Европейский опыт формирования концептуальных подходов к развитию синтетических Центров творчества в начале ХХ века
Для культурной жизни Германии и Австрии начала XX века характерно появление «предвестников» синтетических Центров искусств. Симптоматично, что синтетические идеи, закономерно развивавшиеся в русле модерна, нашли продолжения в становлении интернационального стиля. Теоретический и практический опыт охватывал синтез пластических искусств (и их прикладных форм) на основе архитектуры.
Стремление к синтезу искусств концептуально проявилось в известной колонии художников Матильденхоэ в Дармштадте (арх. И. Ольбрих, П. Беренс, 1899 г.). Выставку Веркбунда в Кельне (1915 г.), где здания строились по проектам В. Гропиуса, Б. Таута и А. Ван де Вельде, определила идея широкого влияния художественного творчества на индустриальное производство. Создание Вайссенхофского поселка в Штутгарте (1927 г.) под руководством Л. Мис ван дер Роэ (П. Беренс, В. Гропиус, Ле Корбюзье, Б. Таут, X. Шарун, М. Штам), явилось своего рода манифестом искусства авангарда 20-х годов. Этот ансамбль, объединенный одной художественной идеей, скоординировал усилия разных мастеров «и сплотил их в общей последовательно проводимой идеологической линии» на базе архитектуры.
Архитектура понималась как обширная в пространственном отношении и сконцентрированная в творческом плане сфера деятельности всех искусств. Она «охватывает всю совокупность внешнего окружения человеческой жизни, она означает формирование и преобразование, в соответствии с человеческими потребностями, всего лица земли», – провозглашал в одной из своих лекций У. Моррис. Архитектура – это «красота земли». Ее содержание шире обычных определений. «Именно... соединение искусств, взаимно помогающих друг другу и гармонично друг другу соподчиненных, я считаю Архитектурой и, употребляя сегодня это слово, буду подразумевать такое, а не более узкое его значение», – так формулировал он положение теории синтеза [124, С. 9].
Становление концепции ЦИ было связано, прежде всего, с трансформацией сложившегося стереотипа музея. Крупный немецкий архитектор XIX века Г. Земпер, автор программы «практической эстетики», разработал теоретические предпосылки преобразования принятой традиции искусств, препятствующей их проникновению к широким слоям общества. Суть нового подхода он видел в изучении истоков творчества, когда обнаруживается, что графика, живопись, скульптура и архитектура ведут свое происхождение от художественных ремесел древности и в свой исходной форме синкретичны как пластические искусства. Охватить все сферы практической эстетики, «включая архитектуру и все прочие виды искусства», по мнению архитектора, можно с помощью четырех художественных собраний – керамического, текстильного, столярного и плотничьего ремесла, каменных работ и конструкций. Их «взаимодействие и взаимосвязь» Г. Земпер рекомендовал изучать в собраниях специально выполненных для этого наглядных моделей исторических памятников [124, С. 210].
В качестве реального воплощения своих идей Г. Земпер предлагал использовать «Остекленный вакуум» – пустующий после закрытия Всемирной выставки 1851 года павильон Хрустального дворца Дж. Пэкстона. Он привлекал своими обширными пространствами, которые разумно использовать для разноплановых экспозиций, а также самим революционным, устремленным в будущее духом сооружения.
Другим идеологом музея нового типа выступил О. Вагнер, который отвергал «музейное» творчество в пользу периодически обновляемой экспозиции. Ключевым условием жизнеспособности музея архитектор видел в замене штата музейных экспертов коллегиями художников, делегатов от различных цехов искусства, которые будут согласованно отбирать каждые пять лет те произведения, которые, по их мнению, определили развитие эстетики на данном отрезке времени. Предполагались не залы отдельных мастеров, школ или течений, а залы художественной среды, создаваемой мастерами разной специализации. О. Вагнер отрицал представление о музее как хранилище существующих в себе объектов и мыслил скорее коллекцию «совокупных художественных произведений». Также он отвергал и само название «музей», предпочитая выражение «дом искусства» или более динамичную в вопросах организации новых экспозиций галерею, которая сможет представить ясную картину развивающегося художественного процесса современности.
Для своей «Галереи произведений искусства нашей эпохи» он спроектировал в 1900 году низкое, всего в два этажа, протяженное здание, без каких-либо выраженных в композиции отдельных объемов. Майоликовый фриз с надписью, введенный им по всей длине фасада на уровне второго этажа, подчеркивал как бы ленточную, постепенно разворачивающуюся организацию внутренних пространств. Интерьер своей галереи О. Вагнер принципиально оставил незавершенным, лишь разделив его на 20 равных помещений, соответствующих 20 пятилетиям наступившего XX века, и предполагая его последовательное оформление в будущем согласно обновляемым эстетическим критериям. Каждое помещение должно было со временем заполняться живописными, скульптурными и архитектурными экспонатами, образующими совместно с изделиями декоративно-прикладного искусства интегральную пространственную композицию [124, С. 213-214].
Подобный проект Музея изобразительного искусства, архитектуры и художественных ремесел разрабатывал австрийский архитектор и теоретик К.Зитте, рассматривая свой проект как грандиозную иллюстрацию к вынашиваемому им научному замыслу создания семитомного исследования происхождения и развития всех художественных форм, к «Совокупной истории искусства». Но если «Башня голландца», как К.Зитте назвал свой музей, целиком посвящалась искусству прошлого, то галерея О. Вагнера была целиком ориентирована на союз архитектуры с другими видами художественного творчества в настоящем и будущем.