Центр индийских исследований ИВ РАН

Центр индийских исследований ИВ РАН

КОНФЕРЕНЦИЯ ПНЮА-7 «СЛУГА И ХОЗЯИН», 11–12 октября 2017 г.,

ПРОГРАММА[1]

11 октября, начало заседания в 11.00, КОМНАТА 222, 2-й этаж

11.00–11.30 ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОМА ПНЮА-4 («ХУЛА и ХВАЛА»), ОТЧЕТ о РАБОТЕ над ПНЮА-5 («СТЫД и ГОРДОСТЬ») и ПНЮА-6 («ВЕЩЬ и ПОЛЬЗА)
В мире белых господ: покорность и предубеждения  
11.30–12.05. А.А. Суворова (ИВ РАН) От шахской кормилицы (dāī) до туземной няньки (āyā)  
12.05–12.40. К.А. Демичев (НИУ-РАНХиГС)   Быт на марше: обслуживающий персонал европейских путешественников в Северо-Западной Индии (первая половина XIX в.)  
12.40–13.15. С.Е. Сидорова (ИВ РАН)   На кухне европейского бунгало: повара и кхидматгары
13.15–13.50. Р.Д. Сенасингхе (РУДН) Цейлонские слуги в восприятии подданных Российской империи в XIX–начале XX вв. (имагологический аспект)
13.50–14.25. К.А. Демичев (НИУ-РАНХиГС)   В «тени» владеющих пером: досуг и развлечения европейских слуг во время индийских путешествий (первая половина XIX в.)

Перерыв и ланч 14.25–15.15 (комн. 262а)

В повседневности возвышения: служба и служение  
15.15–15.50. KENOTE PAPER А.М. Дубянский (ИСАА МГУ) Слуга и хозяин – динамика взаимоотношений (смена ролей и статусов)
15.50–16.25. И.П. Глушкова (ИВ РАН) Между жерновом и ситом. «Кухонная» поэзия домашней прислуги (XIV в.?, Индия)
16.25–17.00. Н.А. Железнова (ИВ РАН) Услужение (вайявриттья) как основа социального взаимодействия в дигамбарской общине
17.00– 17.35. С.И. Рыжакова (ИЭА РАН) Sevā за tālīm: домашнее услужение учеников в контексте музыкально-танцевальных традиций Индии

12 октября, начало заседания в 11.00

ЗАЛ УЧЕНЫХ СОВЕТОВ, 3-й этаж

В повседневности унижения: труд и вознаграждение  
11.00–11.35. А.А. Мельникова (МГИМО [У] МИД) Малооплачиваемые и униженные: экономика домашнего обслуживания в Индии
11.35–12. 10. М.В. Караваев (МГИМО [У] МИД) Слуги «слуг народа»: модели принуждения. Часть 1  
12.10–12.45. В.С. Фирсова (Библиотека РАН, Санкт-Петербург) Практика найма слуг и ее трансформация в индийской диаспоре в Японии  
12.45–13.20. В.П. Титов (МГУДТ) Шерпы ближе всех к небу Южной Азии: отношения между слугами-носильщиками и хозяевами-альпинистами
13.20–13.55. М.В. Караваев (МГИМО [У] МИД) Слуги «слуг народа»: модели принуждения. Часть 2
13.55–14.30. М.В. Хайцева (ИВ РАН) Рэкетиры из трущоб: прислуга и мафия в современном Карачи

Перерыв и ланч 14.30–15.15 (комн. 262а)

В художественном воображении: литература и кино  
15.15–15.50. Н.В. Колесникова (ИВ РАН)   В чужом пространстве: выдавливание из себя раба (рассказ В.С. Найпола «Один из многих»)
15.50–16.25. Г.В. Стрелкова (ИСАА МГУ) Современная служанка перед выбором: обслуживание, служение или самовыражение?
16.25–17.00. Е.Ю. Ванина (ИВ РАН)   Мир домашней челяди в болливудском кино (на примере фильма «Слуга»)

17.00–?

Круглый стол «ПОДВЕДЕМ ИТОГИ СЕМИЛЕТКИ?»

ТЕЗИСЫ (в алфавитном порядке)

Центр индийских исследований ИВ РАН - student2.ru

Е.Ю. Ванина,

Институт востоковедения РАН

И.П. Глушкова,

Институт востоковедения РАН

Между жерновом и ситом.

«Кухонная» поэзия домашней прислуги (XIV в.?, Индия)

Центр индийских исследований ИВ РАН - student2.ru В современной Махараштре Дзана-баи является одной из самых «задействованных» (наряду с Днянешваром, Намдевом и Тукарамом) фигур маратхиязычного бхакти (Vārkarī panth): она иллюстрирует социальную и гендерную всеохватность направления персонального девоционализма в индуизме. Нарративы помещают ее в дом Намдева (XIII–XIV), где она мелет зерно, метет полы, стирает белье, готовит пищу, заготавливает кизяк и т.д. Эта информация содержится в приписываемых ей гимнах, которыми она сопровождала монотонную работу, обращаясь к богу Витхобе / Виттхалу и называя его преимущественно женскими апеллятивами Виттх(а)л-аи / Виттхал-баи. Сочувствующее божество не только облегчает участь труженицы, «натирая до волдырей ладони» и «заливая потом собственное облачение», когда вертит тяжелый жернов или несет на голове плетенку с мусором, но и ухаживает за ней на интимном уровне: «льет воду», когда та моет голову, «выбирает из волос вшей» и «заплетает косы».

Финалы гимнов помечены формулами, где их автор сообщает свой статус: «служанка Дзани» / dāsī Janī и назвает хозяина: «намина Дзани» / Nāmayāci Janī. Тем не менее, отсылки к Намдеву (Наме) встречаются нечасто, а локализации «кухонной» деятельности не происходит вовсе. Описание взаимодействия между женщиной и богом в большей степени конструирует модель одного из девяти видов бхакти – dāsya bhakti, т. е. поклонения по типу «слуга–хозяин». Однако парадокс данного сюжета заключается в том, что и Витхоба, переворачивая оппозицию, также всеобъемлюще «обслуживает» своего адепта.

Объем сведений о Дзани стал нарастать со 2-й половины XVIII в. за счет «раскручивания» агиографом Махипати лаконично упомянутых деталей, что впоследствии вошло в иконографию поэтессы. Гонорифик bai, «женщина», как и эпитет «святая» (sant) в препозиции, со временем превратились в компоненты имени. Песнопения Дзана-баи начиная с первого печатного издания Намдева (1892) помещаются внутри его творений. Их число выросло с 75 до 351 в одной из последних публикаций (1999). До 1990-х годов дебатировались гипотезы о существовании раскиданных в промежутке XIII–XVII вв. четырех Намдевов и трех Дзана-баи, однако вопреки стилевому многоголосью, лексической неоднородности и историческим нестыковкам, в XXI в. вошел единственный Намдев с единственной служанкой Дзана-баи, ставшей в гендерной тематике знаменем «поднимающих голову угнетенных женщин Востока». Тем самым культурно-политические приоритеты современной Махараштры превратили dāsī в культовый персонаж.

К.А. Демичев,

К.А. Демичев,

А.М. Дубянский,

Институт Азии и Африки МГУ

KEY-NOTE

CЛУГА И ХОЗЯИН – динамика взаимоотношений (смена ролей и статусов)

Н.А. Железнова,

Институт востоковедения РАН

Услужение (вайявриттья)

Караваев М.В.,

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД

Н.В. Колесникова,

Институт востоковедения РАН

Мельникова А.А.,

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД

Малооплачиваемые и униженные:

С.И. Рыжакова,

Институт этнологии и антропологии РАН

Sevā за tālīm: домашнее услужение учеников

Р.Д. Сенасингхе,

Российский университет дружбы народов

Сидорова С.Е.,

Институт востоковедения

На кухне европейского бунгало: повара и кхидматгары

Центр индийских исследований ИВ РАН - student2.ru Джулия Мэйтлэнд, жена колониального чиновника в Мадрасе, впервые оказавшись в Индии, удивлялась огромному числу слуг в европейских семьях. «При каждой лошади есть человек, а при каждой собаке — мальчик», — сообщала она в письмах в Англию. Обязанности по хозяйству были раздроблены на множество функций и распределены между машалчи (факельщиками/посудомойщиками) и мальчиками на побегушках, подметальщиками и теми, кто стирал пыль, мали (садовниками) и сборщиками плодов с деревьев, кули для работ по саду и кули для закупок, привратниками и панкхавалами (слугами, обмахивавшими хозяев «опахалами»), кхансаманами (дворецкими) и конюхами, айя (нянями) и прачками, хукка-бардарами (теми, кто организовывал курительный процесс) и абдарами/аюбдарами (охладителями напитков), и т.д.

В фокусе доклада — одна группа помощников — повара (cook) и кхидматгары (официанты в домах и повара во время передвижений). По выражению еще одной английской хозяйки в Индии, Анни Флоры Стил, «половина комфорта» жизни европейцев в колонии зависела от «чистой, полезной и удобоваримой еды». Поэтому ответственные за рацион и приготовление пищи слуги были одними из ключевых фигур в колониальном быту. Они приспосабливались к европейскому кухонному ремеслу и приучали белых господ к местным вкусовым традициям, смешивая различные кулинарные практики в горшках, котелках и кофейниках.

На данном этапе исследования задача состоит в накоплении и сведении воедино рассыпанной по колониальным текстам информации о положении этой группы помощников в иерархии индийских слуг, их кастовой и этнической принадлежности, предъявляемых к ним требованиях, наборе обязанностей, размере вознаграждения, формах наказания/поощрения, способах/языках общения и уровне взаимопонимания с английскими господами ( в том числе через вкусовые пристрастия/привычки, формирование меню и столовый этикет), а также об утвари и методах приготовления пищи.

Г.В. Стрелкова,

А.А. Суворова,

Институт востоковедения РАН

От шахской кормилицы (dāī) до туземной няньки (āyā)

Среди всех категорий индийской женской прислуги самую значительную эволюцию претерпели кормилицы, на протяжении веков считавшиеся на мусульманском Востоке привилегированным сословием. Высокий статус кормилиц объяснялся историческим прецедентом — глубоким уважением, которое питал пророк Мухаммед к своей кормилице Халиме бинт Абу Зуайб.

В эпоху Великих Моголов кормилицами (dāī) становились женщины высокого происхождения (в частности, жены военной знати). В шахских гаремах, где роды были важнейшим и частым событием, кормилица, также исполнявшая функции повитухи, играла решающую роль. Только она могла засвидетельствовать первенство и порядок рождения того или иного отпрыска падишаха. Неудивительно, что dāī обладали влиянием при дворе и большими личными состояниями, которые они тратили на строительство мечетей и мадраса. В свою очередь правители возводили любимым кормилицам роскошные гробницы.

Наиболее прославились кормилица падишаха Хумаюна — Бу Халима, кормилицы Акбара — Махам Анга (angah — почетный титул любой шахской кормилицы) и Джиджи Анга, кормилица Шахджахана — Даи Анга, а также Панна Даи — кормилица правителя Мевара, Удай Сингха II, пожертвовавшая родным сыном, чтобы спасти сына «молочного». Муж шахской кормилицы носил титул atgah — «приемный отец», а ее родной сын — титул kokah — «молочный брат» падишаха.

Центр индийских исследований ИВ РАН - student2.ru С ростом британского присутствия роль кормилицы резко изменилась: она потеряла высокий социальный статус и привилегии, перейдя в разряд домашней туземной прислуги с функцией няньки и получив наименование португальского происхождения āyā: британские леди предпочитали нанимать христианок из бывших португальских колоний. Однако христианок на всех не хватало, и подавляющее большинство āyā были мусульманками или низкокастовыми индусками.

Судя по мемуарной и эпистолярной литературе XIX в., британки относились к туземным нянькам с антипатией как к «грязным лгуньям и воровкам» и расистской предвзятостью (темный цвет кожи ассоциировался у них с «грязью»). Вопреки антипатии они доверяли туземкам вскармливание своих детей, поскольку британские акушеры утверждали, что в тропическом климате кормление грудью угрожает здоровью матери. Зачастую индийских кормилиц насильно увозили в метрополию, где бросали на произвол судьбы. Вместе с тем, многие выдающиеся британские писатели, родившиеся и получившие воспитание в Индии (У. Теккерей, Р. Киплинг, Дж. Оруэлл, Дж. Корбетт, Мэри Кей), вспоминали о роли, которую сыграла в их детстве āyā, давшая своему воспитаннику первые уроки понимания чужой культуры.

В.П. Титов,

Московский государственный университет дизайна и технологии

Шерпы ближе всех к небу Южной Азии:

В.С. Фирсова,

Библиотека РАН (Санкт-Петербург)

Практика найма слуг

М.В. Хайцева,

Институт востоковедения РАН

Рэкетиры из трущоб:

Центр индийских исследований ИВ РАН

КОНФЕРЕНЦИЯ ПНЮА-7 «СЛУГА И ХОЗЯИН», 11–12 октября 2017 г.,

ПРОГРАММА[1]

11 октября, начало заседания в 11.00, КОМНАТА 222, 2-й этаж

11.00–11.30 ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОМА ПНЮА-4 («ХУЛА и ХВАЛА»), ОТЧЕТ о РАБОТЕ над ПНЮА-5 («СТЫД и ГОРДОСТЬ») и ПНЮА-6 («ВЕЩЬ и ПОЛЬЗА)
В мире белых господ: покорность и предубеждения  
11.30–12.05. А.А. Суворова (ИВ РАН) От шахской кормилицы (dāī) до туземной няньки (āyā)  
12.05–12.40. К.А. Демичев (НИУ-РАНХиГС)   Быт на марше: обслуживающий персонал европейских путешественников в Северо-Западной Индии (первая половина XIX в.)  
12.40–13.15. С.Е. Сидорова (ИВ РАН)   На кухне европейского бунгало: повара и кхидматгары
13.15–13.50. Р.Д. Сенасингхе (РУДН) Цейлонские слуги в восприятии подданных Российской империи в XIX–начале XX вв. (имагологический аспект)
13.50–14.25. К.А. Демичев (НИУ-РАНХиГС)   В «тени» владеющих пером: досуг и развлечения европейских слуг во время индийских путешествий (первая половина XIX в.)

Перерыв и ланч 14.25–15.15 (комн. 262а)

В повседневности возвышения: служба и служение  
15.15–15.50. KENOTE PAPER А.М. Дубянский (ИСАА МГУ) Слуга и хозяин – динамика взаимоотношений (смена ролей и статусов)
15.50–16.25. И.П. Глушкова (ИВ РАН) Между жерновом и ситом. «Кухонная» поэзия домашней прислуги (XIV в.?, Индия)
16.25–17.00. Н.А. Железнова (ИВ РАН) Услужение (вайявриттья) как основа социального взаимодействия в дигамбарской общине
17.00– 17.35. С.И. Рыжакова (ИЭА РАН) Sevā за tālīm: домашнее услужение учеников в контексте музыкально-танцевальных традиций Индии

12 октября, начало заседания в 11.00

ЗАЛ УЧЕНЫХ СОВЕТОВ, 3-й этаж

В повседневности унижения: труд и вознаграждение  
11.00–11.35. А.А. Мельникова (МГИМО [У] МИД) Малооплачиваемые и униженные: экономика домашнего обслуживания в Индии
11.35–12. 10. М.В. Караваев (МГИМО [У] МИД) Слуги «слуг народа»: модели принуждения. Часть 1  
12.10–12.45. В.С. Фирсова (Библиотека РАН, Санкт-Петербург) Практика найма слуг и ее трансформация в индийской диаспоре в Японии  
12.45–13.20. В.П. Титов (МГУДТ) Шерпы ближе всех к небу Южной Азии: отношения между слугами-носильщиками и хозяевами-альпинистами
13.20–13.55. М.В. Караваев (МГИМО [У] МИД) Слуги «слуг народа»: модели принуждения. Часть 2
13.55–14.30. М.В. Хайцева (ИВ РАН) Рэкетиры из трущоб: прислуга и мафия в современном Карачи

Перерыв и ланч 14.30–15.15 (комн. 262а)

В художественном воображении: литература и кино  
15.15–15.50. Н.В. Колесникова (ИВ РАН)   В чужом пространстве: выдавливание из себя раба (рассказ В.С. Найпола «Один из многих»)
15.50–16.25. Г.В. Стрелкова (ИСАА МГУ) Современная служанка перед выбором: обслуживание, служение или самовыражение?
16.25–17.00. Е.Ю. Ванина (ИВ РАН)   Мир домашней челяди в болливудском кино (на примере фильма «Слуга»)

17.00–?

Наши рекомендации