История рождения храма Илии Пророка

В селе Саминский погост.

О, вид смиренный и родной

Берёзы, избы по буграм

И отражённый глубиной,

Как сон столетний,

Божий храм.

Н.Рубцов

Всё началось с осознанной потребности иметь христианский храм рядом с жильём, ощущать помощь Божию в трудах и помыслах, дополнять свои будни и праздники молитвой. Знающие и грамотные Саминские люди сочинили «Мирское прошение» архиерею. Крестьяне писали, « что без храма душевно гибнут; родильницы без молитвы бывают многое время, младенцы без крещения, больные и престарелые без покаяния и без причащения Святых тайн помирают».

Затем сельский сход избрал специальных мирских посыльщиков, которые и отправились в дальний путь – в кафедральный город Новгород. Там они испрашивали у преосвящённого Никона благословенную («храмозданную») грамоту. Только наличие такой грамоты означало законное, канонически правильное начало дела. Исследователи - фольклористы Карельской Академии наук: Н.А.Криничная, В.И. Пулькин «Вытегорье – корабельная сторона» отмечают в Дневниках экспедиции в Самино в 1971г: «Записали бытовой рассказ – предание о том, как, выбрали крестьяне ходока: надо ведь пойти в Новгород, поклониться архиепископу, получить благословение. Собрали мирскому человеку рубль денег, дали вязку лаптей впрок, полотна на онученьки. И пошёл он встречь ветру - шелоннику – лапотками топ, да топ, оборочками на онученьках свись, да свись. … Был тот мужик, помнят из ближней деревеньки Титово».

С благословенной грамотой посыльщики возвратились домой, и начались новые хлопоты: мир искал и нанимал «церковных мастеров» для строительства храма: (на Русском Севере существовали храмостроительные школы, формировавшиеся на базе плотницких артелей, состоящих из местных жителей, или включавших их в свой состав в качестве наёмных рабочих. Такие артели являлись подрядчиками строящихся храмов, в то время, как в роли заказчика выступал волостной мир), заботился о приобретении церковной утвари, сосудов, книг, подсвечников, облачений. Таким образом, строительство храма в селе Саминский погост было порождением народной воли, благославляемой церковной властью.

О построении первой церкви Илии Пророка в селе существует предание, что «будто бы церковь эту прихожане хотели поставить на высокой горе, которая называлась «городком», но без благословения Божьего и указания места, не решились начать постройку, дали «обет»: где лес этот остановиться, на том месте и начать постройку храма. Лес, заготовленный на постройку, был спущен на воду и по течению реки лес проплыл мимо этой высоты и остановился в 200 саженях ниже «городка», на плоском, сухом, ровном месте.

И ещё одно предание о строительстве Ильинского храма: « Стоит церковь на месте святых родников – источников, место было топкое, болотистое. Оттого поставили церковь на «столбах», позднее ушедших в землю. Столбы забивали « копром». Как и учреждение Саминского прихода, строительство храма относят к 1652г.

Освящён храм во Имя Святого Илии Пророка. Простоял храм 40лет, по причине частых пожаров возможно сгорел.

В 1656 году рядом с первой церковью Илии Пророка возводят новую церковь, получившую освящение во имя Святых Флора и Лавра.

Строительство нового храма началось в 1692 году, освящён был в 1702 году, в честь Илии Пророка (на Русском Севере многие из Ильинских церквей были выстроены Новгородцами одними из самых первых, часто на месте языческих святилищ, посвящённых Перуну во всех его ипостасях).

Храм был построен на возвышенном месте, в центре села и отныне он всегда играл ведущую роль в облике всего прихода и окружающего естественно – природного ландшафта. Видимый издалека, он зрительно объединял всё окружающее пространство в целостный ансамбль. ( Приложение №6).

В дальнейшем, как минимум дважды в своей истории Ильинский храм перестраивался. Во второй половине 18 века была увеличена высота шатра и взамен старого балочного потолка устроено «небо». В 19 веке сруб обшили досками, расширили окна, к трапезной пристроили колокольню.

В конце 19 века, в 1897 г., рядом с храмом Илии Пророка, возводится ещё один храм (он перестраивается с фундамента деревянной церкви Флора и Лавра) и освящается во имя Тихвинской Иконы Божьей Матери. «Массивный, грузный объём церкви, крестообразной в плане, с её тяжёлым пятиглавием и двускатными фронтонами ризалитов на фасадах, явно подражает формам каменной архитектуры. Рядом с устремлённым ввысь одухотворённым силуэтом Ильинской церкви, Тихвинский храм кажется придавленным к земле, статичным и безжизненным. При этом надо отдать должное мастерству строителей Тихвинской церкви, они проявили немало выдумки, умения и терпения, воспроизведя в дереве все эти профилированные карнизы и пилястры, фронтоны и сандрики». ( А.А. Рыбаков « Вытегра и её окрестности»). Приложение № 7).



Наши рекомендации