Благоустройство и озеленение территорий магистралей и улиц

Классификация магистралей и улиц и их назначение

Система городских магистралей, улиц и площадей решает комплекс планировочных, технических и эстетических задач, определяющих лицо и жизнь города. Магистрали, улицы, площади города являются важными объектами благоустройства и озеленения. Основными задачами уличной сети города являются:

- обеспечение наиболее коротких и удобных путей для движения го­родского транспорта и пешеходов между функциональными зонами горо­да и внутри них;

- организация поверхностного стока и удаление ливневых вод;

- размещение инженерных сетей и коммуникаций;

- обеспечение нормального проветривания или защиты от ветров;

- архитектурно-пространственное построение города и создание композиционных осей.

Удобное обслуживание населения городским транспортом, доста­точно высокая скорость движения, безопасность и экономичность могут быть достигнуты при условии строгой дифференциации улиц по назначе­нию и видам движения транспорта .

По действующим нормам проектирования городов все улицы насе­ленных мест подразделяют на классы:

I- скоростные дороги;

II- магистрали общегородского и районного значения;

III - дороги местного значения: жилых, промышленных и складских районов, проезды;

IV - пешеходные дороги.

Магистральные улицы, или магистрали, - это транспортные арте­рии города, по которым идет основной поток движения массового город­ского транспорта. Магистрали подразделяются на общегородские и районные.

В свою очередь, общегородские магистрали подразделяют на:

а)магистрали непрерывного движения, обеспечивающие транспорт­ную связь между жилыми и промышленными районами, а также пересече­ние с другими улицами в разных уровнях;

б)магистрали регулируемого движения, обеспечивающие транс­портные связи в пределах города между жилыми районами и обществен­ным центром города, с пересечением с улицами в одном уровне.

Магистрали районного значения обеспечивают транспортную связь в пределах района, а также с магистралями общегородского значения.

Улицы и дороги местного значения подразделяют на:

- жилые улицы, обеспечивающие транспортную и пешеходную связь жилых районов и микрорайонов с магистральными улицами.

- дороги промышленных и коммунально-складских районов, предна­значенные для перевозки материалов и грузов, обеспечивающие связь с дорогами грузового движения.

- пешеходные улицы и дороги, предназначенные для пешеходной связи с местами приложения труда, учреждениями, предприятиями обслу­живания, местами отдыха, остановками общественного транспорта;

- поселковые улицы, служащие для транспортной связи внутри се­литебной зоны с общественным центром, учреждениями и предприятиями обслуживания поселков.

- проезды, предназначенные для транспортной связи в пределах микрорайонов.

При проектировании благоустройства и озеленения территорий и от­дельных участков магистралей и улиц необходимо учитывать их конструк­тивные элементы.

Магистрали и улицы включают: проезжую часть для передвижения транспорта, тротуары для пешеходов, разделительные полосы по оси маги­страли и между проезжей частью и тротуарами; элементы внешнего благо­устройства осветительные мачты и светильники, указатели движения, места остановок городского транспорта, участки переходов со светофора­ми, ограничители движения транспорта, временные автостоянки легковых машин, установки для рекламных щитов.

Ширину проезжей части определяют с учетом интенсивности дви­жения транспортного потока и его состава.

В профиле жилых улиц большое значение имеет правильное распо­ложение разделительных полос, отводимых под насаждения. Насаждения в полосах предназначены как для частичной защиты пешеходов от неблаго­приятного воздействия выхлопных газов и пыли, так и для эстетического обогащения архитектурного ансамбля окружающей застройки и создания комфортных условий.

Общая ширина улицы и магистрали определяется в красных линиях.

Красной линией называется линия, проложенная по внешней грани­цы улицы со стороны тротуара, обращенная к застройке. Между красной линией и застройкой устанавливается отступ на магистралях шириной не менее 6 м, на улицах местного значения - не менее 3 м.

Для того чтобы правильно организовать сток атмосферных вод с по­верхности улиц, им необходимо придать уклоны определенной величины. Эти уклоны определяют в зависимости от категорий улицы и типа дорож­ного покрытия.

В местах примыкания газонов к проездам, стоянкам автотранспорта рекомендуется устраивать металлические ограждения высотой до 1 м иразмещать их на территории газона с отступом от края проезда на расстоя­нии 0,3 м.

Благоустройство и озеленение территорий магистралей и улиц

Архитектурно-планировочное решение благоустройства и озелене­ния должно обеспечивать:

— безопасность движения на улицах, магистралях и площадях;

— удобство передвижения пешеходов и транспорта;

— ориентацию в пространстве города;

— соподчиненность и упорядоченность элементов застройки;

—масштаб и ритмическое построение композиции насаждений и элементов благоустройства.

Благоустройство и озеленение улиц определяется их назначением и характером окружающей застройки, учётом всех конструктивных элемен­тов и оборудования. Установлено, что насаждения являются важной и не­отъемлемой частью планировки улиц и играют многообразную роль, улучшая микроклимат среды, повышая архитектурно-художественную вы­разительность города (поселка).

Система озеленения и цветочного оформления улиц и площадей ландшафтно-планировочная организация территории разрабатывается с учетом:

— взаимосвязи всех объектов уличной сети и магистралей;

— типов объёмно-пространственной структуры — открытые, полу­открытые, закрытые пространства - и типов садово-парковых насаж­дений;

— ассортимента древесно-кустарниковых и травянистых растений.

Элементами озеленения магистралей и улиц являются газоны, цвет­ники, деревья и кустарники. Они размещаются в разделительных полосах, расположенных по оси проезжей части, между проезжей частью и тротуа­ром, на «островках» у перекрестков, у входов в общественные и торговые здания, вблизи домов, в отступах от красной линии, в палисадниках. Вот основные типы садово-парковых насаждений: ряды деревьев, живые изго­роди, небольшие компактные группы деревьев и кустарников, одиночные экземпляры растений, участки газона, цветники.

Насаждения предусматривают в виде:

- одиночно, группами и рядами деревьев и кустарников, цветников и газонов в полосах вдоль проезжих частей и тротуаров;

- древесных лиан и вьющихся травянистых как вертикальное озеле­нение фасадов зданий, осветительных мачт, подпорных стенок и лестниц;

- различных «вставок» из цветочных растений на «островках» у пе­рекрестков, а также одиночных экземпляров деревьев или кустарников на широких тротуарах, у подходов к общественным и торговым зданиям;

- растений в декоративных бетонных и керамических вазах на газо­нах, тротуарах, перед входами в здания.

При разработке проектных решений по озеленению и благоустройст­ву необходимо учитывать три основные группы факторов: природно-климатические, антропогенные и эстетические.

-Насаждения, проектируемые на территориях улиц и магистралей, в значительной мере могут регулировать поток солнечной радиации, осо­бенно в южных городах. При этом большое значение имеют состав и кон­струкция насаждений, величина и плотность крон растений- плотные, ажурные, сквозистые.

-Большое значение имеет ориентация улиц по сторонам света. При меридиональном направлении улиц- отклонение от меридиана ± 20°— и равномерном их освещении рекомендуется размещение деревьев вдоль тротуаров по обеим сторонам улицы. При широтном направлении - под углом к меридиану 70...90°- необходимо обеспечить защиту пешеходов от лучей солнца с одной стороны, так как затенение одного из тротуаров обеспечивается зданиями или насаждениями за красной линией

-С помощью насаждений на улицах и магистралях можно частично ослабить силу ветра. На сильно продуваемых участках рекомендуется пре­дусматривать ветрозащиту. Скорость ветра снижается также при размещении групп деревьев — лучше ажурной конструкции - в сочетании с группами кустарников

-Установлено, что насаждения способны уменьшить содержание вредных примесей в воздухе.

-В условиях магистралей, улиц и площадей большое значение имеет регенерация кислорода растениями в атмосферу, так как транспортные средства поглощают огромное количество кислорода. Производительность газообмена зависит от возраста и видового состава насаждений.

-Важным фактором является шумовой режим территории. На магистралях с интенсивным движением для защиты от шума пе­шеходных тротуаров являются полосы насаждений между тротуаром и проезжей частью шириной не менее 10... 15 м, состоящие из нескольких рядов деревьев и кустарников.

-На магистралях, проходящих через общественный торговый центр, предусматривают широкие тротуары, до 15...20 м, обеспечивающие бес­препятственный подход к зданиям и остановкам общественного транспор­та. На тротуарах могут проектироваться одиночные деревья в лунках и прерывистые участки газона различной конфигурации - овал, круг, прямо­угольник - с группами деревьев и кустарников, а также вазоны с цветоч­ными растениями.

-На перекрестках и поворотах улиц посадки деревьев и кустарников не должны мешать пешеходам и водителям автотранспорта видеть дорогу и движущийся транспорт. Высота растений должна быть не более 0,6...0,8м, в пределах так называемого "треугольника видимости".

-На жилых улицах с местным движением проектируют бульварные полосы, шириной от 16 до 30 м, размещаемые как по оси улиц, так и с обеих сторон вдоль проезжей части.

-Проектирование озеленения палисадников или придомовых полос -между тротуаром и зданием - ведут с учетом общего решения озеленения улицы.

-Немаловажное значение имеет композиционная связь уличных насаждений с насаждениями за пределами красных линий, например, у границ микрорайонов. При озеленении улиц можно использовать весь набор формирования насаждений в разнообразных сочетаниях. На композиционно более важных участках для достижения быстрого санитарного, гигиениче­ского и декоративного эффекта рекомендуется использовать крупномер­ные деревья и кустарники.

-Строгость отдельных представительных участков магистралей и улиц достигается регулярными приемами плоскостного цветочного оформления - круг, квадрат, прямоугольник - в сочетании с низкими стри­жеными бордюрами кустарников. На парадных объектах используют сменное цветочное оформление - «наборные цветники» в емкостях, горш­ках, установленных в контейнеры.

Повышение жизнестойкости растений на объектах озеленения с вы­сокой посещаемостью обеспечивается следующими мероприятиями:

- организация направленного движения посетителей;

- ограждение стволов деревьев специальными "станками", а в местах массового посещения скамьями, каменными бордюрами, насыпкой гравия в лунки и т. п.;

- использование ассортимента растений, устойчивого к сильному уп­лотнению почвы поднятие «растительного уровня» над пешеходным уровнем в мес­тах интенсивной посещаемости- каменные вазы, приподнятые над тро­туаром участки, ограниченные бордюром;

- выделение специальных технических полос, свободных от расти­тельности, для складирования снега, что позволит снизить влияние хлори­дов на растения; размер полосы зависит от ширины проезжей части улицы;

- размещение деревьев в полосах шириной не менее 2,5.. .3 м для од­норядной посадки и 5...7 м для двухрядной;

- размещение насаждений в зависимости от сооружений инженерно­го оборудования улиц

- соблюдение интенсивной агротехники ухода за насаждениями с учетом специфики городской среды.

При проектировании насаждений на магистралях и улицах необхо­димо строго придерживаться расстояний между деревом и сетями комму­никаций, стенами зданий, оградами и т. п. Важное значение имеют разме­щение растений в пространстве и расстояние между ними. Необходимо учитывать развитие крон деревьев в возрастной динамике и учитывать их биологические особенности роста и развития.

Бульвары

Бульвары - озеленённые территории линейной формы, создаваемые вдоль магистралей, жилых улиц и набережных, пешеходных трасс в жилых районах. Бульвары предназначены для пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха населения.

В градостроительной практике сложилось несколько типов бульва­ров в городской среде:

-бульвары вдоль улиц и магистралей, преимущественно районного значения;

-бульвары вдоль набережных по берегам рек и водохранилищ, озёр, морей - приморские бульвары;

-бульвары в виде колец, охватывающие центральные части историче­ских городов и созданных на месте укреплений - валов.

По своей планировке бульвары могут подразделяться на:

-бульвары с регулярной планировкой и симметричным размещением основных садово-парковых дорог и аллей

-бульвары с асимметричным размещением главной аллеи;

-бульвары со свободной планировкой, включающей элементы регу­лярной и ландшафтной планировки

Протяженность и ширина буль­вара определяются в зависимости от класса магистрали и улицы, ее плани­ровочного решения и архитектуры прилегающей застройки. Все сооружения должны гармонично сочетаться с зелёными насаждениями, как главным планировочным компонентом территории.

Входы на бульвар следует предусматривать по длинным его сторо­нам через каждые 150...300 м. На магистралях районного значения и на улицах с интенсивным движением входы на территорию бульвара необхо­димо увязать с пешеходными переходами и остановками общественного транспорта. С короткой стороны бульвара- "оголовок" - устраивают глав­ный вход в виде широкой площадки, где проектируют фонтан, клумбу или устанавливают памятник.

Бульвары на магистралях с интенсивным движением транспорта необходимо смещать от оси магистрали, между проезжей частью и тротуа­ром, например, в сторону торгового центра или в сторону жилой застрой­ки. На оживлённых магистралях возможно устройство двух бульварных полос относительно оси улицы. Это связано, прежде всего, с доступностью территории бульвара для пешеходов. Бульвары на жилых улицах могут размещаться по оси улицы.

В центрах городов создаются бульвары-эспланады, с преобладаю­щим партерным решением для выявления архитектурно-художественных качеств застройки. Преобладает открытый тип пространственной структу­ры насаждений.

Главными планировочными элементами бульваров являются: основ­ная пешеходная дорожка (планировочная ось), второстепенные и дополни­тельные дорожки для кратковременного отдыха, входы в виде широких дорожек или площадок. Ширина дорожек устанавливается в зависимости

от интенсивности движения пешеходов. У входов на площадках и вдоль главной дорожки реко­мендуется размещать скамейки для отдыха, фонтаны и бассейны. Основ­ная дорожка бульвара должна иметь прочные конструкций одежды, с по­крытием из плиток или щебеночных специальных смесей. Второстепенные дорожки могут иметь щебеночные покрытия из специальных смесей.

При проектировании бульваров на улицах и магистралях следует учитывать, что насаждения должны играть как декоративную, так и сани­тарно-гигиеническую, защитную роль. По периметру бульварных полос со стороны проезжей части предусматривают деревья и кустарники, устойчи­вые к воздействию пыли и газам.

При проектировании бульваров плотность (густоту) посадок, а также возраст и размер посадочного материала устанавливают индивидуально, в зависимости от назначения бульвара и его местоположения в городской среде.

Бульвары на набережных. Такого типа бульвары активно формиру­ют среду и придают ей своеобразный характер.

Бульвары вдоль берегов рек, озёр, морей во многом по своей плани­ровке и назначению напоминают широкие бульвары на улицах в жилых районах. Однако их отличие состоит в том, что они непосредственно при­мыкают к береговой линии одной из своих сторон и визуально должны объединять приречные ландшафты и городскую среду. Такие «линейные» сады создают и на берегах крупных водоемовМожно выделить три основные схемы планировки набережных-бульваров:

1) симметричная, с центральной аллеей;

2) асимметричная - планировочная ось смещена в сторону берего­вой линии;

3) свободная - на широких полосах свыше 50 м.

Бульвары, или линейные сады, по набережным не рекомендуется со­вмещать с транспортным движением магистралей. Береговую линию и по­лосу вдоль реки или озера (моря) необходимо использовать исключитель­но для отдыха и прогулок. Входы следует предусмотреть как по длинной стороне, вдоль береговой линии, так и на коротких сторонах, ограничи­вающих территориюНа территории бульвара-набережной преду­сматривают площадки отдыха, с которых раскрываются перспективы на водную гладь. Частью планировки такого сада являются спуски к воде в виде лестниц, а также причалы, автостоянки, кафе и др.

Объёмно-пространственная структура насаждений бульваров на на­бережных представляют в основном открытый и полуоткрытый типы. В условиях избыточной солнечной радиации необходимо предусмотреть за­крытые пространства, особенно на участках массового отдыха и по прогу­лочным аллеям.

ГОРОДСКИЕ СКВЕРЫ

Скверы - объект ландшафтной архитектуры, компактная озеленён­ная территория, от 0,2 до 2,5 га, предназначенная для архитектурно-худо­жественного оформления отдельных частей города, городских площадей, общественных и административных зданий, монументов, транспортных развязок, а также для повседневного кратковременного отдыха населения и транзитного пешеходного движения.

Основные типы скверов:

а)для тихого отдыха и прогулок, расположенные в жилой застройке между домами, на участках жилых улиц;

б)открытые участки - «скверы-фойе» перед театрами, музеями, ад­министративными зданиями;

в)выставочные, вблизи общественных зданий - скверы цветов,скульптуры;

г)декоративные скверы, небольшие участки перед зданиями;

д)скверы-развязки транспортного движения.

По месторасположению скверы подразделяются на:

- скверы на площадях и городских улицах, в общественном центре города

- скверы в жилых районах, на улицах, в общественном центре района.

Скверы на площадях решаются как открытая ландшафтная компо­зиция с большим удельным весом газонов и цветников, иногда, водоёмов и фонтанов.

Скверы общегородского значения на площадях являются чрезвы­чайно ответственными и представительными объектами ландшафтной ар­хитектуры и должны решаться на высоком архитектурно-художественном уровне. Центром композиции таких скверов является площадка, в центре которой размещается фонтан, скульптурная композиция, орнаментальный цветник или модульный цветочный сад. Площадка должна быть доступна для посетителей, иметь удобные подходы в виде садово-парковых дорожек достаточной ширины с покрытием из декоративных прочных на износ плиток. Как правило, такие дорожки используются для транзитного дви­жения пешеходов.

На площадке организуется кратковременный отдых, устанавливаются скамейки с урнами. Дорожки размещаются по диагонали, крестообразно, свободно, в зависимости от ситуации. Главное обеспечить удобство пере­движения пешеходов.

Насаждения такого сквера должны быть подчинены общему композиционному замыслу и в то же время отличаться высокой степенью декоративности. В ряде случаев используются цветники в форме перетекающих лент или в виде модулей - шестигранники, круги с наплы­вами друг на друга и т. п. Газон должен быть партерным, безукоризнен по панировке, по однородности окраски и подчёркивать композиции древес­ных растений и цветников.

Скверы в жилых районах. Скверы в жилой застройке решаются как замкнутая композиция, со стороны улиц предусматривается размещение плотных групп деревьев и кустарников. Ландшафтная организация терри­тории сквера в жилой застройке должна обеспечивать пешеходное движе­ние, места отдыха, оптимальное размещение растительности и малых ар­хитектурных форм. Скверы размещаются, как правило, у зданий культур­но-бытового и торгового назначения. На территории таких скверов преду­сматриваются площадки для отдыха взрослых и для детей с соответст­вующим оборудованием.

Площадки должны быть изолированы от транзитного движения пе­шеходов и от внешних границ сквера. Если сквер примыкает к магистрали районного значения, то площадки для детей не устраиваются. Планировка такого сквера может быть регулярной или свободной композиции. Тип са­дово-парковых насаждений - компактные группы деревьев (3-5 в группе),ряды деревьев и живая изгородь со стороны улицы.

На территории скверов запрещено размещать какую-либо застройку.

Городские сады

Городской сад- объект ландшафтной архитектуры, структурный элемент системы озеленения, территория, предназначенная преимущественно для прогулок, повседневного, тихого отдыха населения. Сады предусматривают в общественных центрах, у культурно-просветительных учреждений, у выставок, на территории крупных больничных комплексов, на территориях жилых районов, промышленных предприятий.

По современным градостроительным представлениям сады класси­фицируются на следующие категории или типы:

Общегородские сады, предназначенные для прогулок, общения, раз­влечения и отдыха, размещаемые в центральных районах города. Сад включает летнюю эстраду, тир, аттракцио­ны, площадки тихого отдыха. Примеры: сад им. Баумана в Москве, 3,8 га; сад им. Горького в Ростове-на-Дону, 8 га.

Сады при зрелищных учреждениях, при театрах, выставках, при концертных залах предназначены для прогулок, ожиданий, встреч, отдыха. Такого типа сады создаются при театре, концертном зале, клубе. На территории организует­ся площадка-фойе перед зданием, прогулочные дорожки с площадками кратковременного отдыха. Примеры: сад "Эрмитаж", 4,8 га, и сад "Аквари­ум", 3,2 га, в Москве; Измайловский сад, 1,5 га, в Санкт-Петербурге.

Сад для отдыха и прогулок в городе, вклю­чающий павильоны для тихих игр, выставочные сооружения, читальню, водоём. Проектируется с учётом изоляции от шумных магистралей, с раз­нообразными типами садово-парковых насаждений, их объёмно-пространственной структурой. Примеры: Михайловский сад, 9,6 га, - в Санкт-Петербурге; Александровский сад, 6 га, - в Москве.

Сад при памятниках архитектуры, при крупных правительствен­ных комплексах, в исторической зоне города. Предназначен, в основном, для осмотра достопримечательностей, для прогулок, транзитного движе­ния пешеходов и кратковременного отдыха. Включает какие-либо архи­тектурные памятники истории, скульптуру, мемориал, фонтан. Разрабатывается по принципам регулярной композиции планировки аллей и дорог. Включаются в элементы композиции живописные группировки древесных растений в сочетании с партерного типа газоном. Примеры: Летний сад, 11,6 га; сад-партер Марсово Поле, 11 га; сад при Смольном, 8,9 га,- в Санкт-Петербурге.

Кроме того, к садам можно отнести специализированные объекты ландшафтной архитектуры, такие, как: сады скульптур, сады декоративно-прикладного искусства, каменистые сады в крупных парках, сады на крышах, цветущие сады монокультур в крупных парках - розариумы, сирингарии. Проектирование такого типа садов выполняется методами и приё­ме ландшафтного дизайна, когда в зависимости от поставленных задач детально прорабатываются отдельные элементы - растения, композиции из камня, скульптура и т. п.

При разработке проекта городского сада необходимо исходить из положения, что основой планировки и композиции территории являются насаждения, выразительные формы рельефа- искусственные и естествен­ные водные устройства

В композиции город­ских садов большое значение имеет вода. Это прежде всего, фонтаны, кас­кады, декоративные водоёмы в форме "водных партеров" .

В условиях городской среды важным компонентом создаваемого са­дово-паркового ландшафта сада являются малые формы архитектуры и де­коративные элементы из дерева, естественного камня, мощения.

Городские сады рассчитаны на массовое посещение. Поэтому их планировочная организация должна включать крупные по размерам пло­щадки, развитую дорожную сеть, иметь достаточное количество оборудо­вания, высокий уровень инженерного благоустройства. Территорию городских садов необ­ходимо изолировать от отрицательного воздействия внешней среды. В свя­зи с повышенной нагрузкой сады в центрах городов отличаются более вы­соким уровнем благоустройства, имеют развитую дорожную сеть, большие габариты дорог, ограничения в пользовании газоном.

При проектировании садов для прогулок и отдыха в жилых районах рекомендуется организация открытого пространства в центральной части территории, а по периферии- плотные по структуре насаждения из де­ревьев и кустарников в куртинах и группах. Основные площадки для от­дыха рекомендуется размещать в глубине зеленого массива. Как правило, в защите от воздействия внешних неблагоприятных факторов среды от при­легающих магистралей нуждаются периферийные участки сада. классификация городских парков

Городской парк - это объект ландшафтной архитектуры, представ­ляющий собой крупный массив зелёных насаждений на территории, орга­низованной в определённую объёмно-пространственную композицию. Парк - озеленённая территория многофункционального или специализиро­ванного направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенная для массового отдыха населения горо­да.

Существуют различные типы парков. Парки классифицируются по своим функциям, по местоположению в планировочной структуре города, по природным условиям. Парки в городе могут иметь историческое значе­ние, являться объектами-памятниками садово-паркового искусства.

По своим функциям парки подразделяются на:

-многофункциональные парки

- парки культуры и отдыха, ПКиО;

-специализированные парки— спортивные, детские, прогулочные,парки-выставки, мемориальные, научно-просветительные, этнографиче­ские, ботанические и зоологические парки, парки-памятники садово-пар­кового искусства; санаторно-курортные — парки в городах-курортах.

По местоположению в планировочной структуре города парки под­разделяются на: общегородские (центральные) и районные (в жилых рай­онах).

По природным особенностям и условиям ландшафта парки класси­фицируются на: нагорные, приморские, по берегам и склонам рек, парки на основе лесной растительности (лесопарки); гидропарки, на основе водных систем рек; лугопарки, на основе открытых пространств лугов.

Кроме того, выделяются загородные парки, парки сельские в посел­ках, агропарки; бизнес-парки- на территории крупных промышленных комплексов.

В особую группу можно выделить национальные парки, парки-заповедники, дендропарки.

Наши рекомендации