стенах углубления для размола зерен и злаков, а также емкости для хранения воды.
В последующие два года исследователь открыл около шестисот пещер с настенными рисунками, пиктографическими надписями и даже небольшими текстами. Возраст сохранившихся цветных рисунков, барельефов и скульптур, как было затем установлено, составлял... более 25 тысяч лет.
Это обстоятельство вызвало широкий резонанс в научном мире. Проведенные с тех пор детальные обследования пещер позволили ученым сделать важные выводы. Так, например, как утверждает доктор Дварикеш, настенные рисунки, скульптуры и другие находки свидетельствуют о высоком уровне развития человека за многие тысячи лет до считавшейся ранее древнейшей на территории Индии цивилизации Хараппы — Мохенджо-Даро.
Перед исторической наукой встали новые вопросы и проблемы. Например среди более тысячи настенных рисунков неоднократно встречаются изображения животного с явными признаками оленя и быка одновременно. Такие животные не значатся ни в одном из существующих зоологических каталогов. Уникальные находки индийских ученых существенно дополняют представления современной науки об эволюции как самого человека, так и животного мира нашей планеты...
Еще один пещерный комплекс, состоящий из шести храмов, высечен в гранитной горе острова Элефант (Слон). Этот остров находится в акватории большой Бомбейской гавани. Издали остров действительно похож на слона. Храмы комплекса созданы индуистскими монахами в VI— VIII веках нашей эры и посвящены одному из трех верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну) индуизма — Шиве.
Повсюду здесь воспроизведены его многочисленные скульптурные и живописные изображения, прославляющие подвиги величайшего божества — творца всего видимого и невидимого: Шива-Натараджа — покровитель космического танца, Шива-Йагешвара — покровитель йоги и т.д. В центре одного из скальных храмов располагается алтарь Шивы — лингам, который представляет собой каменный полутораметровый цилиндр — символ жизни и бессмертия, бесконечности мира и животворящей энергии.