Глава 1 – « У истоков рождения села Саминский погост».
«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших.
И рассмотрите, и расспросите о путях древних,
где Путь добрый,
И идите по нему, и найдёте покой душам вашим.»
Библия, Ветхий завет, «Книга пророка Иеремии».
История села Саминский погост уходит корнями в далёкое прошлое.
В первом тысячелетиии на побережье Онежского озера обитали финно – угорские племенные объединения. В древнерусских летописях упоминаются жившие южнее и восточнее Онежского озера племена весь, чудь и лопь.
Около 10 века на берегах Онежского озера появились новгородские словене. Следом за Новгородскими данщиками продвигались на северо – восток и новгородские земледельцы – смерды. Они осваивали в первую очередь плодородные и доступные земли в долинах рек, впадающих в Онежское озеро - Андомы и её притока реки Самино. Так появилась Обонежская пятина, которая получила своё название по Онежскому озеру, которое она «обнимала» со всех сторон. Пятина находилась на северо – востоке и севере от Новгорода, граничила на западе с Вотской, на юге с Деревской, и на юго – востоке с Бежецкой, пятинами.
Новгородская земля по сложившимся традициям описывалась по административным округам – погостам. В 11 -14 веках на территории Восточного Обонежья складывается и постепенно расширяется сеть новгородских погостов – гнездовых поселений, состоящих из нескольких деревень, объединённых общим названием (обычно погосты именовались по названиям рек, в долинах которых они располагались) К 14 веку сложились основные погосты Обонежской пятины. Заонежские погосты делились на 4 стана: Оштинский, Олонецкий, Вытегорский, Водлозерский. Саминский погост был одним из 81 погостов Обонежской пятины и входил в состав Андомского Никольского погоста Олонецкого стана.
Из письменных источников Ревизских сказок, хранящихся в Центральном государственном архиве древних актов, известно, что в Андомском погосте (территория Самино принадлежала Андомскому погосту) есть « деревня за Городищем».
Первые упоминания о деревнях, расположенных на реке «Сямине» известны из «Писцовых книг Обонежской пятины Ю. Сабурова от 1496 г»:
«Деревня Лахнова гора на реке на Саме. Дмитрок Семёнов, Лучка Тимофеев, Сава Степанов, Карпик Панфильев, Иванко Григорьев, Оксенко Фёдоров, Фетка Матвеев да двор пуст. Пашни двадцать чети в поле, а в дву по тому ж, сена пятьдесят копен. Две обжи».
«Деревня на Сямине ж Чокуевских, а в ней Якимко Петров, Павел Исаков, Нечайко Кипров, Микифорко Еремеев, двор пуст. Пашни пять чети да перелогу пять чети в поле, а в дву по тому ж, сена». (Приложение 2)
«Деревня за Городищем Онтоновская Яковлевская на Саме. Павелко Кузмин, Зиновка Яковлев, Иванко Яковлев, Костя Фёдоров, Терех Еремеев»
Разделение Обонежских уездов на погосты сохранилось до 1917 г. В древности погосты, были немноголюдны: деревни, входившие в погосты, обычно состояли из одного, редко из двух домов. Так, например, в деревне Подъелье: было 3 дома, проживало 12 мужчин, 16 женщин., в деревне Дмитровский починок - 4 дома, проживало 9 мужчин, 10 женщин., Харитоновская пустошь (Киселёва) – 4 дома, проживало 16 мужчин, 12 женщин.
Со временем деревни расстраивались и нередко несколько соседних деревень соединялись и получали общее название. В таком укрупнённом виде многие древние Новгородские погосты здесь сохранились до нашего времени.
Всего «при реке Сямине насчитывалось 44 деревни. В них проживало 1105 мужчин и 1208 женщин, занимая в общей сложности 374 двора. В деревнях этой местности насчитывалось 2 церкви, 9 часовен, 5 кузниц, 11 мельниц.
При образовании Вытегорского уезда в 1774 году в него вошли Вытегорский, Оштинский, Мегорский, Андомский и Пудожский погосты и несколько волостей. По колличеству деревень и численности населения, крупнейшими из них были Вытегорский и Андомский погосты. Андомский погост делился на два конца – Саминский и Пятницкий.
Центром Саминского погоста было слияние двух крупных деревень, находящихся на Пудожском тракте: деревни Титово и Силово , остальные деревни погоста живописно располагались вокруг него по холмам и берегам реки Самино, ручьёв и озёр, среди пахотных земель и выгонов.
Как правило, эти деревни не имели регулярной планировки и не знали улиц: каждый крестьянский дом со всеми хозяйственными строениями возводился в соответствии со вкусом и возможностями застройщика, определяясь лишь рельефом и климатическими условиями. И только позднее, в 18 – 19 вв., по мере роста населения, планировка деревень приобретала более регулярный характер: обычно дома выстраивались в один или два порядка вдоль тракта или реки. Застройка Саминского погоста была исключительно деревянной. Архитектура крестьянских домов была простой, наибольшей популярностью пользовался тип пятистенки с самцовой крышей, выходившей на улицу торцовым фасадом, как правило, в три окна. Как установлено, подобный тип домов имеет новгородское происхождение. Крестянская архитектура Юго – Восточного Обонежья попроще и поскромнее архитектуры Северного Обонежья. Возможно, это обстоятельство в какой- то степени объясняется издавна существовавшей здесь экономической зависимостью крестьян от владельцев – помещиков и монастырей. Известно, что ещё в 15 веке многие деревни Восточного Обонежья входили в состав боярщины крупнейших Новгородских бояр – землевладельцев: Борецких, Морозовых, Патрикеевых, Нагаткиных. Крупные владения здесь имели: Хутынский и Юрьев монастыри. Правда, в 16 веке, после «свода» новгородских бояр, многие волости оказались «чёрными». Деревни Саминского погоста относились к «Государевым деревням».
Главной деятельностью жителей села Саминский погост было хлебопашество: выращивали рожь, овёс, ячмень. Сеяли горох, лён, репу. Некоторые крестьяне занимались скотоводством, охотой, плотничеством. Ловили рыбу, благо в окрестностях села, было много озёр и рек ( Самина, Ялега, Кукарека, Куржекса). Зимой занимались вывозкой дров и брёвен, заготовки которых производились вблизи деревень.
Из воспоминаний жителей села Саминский погост:
· Казначеева Мария Михайловна (деревня Титова): «В реке Самине, около каменных плит, водился лосось».
· Ратькова Мария Михайловна: «До революции в Самино было развито кожевенное производство».
· Софронова Мария Михайловна: «Жили в деревнях большими семьями, по четыре брата с семьями, хозяин – отец».
· Припонова Мария Яковлевна: «Ели картошку, репу, брюкву, редьку, грибы собирали, ягоды. Квас варили в бочках, делали солод, квас был сладкий».
· Запольская Александра Яковлевна: «Из репы готовили «сусло» - сок из выпаренной репы: в корчагу клали нарезанную репу, заливали водой и ставили в русскую печь. «Сусло» сверху посыпали толокном. Из гороха делали гороховую муку, из неё пекли лепёшки, пироги. Толокно заваривали в горячем молоке, получалась «заваруха», в неё макали блины. Из ржаной муки делали «загусту»- ржаную кашу: муку заваривали кипятком, чтобы получилась не очень густая и не очень жидкая каша, добавляли сметану. Ели «загусту» из деревянной миски, расписными деревянными ложками. На ночь ели лёгкое кушанье: бруснику с песком, залитую кипятком. Из ячменя готовили кофе: ячмень поджаривали, затем мололи на меленке. В ячменный кофе добавляли размолотый цикорий (цикорий специально выращивали для этой цели. Такое кофе пили с топлёным молоком. В начале и в конце жатвы домой привозили по снопу ржи, ставили их в угол, и поклонялись им. Отходы, полученные после обработки льна, называли «отрепье», из них изготовляли мешки, портянки, паклю, «рукотёрки (полотенца). Осенью и зимой устраивали посиделки, девушки приходили на посиделки в гарусных платках ( гарус – шерстяная ткань с блёстками). На посиделках пряли, пели песни, плясали, девушки даже сидели у парней на коленях».
· Левина Татьяна Егоровна: «Катались на дровнях, на санях с горок зимой. Ходили на бесёды, прялица в руки. Парни приходили с гармошкой, с песнями».
· Софронова Мария Михайловна: «До революции в Самино был только фельдшер, который лечил за взятки. Во время поста ему носили масло за рыбий жир». Собирали для лечения траву трёхлистник, вакх, калган –корень и другие травы. Были в деревнях и повивальные бабки, которые помогали роженицам».
Глава 2. Саминский приход.
В Вытегорский край свет православной веры принесли Новгородские монахи – миссионеры. Освоение Севера началось в 11 -12 веках, с целью расширения территорий для лесного и рыбного промыслов. Наряду с промысловыми людьми в наши края шли люди священного чина, которые активно занимались православным просвещением. С 14 века усилилось движение иноков в «пустыни» - для молитвенного подвига.
В Новгородской (республике) 1136 г. существовала практика передачи земельных владений от дедов - отцам, от отцов – сыновьям. Такие наделы именовались «дединами» и «вотчинами». Иногда земельные владения бояр передавались не по наследству, а лицам духовного сословия, церквям и монастырям на «помин душ своих родителей» или на «помин собственной души». Так в наших краях появились владения Новгородских монастырей: Юрьевского, Хутынского, Муромского.
А.В.Камкин «Православная церковь на Севере России» отмечает: «В трудноразличимой дали скрывается история первых северных приходов. Вероятно, по началу, они могли формироваться вокруг монастырских храмов, которые возникли здесь в первые века христианизации. К ним и тянулись крестьяне ближайших деревень». Известно по документам, что деревни, расположенные по берегам реки Самино вошли в состав Саминского прихода (1652г), который изначально принадлежал к Нигижемской волости Пудожского уезда и назывался «Выставкой Водлозерского стана, а под церковью состоял Андомскою» (в Андомском Никольском приходе находилось подворье Муромского и Хутынского монастырей).
В Церковно–историческом Атласе Вологодской области находим информацию по Саминскому приходу: « Принадлежность – Государева выставка на реке Самине. Погост. Престолы - во имя Ильи Пророка и Святых великомучеников Флора и Лавра. (Примечание: « Новая волость с церковным погостом «поселилась вновь после писцов»; две церкви построены вновь)».
«На Самине Государевы старые деревни (Примечание: к 1722 - 1723г. влились в Саминскую волость.
А.В. Камкин: «Основной духовной и организационной ячейкой Православной церкви всегда был приход – устойчивое сообщество верующих, проживающих в одной местности. В сельской местности границы прихода чаще всего охватывали исторически сложившуюся волость или её часть. Пределы прихода тщательно оговаривались и утверждались церковной властью и не могли меняться без её санкции. Центром прихода всегда был храм, духовным отцом – священник». « С конца 15 века – и это имело исключительно важное, значение - повсеместно развернулось строительство деревенских церквей самими крестьянами, «на мирском иждивении». Северорусские волости – эти земледельческие оазисы, ценой упорного труда нескольких поколений крестьян, отвоёванные и окультивированные, стали освящаться храмостроительством. Жизнь в них дополнялась новым содержанием: к привычной кооперации труда и воли добавлялось единство веры, потребность в религиозно – духовном общении. С этого времени необъятный край окончательно вошёл в сферу единой русской православной культуры, её ориентиров и ценностей».
К Саминскому приходу относились деревни: Титова, Дмитровский починокь, Крюковская, Чекова, Силова, Ульяшова на Самине, Подьелье село (Подьельщина), Чивкоевь ручей, Никулина, Вашукова, Успажье на Самине, Кузнецовская (Лечина), Мишина, Полежаевь ручей (Пнёво), На Пустоши, Анциферова, Лахнова гора, Пигарёва, Фёдоровская ( Гавровщина), Загородище, Антанова, Каншина, Фешова, Малашова (Ершова), Максимова, Кикачёва, Харитоновская пустошь (Киселёва), Ильинцы, Рябовская пустошь ( Рябовщина), Степановская пустошь (Новая), Антоновская пустошь ( Большая), Антоновская пустошь ( Горняя), Антоновская пустошь ( Першина), Побережье ( Слобода), Олфина ( в дальнейшем эти деревни образовали Титовское общество).
Всего в этих деревнях было: 404 дома, в них проживало: 1215 – мужчин, 1245 – женщин.
Глава 3.