Принципы организации экспозиции
Художественное проектирование экспозиций включает следующие основные этапы: составление тематической структуры, тематико-экспозиционных планов и сценария. Тематическая структура определяет основные темы и разделы, тематико-экспозиционный план дополняется сведениями об экспонатах, их размерах, способах и средствах показа. Оба документа подготавливаются музеем.
Сценарий представляет собой развернутый тематико-экспозиционный план с указанием характеристики пространства, художественных , сюжетных, изобразительных и технических средств и приемов, необходимых для воплощения каждого пункта плана, где форма показа и содержание взаимно увязываются в совместной работе научных сотрудников и художника. Архитектурное проектирование здания должно исходить из сценария, дать ему пространственное выражение, которое подчеркивает его цельность, создать возможности для правильной расстановки акцентов (рис. 1 - 5).
Основой экспозиционного показа в музеях являются подлинные экспонаты, которые объединяются в тематические комплексы для раскрытия содержания.
Тематический комплекс может включать несколько планов показа с различной степенью детализации представленного материала , чтобы удовлетворить запросы разных категорий посетителей. Этой же цели служат специально запроектированные информационные службы (или средства). Дл я усиления эмоционального и художественного воздействия в экспозиции широко применяются разнообразные художественно-технические средства, составляющие вместе с подлинными экспонатами целостный зрительный ряд.
Организация визуальной стратегии поведения посетителей подразумевает возможность охвата и оценки экспозиции в целом для принятия решения по последовательности и деятельности дальнейшего осмотра.
С учетом психофизиологических особенностей восприятия посетителей и тематического построения экспозиции определяют зоны повышенной зрительной информации и зрительной разрядки. Острота восприятия притупляется от однообразия цвета и безликости пространства. Поэтому в экспозиции важно иметь специальные зоны для переключения внимания посетителей и отдыха.
При построении графика осмотра центральные места в экспозиции следует отводить для размещения ведущих экспонатов, выделяемых средствами художественного оформления (светом, цветом, фоном, обрамлением).
Практика эксплуатации музеев показывает, что в большинстве случаев необходимая и достаточная высота экспозиционных залов составляет 4 ,2 - 4 ,5 м, высота экспозиционного пояса 1 ,5 - 1 ,7 см на расстоянии 80 - 90 см от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 20 - 50 м. Загрузка площади экспозиционного пояса экспонатами принимается равной 50 - 60 %. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным его двойной высоте. Целостность зрительного восприятия экспозиционного пространства ограничивается 24 м.
Загрузка пола крупными экспонатами и витринами принимается в пределах 20 - 30 %, главный проход 2 - 3 м и второстепенный 1 ,5 - 2 м. Перед ведущими экспонатами желательно оставлять свободное пространство в 10 - 15 см2 .
Экспозиционная площадь на одного посетителя составляет 3 - 4 м2 .
При проектировании залов следует стремиться к сокращению оконных и дверных проемов, жестко фиксированных конструктивных опор и перегородок, затрудняющих перепланировку и организацию экспозиции.
Для соблюдения этих требований архитектор должен использовать все многообразие имеющихся в его распоряжении средств: выбор общей схемы здания, этажности, уровней пола и по толка, пластики объемов и пространств, световых и цветовых акцентов, создание композиционных акцентов и т.п. Обратное влияние - от здания к экспозиции наблюдается при использовании старых зданий, где структура экспозиции должна строиться в соответствии с композиционным развитием существующих интерьеров.
Интерьер должен быть организован с учетом движения и восприятием посетителей удовлетворять двум условиям:
а) свобода выбора маршрута осмотра, которая дает возможность посетителю пройтись по своему маршруту или ограничиться осмотром ведущих разделов, минуя остальные. Это достигается созданием центрального ядра - распределительного пространства, которое становится вводным залом, местом сбора экскурсий. Отсюда можно пройти в любой из залов, что обеспечивает простой график движения посетителей. В развитии этого приема возникает система веерного радиального размещения залов вокруг ядра композиции (Национальный музей археологии в Сиракузах).
Свобода выбора маршрута может быть достигнута организацией экспозиции в едином недифференцированном пространстве.
б) дифференциация экспозиции в зависимости от запросов посетителей.
Следует удовлетворить интересам основных двух групп посетителей -
впервые знакомящихся с экспозицией и ранее посетивших музей. Выборочное ознакомление с музейными коллекциями посетителями первой группы достигается организацией «первого» плана экспозиции, состоящий из важнейших экспонатов, вызывающий наибольший художественный или исторический интерес, и «второго» плана, рассчитанного на посетителей, приходящих с учебной, образовательной или научной целью. Этим требованиям отвечает размещение в центральной части залов плана экспонатов для свободного осмотра, а второстепенных — по периметру стен. Широко применяются приемы создания основных крупных залов и сопутствующих им малых помещений. В проекте Национального музея археологии в Сиракузах предусмотрен входной вестибюль, вводный зал, индивидуальные аванзалы перед каждой секцией. Каждая секция расширяется таким образом, чтобы посетитель мог ограничиться обзором основной, а специалист нашел бы дополнительное число экспонатов в малых залах со строгой классификацией, хронологией и сопроводительными пояснениями. Возможен вариант планировки музея из нескольких самостоятельных музеев, каждый их которых содержит экспозиционную зону первого плана и зону фондов и хранения, расположенную поблизости и рассчитанную на доступ посетителей-специалистов. Таким образом, архитектура интерьера музея формируется в зависимости от того, каковы приемы организации экспозиции.
Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание.
Принудительный график с обязательным посещением всех разделов в определенной последовательности характерен для дидактических экспозиций, в меньшей степени для художественных музеев.
Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции.
Маршрут осмотра и система освещения могут стать определяющими моментами в построении композиционных схем.
Для свода воедино научных, содержательных и функционально-технологических вопросов организации экспозиции требуется разработка единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальное воплощение в натуре.
В настоящее время появляется тенденция создания в залах «атмосферы» эпохи, для чего экспонаты основной коллекции даются в историко-культурном аспекте.
Здания музея могут быть одноэтажными, в два этажа с цоколем, с перепадом экспозиционных площадей в пол-этажа, многоэтажными.
В двухэтажном музее создаются наиболее благоприятные условия для удобного осмотра экспонатов без особых затрат усилий на подъем и спуск. Помещения, обслуживающие посетителей, и культурно-просветительского отдела размещаются на первом этаже, верхний этаж отводится для основной экспозиции.
Ступенчатое размещение экспозиции имеет то достоинство, что, не нарушая последовательности осмотра, посетитель легко преодолевает различие в уровнях и перед ним раскрываются экспонаты с различных сторон. Такой прием применен в Музее современного искусства в Белграде, где разные уровни экспозиционных залов связаны короткими лестничными маршами, а также в Музее революции Литовской ССР в Вильнюсе. Примерно также спиральное расположение залов на разных уровнях (музей М. Чурлениса в Каунасе).
На ограниченной территории строятся многоэтажные музеи — с единообразными безопорными залами в четырех (Музей американского искусства)