Общее представление об архитектурном ордере
Г Л А В А III .
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АРХИТЕКТУРНОМ ОРДЕРЕ
В развитии европейской архитектуры от античности до нашего времени исключительно важную роль сыграл архитектурный колонный ордер - одно из самых выразительных тектонических формообразований в ее истории.
Прежде чем перейти к определению понятия архитектурного ордера, следует рассмотреть широко распространенный в строительстве конструктивный прием, а именно систему стоек, или вертикальных опор, с перекрывающими их балками, так называемую стоечно-балочную систему. Эта конструктивная система возникла в древнейшее время и существует до сих пор. Уже первые сооружения создавались по этой схеме. Многочисленные доисторические сооружения, сохранившиеся на территории Европы и Азии, так называемые дольмены, состоят из двух или нескольких вертикально поставленных камней и перекрывающих их каменных глыб или плит, играющих роль балки (рис. 46).
С течением времени эта примитивная конструкция достигла значительного совершенства, развившись в стройную архитектурную систему, на основе которой были созданы многие архитектурные сооружения. Необработанные или грубооколотые глыбы, служившие подпорами, превратились в столбы или колонны, которые приобрели четкую тектоническую форму, подчеркнутую пластической и орнаментальной обработкой, бесформенная плита перекрытия превратилась в каменную балку геометрической формы.
Стоечно-балочные конструкции с давних времен выполнялись и в дереве, причем деревянные конструкции такого рода с их значительно более стройными, легкими пропорциями в свою очередь могли влиять на формирование каменных конструкций, развитие которых, как правило, шло по пути все большего облегчения балки и стройности несущей подпоры.
В архитектуре древнего мира колонные системы нашли самое широкое распространение. История архитектуры Древнего Египта и других древних цивилизаций дает множество примеров сооружений, где основой являются колонны, перекрытые балками. Их форма часто носила черты подражательности и натурализма; например, массивные гранитные колонны в египетской архитектуре, которые представляли собой стилизацию пучка стеблей папируса или цветка лотоса (см. рис. 46).
Подобные формы не отражают существа конструктивного смысла стоечно-балочных систем, и, с точки зрения образного решения, такая стилизация лишена логики. Несомненно, что происхождение этих форм в значительной мере определялось ранее существовавшими конструкциями из дерева, камыша и подобного им материала, форма которых, освященная традицией, стала впоследствии воспроизводиться в сооружениях, выполненных из камня *.
В ходе дальнейшего развития архитектуры стоечно-балочная каменная конструкция превратилась в самодовлеющую, выразительную архитектурную систему, для которой были найдены соответствующие формы. Эта эволюция наиболее полно проявилась в архитектуре античной Греции, где колонные системы являлись преобладающим элементом композиции общественных, преимущественно культовых, сооружений. Здесь было найдено то единство конструкции и художественной формы стоечно-балочной системы, которое называется архитектурным колонным ордером **.
Под архитектурным ордером подразумевается система стоечно-балочных конструкций, подчиненная определенным закономерностям формирования, построения пропорций, расположения и чередования отдельных элементов.
В более узком смысле ордер - это сама композиция из колонн и поддерживаемых ею частей, подчиненная указанным закономерностям.
* Подобную закономерность в возникновении архитектурных форм можно найти в архитектуре ряда древних культур. Многие памятники Древней Индии являются ярким примером происхождения каменных форм от применявшихся ранее деревянных конструкций.
** Ордер (лат. ordo) — ряд, порядок, установление. Другое название этой системы орден.
В античной Греции колонный ордер достиг исключительной выразительности и художественной силы. Освобожденный от подражательности, греческий ордер в образной форме выявляет идею поддержки несомых элементов, которая заложена в конструктивной системе ордера.
Античная римская архитектура, развивавшаяся под влиянием греческой, восприняла и систему ордера. Разрабатывая ордер применительно к задачам и особенностям своего строительства, римские зодчие видоизменили характер греческих ордеров, внеся свои черты и свою трактовку, как в общие отношения, так и в рисунок деталей. Греческий ордер был самой конструкцией: античный греческий храм по структуре представлял собой сооружение, окруженное колоннами, на которых покоились балки перекрытия и кровля. Он являлся примером подлинного единства архитектурной формы и конструкции-то, к чему стремится и современная архитектура.
Рис. 46. Дольмен. Колонны Луксорского храма |
В Древнем Риме наряду с конструктивной формой ордера, например в портиках храмовых сооружений, получает широкое развитие архитектура, в которой ордер стал играть в значительной степени декоративную роль.
Такое видоизменение функций ордера определялось задачами, которые ставили перед римской архитектурой социальные и экономические условия, отличающиеся от условий античной Греции. Для нее характерно строительство крупных общественных сооружений, таких как термы, театры, базилики, а также военных и инженерных, что требовало новых конструкций и методов строительства. В строительстве античного Рима, в частности, впервые был использован бетон.
Значение колонны как несущей опоры уменьшилось, несущим элементом стала мощная стена, широкое распространение получили сводчатые и арочные конструкции. Кирпичные или каменные колонны часто стали применяться как декорация, приставленная, к стенам и создававшая видимость ордерной системы. Примером подобного сочетания колонного ордера с арочной конструкцией может служить Колизей в Риме (рис. 47).
Рис. 47. Колизей в Риме. Фрагмент фасада |
Различие в формообразовании римского и греческого ордеров определяется также тем, что греческие сооружения строили мастера-художники, их постройки в пределах общей закономерности носили индивидуальный характер. В римском зодчестве произошла как бы стандартизация ордерной системы, что было вызвано увеличением масштабов строительства, выполнявшегося с использованием неквалифицированной рабочей силы. Поэтому в римской архитектуре ордер подвергся некоторому упрощению и унификации, он сделался как бы более доступным для широкого круга строителей. Дальнейшее развитие в европейской архитектуре в первую очередь получил именно римский вариант ордеров.
В эпоху Возрождения, когда возник интерес к античной архитектуре, образцом явились архитектурные памятники Древнего Рима, так как это движение возникло в Италии, в которой сохранилось множество античных сооружений. Итальянские зодчие эпохи Возрождения, изучая и зарисовывая древние памятники архитектуры, усвоили и их формы. Вначале эти формы воспринимались и использовались непосредственно для практического их применения, в дальнейшем, когда изучение античного римского наследия стало более углубленным, появился ряд теоретических исследований, выполненных на основе произведенных обмеров античных сооружений, где давался анализ архитектурных форм и выводились определенные закономерности построения ордеров, подмеченные при изучении античных архитектурных памятников.
Теоретические сочинения по архитектуре существовали и в античную эпоху. Единственный полностью дошедший до нас трактат римского архитектора и инженера второй половины I в. до н.э. Марка Витрувия Поллиона «Десять книг об архитектуре» - настоящая энциклопедия технических знаний того времени. В нем содержатся сведения не только об архитектуре, но и о возведении инженерных сооружений, постройке военных машин и т. д. Обобщая теоретический и практический опыт своего времени, Витрувий излагает первую известную нам теорию архитектуры, в которой большое место отводится построению ордерной архитектуры эпохи Возрождения.
Изучением сочинения Витрувия занимались все исследователи античной архитектуры периода расцвета эпохи Возрождения в Италии. Целый ряд крупнейших архитекторов-практиков того времени, как Альберти, Серлио, Палладио и Виньола, которые оставили работы, посвященные правилам построения архитектурных ордеров, также занимались теоретическими изысканиями. Наибольшую популярность приобрел трактат архитектора Виньолы, который на основе обмера ряда античных зданий и изучения опыта Витрувия дал свою систему пяти ордеров архитектуры *. Этот труд с XVI в. до нашего времени многократно переиздавался и переводился на многие языки. Он оказал большое влияние на развитие европейской ордерной архитектуры. Этому способствовала простота, краткость и догматический характер изложения, благо-. даря чему предлагаемая система быстро приобрела значение удобного для пользования руководства, которое широко применялось в практике работы как архитекторов, так и строителей.
Положительное влияние, которое оказал трактат Виньолы на развитие архитектуры, определялось тем, что этот труд способствовал широкой популяризации классического наследия и грамотному применению ордера в архитектурной практике. Однако наряду с этим, являясь сборником правил, он связывал творческую инициативу и способствовал тем самым механическому применению ордеров «по Виньоле», что усугублялось формалистическим, абстрактным характером виньоловского канона, согласно которому построение ордера, соотношения его частей принимались раз и навсегда установленными независимо от величины ордера и других конкретных условий в противоположность реалистической традиции Витрувия, определявшего пропорции колонн и их расстановку в зависимости от их абсолютных размеров. Но именно подобное упрощение сделало канон Виньолы доступным для практического использования.
СТРУКТУРА ОРДЕРА
При изучении и анализе классических ордеров следует иметь в виду, что исторически формирование ордера происходило на основе конструкций, выполненных из естественного камня; это определило его структуру, пропорции и характер деталей. Таким образом, формообразование классического колонного ордера обусловлено тем материалом и той техникой, на основе которых он развился. В случаях, когда конструкция классического ордера выполнялась из других материалов, его формы обычно подчинялись закономерностям построения ордера, выполненного в камне, как бы имитируя его.
В соответствии с той конструктивной системой, которую он представляет, ордер состоит из двух главных частей: поддерживающей стойки—колонны и несомой конструкции - балки с сопутствующими ей элементами (рис. 48, 49, а).
Основной частью ордера является колонна. Каковы ее отличительные свойства? Почему в одном случае опора называется столбом, в другом — колонной? Можно было бы сказать, что для ордерной колонны характерна круглая форма, но это слишком формальный и ограниченный признак. В отличие от других вертикальных опор ордерную колонну характеризует закономерность построения, законченность формы, имеющей начало и окончание.
Говоря о колонне, Гегель отмечал, что колонна отличается от столба: столб непосредственно оканчивается внизу и вверху, вследствие этого его длина является как бы лишь
* Впервые книга Виньолы «Правила пяти ордеров архитектуры» вышла в Риме в 1562 г.
Рис. 48. Портик Парфенона. Аксонометрический разрез |
отрицательным ограничением «случайной определенностью», не принадлежали столбу, взятому самому по себе. Колонна замкнута сама по себе, сюда ее круглая форма, капитель, база. Это форма, законченная в себе*.
Ордерная колонна имеет обычно троечастное членение - основной стержень, или ствол, иначе называемый фустом, подножие, или база, и завершение - капитель.
Фуст колонны не является цилиндром, его верхний диаметр меньше, нижнего, колонна утоняется кверху, иначе говоря, имеет утонение. Но колонна представляет собой не усеченный конус, ее утонение идет по слегка выпуклой кривой. В ордерных колоннах оно обычно начнется не с самого низа, а с 1/3 высоты колонны; на трети высоты от низа имеет цилиндрическую форму**. Утонение колонны по кривой называется энтазисом. Степень утонения колонны определяется ее высотой: чем ниже колонна, тем значительнее должно быть утонение, и наоборот, так как утонение высокой колонны зрительно усиливается благодаря перспективному сокращению.
Рис. 49. Схемы ордера (а), опирания балок на угловую колонну (б) и стыковки балок архитрава над угловой колонной (на примере Парфенона) (в). Развитие карниза (г) |
Так, Витрувий рекомендует для колонн высотой до 15 футов принимать утонение равным 5/6 (т. е. верхний диаметр должен быть равным 5/6 нижнего), для колонн высотой от 15 до 20 футов – 11/13 и для колонн от 20 до 30 футов – 6/7. Виньола дает одинаковое утонение для всех колонн независимо от их абсолютных размеров, равное 5/6, причем он предлагает два способа построения кривой утонения.
Утонение колонны имеет большой логический смысл и свидетельствует о зрелости и совершенстве этой архитектурной формы.
1. Утонение колонны придает ей стройность и впечатление устойчивости.
2. Благодаря особенностям человеческого зрения строго цилиндрический столб кажется расширяющимся кверху. Утонение вносит оптический корректив в это восприятие.
* Гегель Г. Соч., т. XIII. Лекции по эстетике. Кн. II. М., 1940, с. 221, 222;
** В некоторых античных памятниках встречаются колонны, имеющие утонение как вверх, так и вниз, так что наибольший диаметр находится примерно на одной трети ее высоты. Этот прием использовался иногда и в ордерах более позднего времени,. начиная с эпохи Возрождения.
3. Ствол колонны, утоняющийся строго по прямой, по тем же законам оптического восприятия кажется несколько вогнутым. Энтазис исправляет это ощущение.
4. Колонна, утоняющаяся кверху по слегка выпуклой кривой, создает образ опоры, несущей тяжесть. Форма выражает усилия и характер работы конструкции.
Возможно, что утонение ордерной колонны является отзвуком ранее существовавших деревянных конструкций, где роль подпоры выполняло бревно из ствола дерева с его сбежистой от комля к вершине формой.
Верхняя часть колонны завершается капителью. Капители разных ордеров имеют разную форму, но общим для всех них является то, что они, расширяясь кверху, переходят от круглой формы внизу, на стыке с фустом, к квадратной или близкой к квадрату форме наверху, на стыке с балкой. Наличие капителей вверху колонн и их форма логически оправданы, они органически вливаются в структуру колонны, образуя с ней единое целое. Значение капители многообразно:
1. Капитель осуществляет переход от круглой колонны к прямоугольной балке.
2. Капитель прикрывает место сопряжения колонны с балкой, что особенно важно в угловой колонне, так как позволяет скрыть свисание угла балки (рис. 49,6).
Рис. 50. Уменьшение свободного пролета балки |
3. В условиях каменного строительства верхняя горизонтальная плоскость капители, уширяя поверхность опоры, позволяет разместить концы балок над угловой колонной (рис. 49, в).
4. Расширение капители относительно диаметра колонны до известной степени уменьшает пролет балки, что имеет практическое значение, особенно при создании балочных конструкций из естественного камня *.
5. Капитель является местом перехода вертикального направления (колонна) в горизонтальное (балка).
База колонны осуществляет переход от ствола колонны к подножию. Она также имеет практическое значение, защищая нижнюю часть та от ударов я повреждений. Расширяясь книзу, база распределяет нагрузку от колонны на большую площадь, уменьшая тем самым давление на единицу площади подножия, что важно при значительной сосредоточенной нагрузке, которую обычно несет колонна.
Второй основной частью ордера является система опирающейся колонну балки и элементов, на ней лежащих, которая называется антаблементом. Антаблемент также имеет троечастное членение. (См. рис. 48, 58 - 60,62).
Его нижний элемент, сама конструктивная балка, носит название архитрава**. Поэтому все плоские перекрытия балочной системы часто называют архитравными перекрытиями. Выполняя функции балки, каменный архитрав должен быть цельным блоком с длиной, равной расстоянию
* Уменьшение свободного пролета балки с помощью подбалки практикуется в деревянных конструкциях (рис. 50,а). Абака капители служила опорой только в сооружениях раннего периода (рис. 50,6). В дальнейшем для предотвращения откола краев и в случае перекоса между архитравом и абакой оставлялся зазор (рис. 50, в).
** Греческое наименование «эпистиль» (надколоние).
между осями двух смежных колонн. В сооружениях архаического периода архитрав представлял собой один цельный блок. Впоследствии он выполнялся из двух или трех балок, уложенных рядом (см. рис. 61)*.
Вторая часть антаблемента в виде низкой стенки, выведенной непосредственно над архитравом, называется фризом. Фриз представляет собой протяженную полосу, гладкую или пластически разработанную рельефным орнаментом или скульптурными изображениями. Нередко поверхность фриза служила для размещения монументальных надписей. Фризовая часть антаблемента не имеет ясно выраженного конструктивного или функционального назначения. Поддерживаемая архитравом, она обычно выполнялась из более мелких каменных блоков.
Можно полагать, что в процессе формирования классического ордера фризовая часть соответствовала местоположению поперечных балок перекрытия, опиравшихся на архитрав, хотя в сохранившихся сооружениях античного периода эти перекрытия опираются обычно на кладку фризовой части. Благодаря введению фризового пояса увеличивается высота антаблемента, и таким образом свес кровли отдаляется от балки-архитрава. Архитрав имеет небольшой вынос от плоскости фриза, этот выступ прикрывает стык между фризом и архитравом, если смотреть на архитрав снизу**.
Третьим, завершающим, элементом антаблемента является карниз, общая структура и детали которого определяются его функциональным назначением. Стены большинства сооружений обычно завершаются свесом, относящим кровлю от стены, чтобы защитить ее от потоков дождя ***. Таким свесом в каменной архитектуре служила выпускная каменная плита, она и являлась основной частью любого классического карниза, каким бы сложным и развитым он ни был. Эта плита называется слезниковой, или выносной, плитой, или свешивающейся частью карниза. В каменной конструкции выпуск этой плиты имеет свои ограничения: заложенная в кладку часть плиты должна быть полтора-два раза больше свешивающейся. Для карниза с большим выносом потребовались бы чрезмерно большие плиты. Кроме того, слишком большой консольный выпуск каменной плиты привел бы ее к обрушению.
Для увеличения выноса карниза вводились добавочные элементы виде выпускных частей, которые поддерживали слезниковую плиту и давали возможность отнести ее дальше от стены. Так возникла поддерживающая часть карниза, которая в свою очередь состояла из ряда элементов, консольно поддерживающих друг друга. Эволюция классического карниза всегда шла по пути развития поддерживающей части (рис. 49,г).
В сооружениях античной греческой архитектуры над слезниковой плитой располагался каменный или керамический желоб с отверстиями для выброса дождевой воды, которые обычно выполнялись в виде львиных голов или розеток. Впоследствии желоб утратил свое практическое значение, превратившись в архитектурный элемент, заканчивающий карниз. Этот элемент называется венчающей частью карниза, или венчающим карнизом.
В состав канонического ордера входит еще один элемент - пьедестал, представляющий собой как бы подставку под колонну, тело пьедестала, или стул пьедестала, имеет завершение - карниз пьедестала и подножие - базу пьедестала. Стул пьедестала имеет форму квадратного в горизонтальном сечении параллелепипеда. Таким образом, при наличии пьедестала структура ордера в целом, как и структура колонны и антаблемента, имеет троечастное членение.
* В период поздней античности стремление к более стройным пропорциям ордера приводит к чрезмерному уменьшению высоты архитрава. Для того чтобы сохранить прочность, он объединяется в один блок с фризом, как в здании Филиппейона в Олимпии, Круглом храме в Тиволи, дорическом храме в Кори и др.
** Для разгрузки архитрава применялась клинчатая конструкция фриза, как в храме Кастора и Поллукса и храме Юпитера Статора в Риме. Позднее практиковался прием устройства архитрава и фриза в виде клинчатой перемычки, что давало возможность увеличивать интерколумнии, как в Галерее Лувра и в Пантеоне в Париже. Замечательным образцом такого решения являются клинчатые архитравные перекрытия с большим пролетом в торцах колоннад Казанского собора в Ленинграде.
*** Имеются в виду скатные крыши. В современных зданиях с плоской крышей и внутренними водостоками карниз может отсутствовать или выполнять функцию чисто пластического элемента.
Существующие термины «полный ордер» применительно к ордеру пьедесталом и «неполный ордер» — применительно к ордеру без пьедестала нельзя признать удачными, так как они содержат оттенок качественной оценки, не соответствующей действительным соотношениям. Полный» нельзя понимать в смысле лучший, а «неполный» как неполноценный, если учесть, что наиболее значительные памятники архитектуры имеют ордер без пьедестала.
Отдельные части ордера пластически разработаны путем расчленения а более мелкие элементы. Эти членения имеют в поперечном разрезе прямолинейные и криволинейные очертания и называются архитектурными профилями, или обломами*. Очертания этих профилей различны.
Рис. 51. Архитектурные профили: а - полка (1 - меандр; 2 - бегущая волна; 3-полочка); б - вал (1- плетенка; 2 - лавровая вязка); в - валик (1 - жемчужник; 2 – бусы; 3 - астрагал); г - каблучок; д - четвертый вал; е - выкружка; ж - скоции; з - гусек; и - кронштейн. |
* Элементы архитектурных профилей называются также мулюрами (фр. moulure—лепка, отливка).
В греческих ордерах криволинейные профили имели очертания кривых второго порядка, частей эллипсов, парабол, гипербол и их сочетаний. В римской архитектуре профили получили более простое очертание циркульных кривых и различных их сочетаний. Этот же характер сохранился и в канонических ордерах, созданных теоретиками Возрождения на основе римских ордеров (рис. 51).
Простейшим профилем является прямой выступ - полка или, если он небольших размеров, полочка. Вогнутая кривая в виде четверти окружности называется вы кружкой, прямой или обратной *. Профиль, имеющий очертание выступающей полуокружности, носит название вала или валика в зависимости от его размеров**. Выпуклый профиль в четверть окружности называется четвертным валом, прямым или обратным. Сочетание двух кривых или частей окружности создает профиль, называемый каблучком, прямым или обратным. В зависимости от его очертания он может быть крутым или пологим. Другая форма подобного профиля называется гуськом, он тоже может быть более или менее крутым. Профиль гуська соответствует профилю каблучка, повернутому на 90°. Этими формами исчерпываются основные профили, которые применяются в деталях классических ордеров. Вогнутые криволинейные профили, состоящие из двух или нескольких сопряженных частей окружностей, называются скоциями, они употреблялись обычно в базах колонн. Часто встречается сочетание нескольких профилей, например валика, полочки и выкружки, называемое астрагалом, которым всегда завершались фусты колонн в римских ордерах. Часто профили обрабатывались скульптурно: полки украшались прямолинейным геометрическим орнаментом, имеющим специальное название меандр, криволинейным орнаментом бегущая волна; четвертной вал разрабатывался мотивом иоников, или овов, а каблучок - стилизованными листочками или лепестками; узкие валики - мотивом бус, а совсем узенькие - рядом маленьких шариков, так называемым жемчужником. Гусек зачастую обрабатывался непрерывным орнаментом из пучков стилизованных пальмовых листьев—пальметтами***. Большой вал иногда покрывался орнаментом в виде переплетающихся ремешков, так называемой плетенкой. Все эти приемы орнаментации были широко распространены в декоративной обработке деталей ордеров.
Профили могут характеризовать не только их форма, но и функции, которые они должны выполнять, а именно—несущий и венчающий профили. Так, профили каблучка и четвертного вала применялись для поддерживания вышележащих частей, например полки слезниковой плиты. Для выкружки поддерживающие функции не характерны, она обычно служила переходом от одной плоскости к другой. Гусек представляет собой традиционный тип венчающего профиля.
В деталях классических ордеров можно выявить некоторые закономерности в расположении профилей, которые в известной степени отражают более общую композиционную закономерность, а именно чередование крупных профилей с мелкими. Так, после большого гуська обычно следует мелкая полочка или полочка с малым каблучком, а затем большая полка. Вторая закономерность заключается в чередовании криволинейных и прямолинейных профилей, что обычно и выполнялось при построении деталей классического ордера.
Для построения ордеров по определенным законам пропорциональных отношений независимо от их размеров и возможности сравнения различных ордеров необходимо было принять общую меру, выраженную в условных единицах. Такой мерой, заключенной в самом ордере, явился модуль****.
* Профиль называется прямым, если он расширяется кверху, и обратным, если расширение идет книзу.
** Другое наименование вала — тор.
*** Этот вид орнамента, очень распространенного в античной классической архитектуре, носит также название анфемия, или антемия. (греч. avOeplov — цветок).
**** Modus, modulus (лат.) — мера. Несколько в ином виде система модульного проектирования применяется п современной архитектуре, где за модуль принимают определенную конкретную величину, например 10 см. Такой модуль, будучи общим для всех строительных элементов, способствует лучшей увязке их между собой и со строительными конструкциями.
Наиболее распространенной единицей измерения ордера являлся нижний диаметр колонны, который и принимался за модуль. Начиная с периода расцвета греческой архитектуры, построение ордера подчиняется модульному канону и ведется исходя из модуля, заключенного в самой системе ордера. В канонических ордерах за модуль был принят радиус основания колонны*. Для измерения более мелких членений, например элементов профилей, служили части модуля — парты.