Благоустройство и озеленение территорий магистралей и улиц
Классификация магистралей и улиц и их назначение
Система городских магистралей, улиц и площадей решает комплекс планировочных, технических и эстетических задач, определяющих лицо и жизнь города. Магистрали, улицы, площади города являются важными объектами благоустройства и озеленения. Основными задачами уличной сети города являются:
- обеспечение наиболее коротких и удобных путей для движения городского транспорта и пешеходов между функциональными зонами города и внутри них;
- организация поверхностного стока и удаление ливневых вод;
- размещение инженерных сетей и коммуникаций;
- обеспечение нормального проветривания или защиты от ветров;
- архитектурно-пространственное построение города и создание композиционных осей.
Удобное обслуживание населения городским транспортом, достаточно высокая скорость движения, безопасность и экономичность могут быть достигнуты при условии строгой дифференциации улиц по назначению и видам движения транспорта .
По действующим нормам проектирования городов все улицы населенных мест подразделяют на классы:
I- скоростные дороги;
II- магистрали общегородского и районного значения;
III - дороги местного значения: жилых, промышленных и складских районов, проезды;
IV - пешеходные дороги.
Магистральные улицы, или магистрали, - это транспортные артерии города, по которым идет основной поток движения массового городского транспорта. Магистрали подразделяются на общегородские и районные.
В свою очередь, общегородские магистрали подразделяют на:
а)магистрали непрерывного движения, обеспечивающие транспортную связь между жилыми и промышленными районами, а также пересечение с другими улицами в разных уровнях;
б)магистрали регулируемого движения, обеспечивающие транспортные связи в пределах города между жилыми районами и общественным центром города, с пересечением с улицами в одном уровне.
Магистрали районного значения обеспечивают транспортную связь в пределах района, а также с магистралями общегородского значения.
Улицы и дороги местного значения подразделяют на:
- жилые улицы, обеспечивающие транспортную и пешеходную связь жилых районов и микрорайонов с магистральными улицами.
- дороги промышленных и коммунально-складских районов, предназначенные для перевозки материалов и грузов, обеспечивающие связь с дорогами грузового движения.
- пешеходные улицы и дороги, предназначенные для пешеходной связи с местами приложения труда, учреждениями, предприятиями обслуживания, местами отдыха, остановками общественного транспорта;
- поселковые улицы, служащие для транспортной связи внутри селитебной зоны с общественным центром, учреждениями и предприятиями обслуживания поселков.
- проезды, предназначенные для транспортной связи в пределах микрорайонов.
При проектировании благоустройства и озеленения территорий и отдельных участков магистралей и улиц необходимо учитывать их конструктивные элементы.
Магистрали и улицы включают: проезжую часть для передвижения транспорта, тротуары для пешеходов, разделительные полосы по оси магистрали и между проезжей частью и тротуарами; элементы внешнего благоустройства осветительные мачты и светильники, указатели движения, места остановок городского транспорта, участки переходов со светофорами, ограничители движения транспорта, временные автостоянки легковых машин, установки для рекламных щитов.
Ширину проезжей части определяют с учетом интенсивности движения транспортного потока и его состава.
В профиле жилых улиц большое значение имеет правильное расположение разделительных полос, отводимых под насаждения. Насаждения в полосах предназначены как для частичной защиты пешеходов от неблагоприятного воздействия выхлопных газов и пыли, так и для эстетического обогащения архитектурного ансамбля окружающей застройки и создания комфортных условий.
Общая ширина улицы и магистрали определяется в красных линиях.
Красной линией называется линия, проложенная по внешней границы улицы со стороны тротуара, обращенная к застройке. Между красной линией и застройкой устанавливается отступ на магистралях шириной не менее 6 м, на улицах местного значения - не менее 3 м.
Для того чтобы правильно организовать сток атмосферных вод с поверхности улиц, им необходимо придать уклоны определенной величины. Эти уклоны определяют в зависимости от категорий улицы и типа дорожного покрытия.
В местах примыкания газонов к проездам, стоянкам автотранспорта рекомендуется устраивать металлические ограждения высотой до 1 м иразмещать их на территории газона с отступом от края проезда на расстоянии 0,3 м.
Благоустройство и озеленение территорий магистралей и улиц
Архитектурно-планировочное решение благоустройства и озеленения должно обеспечивать:
— безопасность движения на улицах, магистралях и площадях;
— удобство передвижения пешеходов и транспорта;
— ориентацию в пространстве города;
— соподчиненность и упорядоченность элементов застройки;
—масштаб и ритмическое построение композиции насаждений и элементов благоустройства.
Благоустройство и озеленение улиц определяется их назначением и характером окружающей застройки, учётом всех конструктивных элементов и оборудования. Установлено, что насаждения являются важной и неотъемлемой частью планировки улиц и играют многообразную роль, улучшая микроклимат среды, повышая архитектурно-художественную выразительность города (поселка).
Система озеленения и цветочного оформления улиц и площадей ландшафтно-планировочная организация территории разрабатывается с учетом:
— взаимосвязи всех объектов уличной сети и магистралей;
— типов объёмно-пространственной структуры — открытые, полуоткрытые, закрытые пространства - и типов садово-парковых насаждений;
— ассортимента древесно-кустарниковых и травянистых растений.
Элементами озеленения магистралей и улиц являются газоны, цветники, деревья и кустарники. Они размещаются в разделительных полосах, расположенных по оси проезжей части, между проезжей частью и тротуаром, на «островках» у перекрестков, у входов в общественные и торговые здания, вблизи домов, в отступах от красной линии, в палисадниках. Вот основные типы садово-парковых насаждений: ряды деревьев, живые изгороди, небольшие компактные группы деревьев и кустарников, одиночные экземпляры растений, участки газона, цветники.
Насаждения предусматривают в виде:
- одиночно, группами и рядами деревьев и кустарников, цветников и газонов в полосах вдоль проезжих частей и тротуаров;
- древесных лиан и вьющихся травянистых как вертикальное озеленение фасадов зданий, осветительных мачт, подпорных стенок и лестниц;
- различных «вставок» из цветочных растений на «островках» у перекрестков, а также одиночных экземпляров деревьев или кустарников на широких тротуарах, у подходов к общественным и торговым зданиям;
- растений в декоративных бетонных и керамических вазах на газонах, тротуарах, перед входами в здания.
При разработке проектных решений по озеленению и благоустройству необходимо учитывать три основные группы факторов: природно-климатические, антропогенные и эстетические.
-Насаждения, проектируемые на территориях улиц и магистралей, в значительной мере могут регулировать поток солнечной радиации, особенно в южных городах. При этом большое значение имеют состав и конструкция насаждений, величина и плотность крон растений- плотные, ажурные, сквозистые.
-Большое значение имеет ориентация улиц по сторонам света. При меридиональном направлении улиц- отклонение от меридиана ± 20°— и равномерном их освещении рекомендуется размещение деревьев вдоль тротуаров по обеим сторонам улицы. При широтном направлении - под углом к меридиану 70...90°- необходимо обеспечить защиту пешеходов от лучей солнца с одной стороны, так как затенение одного из тротуаров обеспечивается зданиями или насаждениями за красной линией
-С помощью насаждений на улицах и магистралях можно частично ослабить силу ветра. На сильно продуваемых участках рекомендуется предусматривать ветрозащиту. Скорость ветра снижается также при размещении групп деревьев — лучше ажурной конструкции - в сочетании с группами кустарников
-Установлено, что насаждения способны уменьшить содержание вредных примесей в воздухе.
-В условиях магистралей, улиц и площадей большое значение имеет регенерация кислорода растениями в атмосферу, так как транспортные средства поглощают огромное количество кислорода. Производительность газообмена зависит от возраста и видового состава насаждений.
-Важным фактором является шумовой режим территории. На магистралях с интенсивным движением для защиты от шума пешеходных тротуаров являются полосы насаждений между тротуаром и проезжей частью шириной не менее 10... 15 м, состоящие из нескольких рядов деревьев и кустарников.
-На магистралях, проходящих через общественный торговый центр, предусматривают широкие тротуары, до 15...20 м, обеспечивающие беспрепятственный подход к зданиям и остановкам общественного транспорта. На тротуарах могут проектироваться одиночные деревья в лунках и прерывистые участки газона различной конфигурации - овал, круг, прямоугольник - с группами деревьев и кустарников, а также вазоны с цветочными растениями.
-На перекрестках и поворотах улиц посадки деревьев и кустарников не должны мешать пешеходам и водителям автотранспорта видеть дорогу и движущийся транспорт. Высота растений должна быть не более 0,6...0,8м, в пределах так называемого "треугольника видимости".
-На жилых улицах с местным движением проектируют бульварные полосы, шириной от 16 до 30 м, размещаемые как по оси улиц, так и с обеих сторон вдоль проезжей части.
-Проектирование озеленения палисадников или придомовых полос -между тротуаром и зданием - ведут с учетом общего решения озеленения улицы.
-Немаловажное значение имеет композиционная связь уличных насаждений с насаждениями за пределами красных линий, например, у границ микрорайонов. При озеленении улиц можно использовать весь набор формирования насаждений в разнообразных сочетаниях. На композиционно более важных участках для достижения быстрого санитарного, гигиенического и декоративного эффекта рекомендуется использовать крупномерные деревья и кустарники.
-Строгость отдельных представительных участков магистралей и улиц достигается регулярными приемами плоскостного цветочного оформления - круг, квадрат, прямоугольник - в сочетании с низкими стрижеными бордюрами кустарников. На парадных объектах используют сменное цветочное оформление - «наборные цветники» в емкостях, горшках, установленных в контейнеры.
Повышение жизнестойкости растений на объектах озеленения с высокой посещаемостью обеспечивается следующими мероприятиями:
- организация направленного движения посетителей;
- ограждение стволов деревьев специальными "станками", а в местах массового посещения скамьями, каменными бордюрами, насыпкой гравия в лунки и т. п.;
- использование ассортимента растений, устойчивого к сильному уплотнению почвы поднятие «растительного уровня» над пешеходным уровнем в местах интенсивной посещаемости- каменные вазы, приподнятые над тротуаром участки, ограниченные бордюром;
- выделение специальных технических полос, свободных от растительности, для складирования снега, что позволит снизить влияние хлоридов на растения; размер полосы зависит от ширины проезжей части улицы;
- размещение деревьев в полосах шириной не менее 2,5.. .3 м для однорядной посадки и 5...7 м для двухрядной;
- размещение насаждений в зависимости от сооружений инженерного оборудования улиц
- соблюдение интенсивной агротехники ухода за насаждениями с учетом специфики городской среды.
При проектировании насаждений на магистралях и улицах необходимо строго придерживаться расстояний между деревом и сетями коммуникаций, стенами зданий, оградами и т. п. Важное значение имеют размещение растений в пространстве и расстояние между ними. Необходимо учитывать развитие крон деревьев в возрастной динамике и учитывать их биологические особенности роста и развития.
Бульвары
Бульвары - озеленённые территории линейной формы, создаваемые вдоль магистралей, жилых улиц и набережных, пешеходных трасс в жилых районах. Бульвары предназначены для пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха населения.
В градостроительной практике сложилось несколько типов бульваров в городской среде:
-бульвары вдоль улиц и магистралей, преимущественно районного значения;
-бульвары вдоль набережных по берегам рек и водохранилищ, озёр, морей - приморские бульвары;
-бульвары в виде колец, охватывающие центральные части исторических городов и созданных на месте укреплений - валов.
По своей планировке бульвары могут подразделяться на:
-бульвары с регулярной планировкой и симметричным размещением основных садово-парковых дорог и аллей
-бульвары с асимметричным размещением главной аллеи;
-бульвары со свободной планировкой, включающей элементы регулярной и ландшафтной планировки
Протяженность и ширина бульвара определяются в зависимости от класса магистрали и улицы, ее планировочного решения и архитектуры прилегающей застройки. Все сооружения должны гармонично сочетаться с зелёными насаждениями, как главным планировочным компонентом территории.
Входы на бульвар следует предусматривать по длинным его сторонам через каждые 150...300 м. На магистралях районного значения и на улицах с интенсивным движением входы на территорию бульвара необходимо увязать с пешеходными переходами и остановками общественного транспорта. С короткой стороны бульвара- "оголовок" - устраивают главный вход в виде широкой площадки, где проектируют фонтан, клумбу или устанавливают памятник.
Бульвары на магистралях с интенсивным движением транспорта необходимо смещать от оси магистрали, между проезжей частью и тротуаром, например, в сторону торгового центра или в сторону жилой застройки. На оживлённых магистралях возможно устройство двух бульварных полос относительно оси улицы. Это связано, прежде всего, с доступностью территории бульвара для пешеходов. Бульвары на жилых улицах могут размещаться по оси улицы.
В центрах городов создаются бульвары-эспланады, с преобладающим партерным решением для выявления архитектурно-художественных качеств застройки. Преобладает открытый тип пространственной структуры насаждений.
Главными планировочными элементами бульваров являются: основная пешеходная дорожка (планировочная ось), второстепенные и дополнительные дорожки для кратковременного отдыха, входы в виде широких дорожек или площадок. Ширина дорожек устанавливается в зависимости
от интенсивности движения пешеходов. У входов на площадках и вдоль главной дорожки рекомендуется размещать скамейки для отдыха, фонтаны и бассейны. Основная дорожка бульвара должна иметь прочные конструкций одежды, с покрытием из плиток или щебеночных специальных смесей. Второстепенные дорожки могут иметь щебеночные покрытия из специальных смесей.
При проектировании бульваров на улицах и магистралях следует учитывать, что насаждения должны играть как декоративную, так и санитарно-гигиеническую, защитную роль. По периметру бульварных полос со стороны проезжей части предусматривают деревья и кустарники, устойчивые к воздействию пыли и газам.
При проектировании бульваров плотность (густоту) посадок, а также возраст и размер посадочного материала устанавливают индивидуально, в зависимости от назначения бульвара и его местоположения в городской среде.
Бульвары на набережных. Такого типа бульвары активно формируют среду и придают ей своеобразный характер.
Бульвары вдоль берегов рек, озёр, морей во многом по своей планировке и назначению напоминают широкие бульвары на улицах в жилых районах. Однако их отличие состоит в том, что они непосредственно примыкают к береговой линии одной из своих сторон и визуально должны объединять приречные ландшафты и городскую среду. Такие «линейные» сады создают и на берегах крупных водоемовМожно выделить три основные схемы планировки набережных-бульваров:
1) симметричная, с центральной аллеей;
2) асимметричная - планировочная ось смещена в сторону береговой линии;
3) свободная - на широких полосах свыше 50 м.
Бульвары, или линейные сады, по набережным не рекомендуется совмещать с транспортным движением магистралей. Береговую линию и полосу вдоль реки или озера (моря) необходимо использовать исключительно для отдыха и прогулок. Входы следует предусмотреть как по длинной стороне, вдоль береговой линии, так и на коротких сторонах, ограничивающих территориюНа территории бульвара-набережной предусматривают площадки отдыха, с которых раскрываются перспективы на водную гладь. Частью планировки такого сада являются спуски к воде в виде лестниц, а также причалы, автостоянки, кафе и др.
Объёмно-пространственная структура насаждений бульваров на набережных представляют в основном открытый и полуоткрытый типы. В условиях избыточной солнечной радиации необходимо предусмотреть закрытые пространства, особенно на участках массового отдыха и по прогулочным аллеям.
ГОРОДСКИЕ СКВЕРЫ
Скверы - объект ландшафтной архитектуры, компактная озеленённая территория, от 0,2 до 2,5 га, предназначенная для архитектурно-художественного оформления отдельных частей города, городских площадей, общественных и административных зданий, монументов, транспортных развязок, а также для повседневного кратковременного отдыха населения и транзитного пешеходного движения.
Основные типы скверов:
а)для тихого отдыха и прогулок, расположенные в жилой застройке между домами, на участках жилых улиц;
б)открытые участки - «скверы-фойе» перед театрами, музеями, административными зданиями;
в)выставочные, вблизи общественных зданий - скверы цветов,скульптуры;
г)декоративные скверы, небольшие участки перед зданиями;
д)скверы-развязки транспортного движения.
По месторасположению скверы подразделяются на:
- скверы на площадях и городских улицах, в общественном центре города
- скверы в жилых районах, на улицах, в общественном центре района.
Скверы на площадях решаются как открытая ландшафтная композиция с большим удельным весом газонов и цветников, иногда, водоёмов и фонтанов.
Скверы общегородского значения на площадях являются чрезвычайно ответственными и представительными объектами ландшафтной архитектуры и должны решаться на высоком архитектурно-художественном уровне. Центром композиции таких скверов является площадка, в центре которой размещается фонтан, скульптурная композиция, орнаментальный цветник или модульный цветочный сад. Площадка должна быть доступна для посетителей, иметь удобные подходы в виде садово-парковых дорожек достаточной ширины с покрытием из декоративных прочных на износ плиток. Как правило, такие дорожки используются для транзитного движения пешеходов.
На площадке организуется кратковременный отдых, устанавливаются скамейки с урнами. Дорожки размещаются по диагонали, крестообразно, свободно, в зависимости от ситуации. Главное обеспечить удобство передвижения пешеходов.
Насаждения такого сквера должны быть подчинены общему композиционному замыслу и в то же время отличаться высокой степенью декоративности. В ряде случаев используются цветники в форме перетекающих лент или в виде модулей - шестигранники, круги с наплывами друг на друга и т. п. Газон должен быть партерным, безукоризнен по панировке, по однородности окраски и подчёркивать композиции древесных растений и цветников.
Скверы в жилых районах. Скверы в жилой застройке решаются как замкнутая композиция, со стороны улиц предусматривается размещение плотных групп деревьев и кустарников. Ландшафтная организация территории сквера в жилой застройке должна обеспечивать пешеходное движение, места отдыха, оптимальное размещение растительности и малых архитектурных форм. Скверы размещаются, как правило, у зданий культурно-бытового и торгового назначения. На территории таких скверов предусматриваются площадки для отдыха взрослых и для детей с соответствующим оборудованием.
Площадки должны быть изолированы от транзитного движения пешеходов и от внешних границ сквера. Если сквер примыкает к магистрали районного значения, то площадки для детей не устраиваются. Планировка такого сквера может быть регулярной или свободной композиции. Тип садово-парковых насаждений - компактные группы деревьев (3-5 в группе),ряды деревьев и живая изгородь со стороны улицы.
На территории скверов запрещено размещать какую-либо застройку.
Городские сады
Городской сад- объект ландшафтной архитектуры, структурный элемент системы озеленения, территория, предназначенная преимущественно для прогулок, повседневного, тихого отдыха населения. Сады предусматривают в общественных центрах, у культурно-просветительных учреждений, у выставок, на территории крупных больничных комплексов, на территориях жилых районов, промышленных предприятий.
По современным градостроительным представлениям сады классифицируются на следующие категории или типы:
Общегородские сады, предназначенные для прогулок, общения, развлечения и отдыха, размещаемые в центральных районах города. Сад включает летнюю эстраду, тир, аттракционы, площадки тихого отдыха. Примеры: сад им. Баумана в Москве, 3,8 га; сад им. Горького в Ростове-на-Дону, 8 га.
Сады при зрелищных учреждениях, при театрах, выставках, при концертных залах предназначены для прогулок, ожиданий, встреч, отдыха. Такого типа сады создаются при театре, концертном зале, клубе. На территории организуется площадка-фойе перед зданием, прогулочные дорожки с площадками кратковременного отдыха. Примеры: сад "Эрмитаж", 4,8 га, и сад "Аквариум", 3,2 га, в Москве; Измайловский сад, 1,5 га, в Санкт-Петербурге.
Сад для отдыха и прогулок в городе, включающий павильоны для тихих игр, выставочные сооружения, читальню, водоём. Проектируется с учётом изоляции от шумных магистралей, с разнообразными типами садово-парковых насаждений, их объёмно-пространственной структурой. Примеры: Михайловский сад, 9,6 га, - в Санкт-Петербурге; Александровский сад, 6 га, - в Москве.
Сад при памятниках архитектуры, при крупных правительственных комплексах, в исторической зоне города. Предназначен, в основном, для осмотра достопримечательностей, для прогулок, транзитного движения пешеходов и кратковременного отдыха. Включает какие-либо архитектурные памятники истории, скульптуру, мемориал, фонтан. Разрабатывается по принципам регулярной композиции планировки аллей и дорог. Включаются в элементы композиции живописные группировки древесных растений в сочетании с партерного типа газоном. Примеры: Летний сад, 11,6 га; сад-партер Марсово Поле, 11 га; сад при Смольном, 8,9 га,- в Санкт-Петербурге.
Кроме того, к садам можно отнести специализированные объекты ландшафтной архитектуры, такие, как: сады скульптур, сады декоративно-прикладного искусства, каменистые сады в крупных парках, сады на крышах, цветущие сады монокультур в крупных парках - розариумы, сирингарии. Проектирование такого типа садов выполняется методами и приёме ландшафтного дизайна, когда в зависимости от поставленных задач детально прорабатываются отдельные элементы - растения, композиции из камня, скульптура и т. п.
При разработке проекта городского сада необходимо исходить из положения, что основой планировки и композиции территории являются насаждения, выразительные формы рельефа- искусственные и естественные водные устройства
В композиции городских садов большое значение имеет вода. Это прежде всего, фонтаны, каскады, декоративные водоёмы в форме "водных партеров" .
В условиях городской среды важным компонентом создаваемого садово-паркового ландшафта сада являются малые формы архитектуры и декоративные элементы из дерева, естественного камня, мощения.
Городские сады рассчитаны на массовое посещение. Поэтому их планировочная организация должна включать крупные по размерам площадки, развитую дорожную сеть, иметь достаточное количество оборудования, высокий уровень инженерного благоустройства. Территорию городских садов необходимо изолировать от отрицательного воздействия внешней среды. В связи с повышенной нагрузкой сады в центрах городов отличаются более высоким уровнем благоустройства, имеют развитую дорожную сеть, большие габариты дорог, ограничения в пользовании газоном.
При проектировании садов для прогулок и отдыха в жилых районах рекомендуется организация открытого пространства в центральной части территории, а по периферии- плотные по структуре насаждения из деревьев и кустарников в куртинах и группах. Основные площадки для отдыха рекомендуется размещать в глубине зеленого массива. Как правило, в защите от воздействия внешних неблагоприятных факторов среды от прилегающих магистралей нуждаются периферийные участки сада. классификация городских парков
Городской парк - это объект ландшафтной архитектуры, представляющий собой крупный массив зелёных насаждений на территории, организованной в определённую объёмно-пространственную композицию. Парк - озеленённая территория многофункционального или специализированного направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенная для массового отдыха населения города.
Существуют различные типы парков. Парки классифицируются по своим функциям, по местоположению в планировочной структуре города, по природным условиям. Парки в городе могут иметь историческое значение, являться объектами-памятниками садово-паркового искусства.
По своим функциям парки подразделяются на:
-многофункциональные парки
- парки культуры и отдыха, ПКиО;
-специализированные парки— спортивные, детские, прогулочные,парки-выставки, мемориальные, научно-просветительные, этнографические, ботанические и зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства; санаторно-курортные — парки в городах-курортах.
По местоположению в планировочной структуре города парки подразделяются на: общегородские (центральные) и районные (в жилых районах).
По природным особенностям и условиям ландшафта парки классифицируются на: нагорные, приморские, по берегам и склонам рек, парки на основе лесной растительности (лесопарки); гидропарки, на основе водных систем рек; лугопарки, на основе открытых пространств лугов.
Кроме того, выделяются загородные парки, парки сельские в поселках, агропарки; бизнес-парки- на территории крупных промышленных комплексов.
В особую группу можно выделить национальные парки, парки-заповедники, дендропарки.