Пантеон и Колизей как вершины римской архитектуры
Пантеон - "храм всех богов" в Риме, памятник архитектуры, построенный в II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой (в надписи на фронтоне указано имя Агриппы), зять императора Августа, думал посвятить его Августу. Однако тесть постеснялся стать богом при жизни, и храм посвятили семи небесным богам. После пожара император Адриан соорудил на этом же месте новый, используя колонны от храма Агриппы. Центром замысла нового храма был круглый зал - оригинальное слово в архитектуре тех времен. Император хотел, чтобы облик храма говорил о незыблемости империи, и чтобы человек, находящийся в нем, чувствовал себя в центре вселенной. Для этого был создан нетипичный для античных культовых строений грандиозный купол (диаметр свыше 43 м), с круглым отверстием на вершине диаметром 9 м. Это "око", глядящее в небо, является единственным источником освещения в храме.
Римское искусство уступало греческому искусство в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.
Пантеон - "храм всех богов" в Риме, памятник архитектуры, единственное античное сооружение Рима, дошедшее до наших дней не в руинах. Датой его заложения считают 27 г. до н.э., хотя первое здание уничтожил пожар между 118 и 125 гг. н.э., и после его заново отстроили во II веке н.э. при императоре Адриане. Пантеон построен Марком Випсанием Агриппой (в надписи на фронтоне указано имя Агриппы), зятем императора Октавиана Августа. Изначально Агриппа думал посвятить его Августу, однако тесть постеснялся стать богом при жизни, и храм посвятили семи небесным богам.
Центром замысла нового храма был круглый зал - оригинальное слово в архитектуре тех времен. Император хотел, чтобы облик храма говорил о незыблемости империи, и чтобы человек, находящийся в нем, чувствовал себя в центре вселенной. Для этого был создан нетипичный для античных культовых строений грандиозный купол (диаметр свыше 43 м), с круглым отверстием на вершине диаметром 9 м. Это "око" является единственным источником освещения в храме. Оно также должно было служить своего рода "окном в небеса" так, чтобы во время молитвы верующие могли обратить свои взоры непосредственно к небу, где жили боги.
Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении восьми лет, в 72—80 годах, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colosseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане). При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.
Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.