Звук. Музыкальное «поле». «Звучание» и «тишина» архитектуры

Связь архитектуры и музыки по праву можно считать одной из самых дискутируемых синестетических аналогий. Архитектурно-музыкальная интеграция основана на родстве приемов композиции и сходстве художественного впечатлении, а музыкальность адресует к временному аспекту, характеризуя восприятие в движении. Музыкальное «поле» архитектуры многослойно: акустическое явление, «изображение» звучания архитектурным языком, организация пространства по аналогии с музыкальным произведением. В аллегорическом смысле уместно рассуждать о «созвучии» нового произведения «музыке» существующего пространства. «Звучание» архитектуры в индивидуальном восприятии может быть тихим или громким, вероятно, даже «низким» или «высоким», воплощаться одной темой или рождать полифоническое произведение, в крайних состояниях приближаясь к какофонии или шуму (табл. 24).

В функциональном ключе звук как первоисточник музыки задействован в помещениях для исполнения произведений и в открытых пространствах, что требует специальных объемно-пространственных решений, технологических систем, благоприятных условий для восприятия. В художественно-символическом ракурсе музыка трактуется на уровне архитектурного приема или образной метафоры, рождая «музыкальную» архитектуру, которая выражает время и предполагает темпоральные переживания своего адресата. Музыкальность может стать принципом авторской системы проектирования, или быть основой реального сотворчества архитектора и музыканта, примерами которого явились произведения Я. Ксенакиса, создавшего уникальный метод записи нот языком архитектурной графики (табл. 24).

Когерентность в аспекте интегральной выразительности

Звук, как и свет, показывают нам ценное свойство когерентности, основанное на волновой природе и ведущее к феномену усиления воздействия этих факторов на человека. «Образ, в котором все элементы формы согласованы друг с другом и с содержанием, называется когерентным. Именно такие, когерентные образы до глубины души волнуют людей, не лишенных эстетического чувства», пишет в статье «Когерентные города» К. Лидин [138].

Понятие когерентности сформировалось в начале XIX века после опытов английского ученого Томаса Юнга: две световые волны от разных источников падали на экран и складывались когерентно, т.е. согласованно, упорядоченно во времени или в пространстве. Сами волны могут быть различной природы.Пример когерентных во времени звуковых волн – музыка. Каждый звук мелодии, его высота, продолжительность и сила находятся в строго определенном соответствии друг с другом. Ослабление когерентности мы воспримем как фальшивое звучание, а ее полную потерю как шум. Собственно, когерентность и отличает мелодию от бессвязного набора звуков [324].

«Наш мир устроен таким образом, что каждая частица вещества может проявлять свойства волны. Такие волны называют волнами материи или волнами де Бройля», пишет в статье «Когерентные волны материи» доктор физико-математических наук. Д. Паращук [324]. Д. Паращук отмечает, что «когерентные волны многих и многих атомов могут занять одну область в пространстве, образуя как бы сверхатом – набор огромного числа волн де Бройля. На языке квантовой механики это означает, что вероятность обнаружить когерентные атомы в «яркой точке» максимальна.

Свойство когерентности входит в современную теорию и практику градостроительства для формирования наиболее значимых в городской среде общественных пространств. Для этого исследуются свойства образов и методы придания им когерентности. К. Лидин отмечает: «На повестке дня стоит уже не кустарное, а промышленное изготовление когерентных образов. Волнующий, сильный образ больше не должен появляться в результате редкой творческой удачи, требующей особого таланта и долгих поисков на ощупь. Любая вещь, любой элемент среды обитания должны стать носителями высокой красоты [138]. При этом исследователь высказывает мысль, что «огромный объем городского пространства, в образном плане сохраняющего природную когерентность, надежно защищает комфортность города от ошибок архитектурно-строительного комплекса» [138].

Наши рекомендации