Глава 3 пространственно-временная
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ235
3.1 Теоретические и методологические аспекты
пространственно-временной интеграции 236
3.2 Пространственно-временное поле художественной интеграции 241
3.3 Пространственная художественная интеграция 245
3.4 Художественная интеграция во времени 274
3.5 Пространственно-временная художественная интеграция 286
3.6 Интегративная роль промежутка в современной архитектуре 307
Выводы по Главе 3 314
ГЛАВА 4 ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВА
В НОВЕЙШУЮ АРХИТЕКТУРУ317
4.1 Теоретические предпосылки художественной интеграции
в архитектуре 317
4.2 Художественное интеграционное «поле» архитектуры 339
4.3 Традиционные художественные факторы интеграции 345
4.4 Художественные факторы мультимедиа, цифрового искусства
и дизайна 358
4.5 Факторы концептуального творчества 374
4.6 Гуманистическое и естественно-природное начала интеграции 383
Выводы по Главе 4 402
ГЛАВА 5 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТОРА4045.1 Теоретические аспекты интеграции
современной архитектурной деятельности 405
5.2 Методологические аспекты интеграции
современной архитектурной деятельности 433
5.3 Персонально-личностное поле художественной интеграции 451
5.4 Современные авторские концепции архитектурно-художественной
интеграции 454
5.5 Художественный язык современного архитектора 534
Выводы по Главе 5 544
ГЛАВА 6 КОНЦЕПЦИЯ «ПОЛЕЙ» ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЕ.
МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ5506.1 Концепция «полей» художественной интеграции
в новейшей архитектуре 550
6.2 Основания художественной интеграции 554
6.3 Стратегии художественной интеграции в новейшей архитектуре 555
6.4 Принципы художественной интеграции в новейшей архитектуре 556
6.5 Модель художественной интеграции в новейшей архитектуре 560
Выводы по Главе 6 562
ЗАКЛЮЧЕНИЕ565Библиографический список 572
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Разработка концепции художественной интеграции, заявленная настоящим исследованием, является актуальной для новейшей архитектуры как путь решения фундаментальной проблемы утраты целостности и потери художественных качеств архитектурной деятельности и архитектурной среды. Художественная интеграция трактуется как необходимая теоретическая концепция реализации многомерного художественного потенциала среды, путь взаимосвязанного осмысления современных процессов индивидуализации и глобализации архитектурного творчества, средство образно-символической коммуникации, способ нахождения межсистемных связей в контексте современных направлений архитектурной науки.
Архитектурное произведение достигает наибольшей цельности, когда становится синтезом авторской концепции; социальных запросов; эстетических предпочтений общества; градостроительных, объемно-пространственных, функциональных, конструктивных закономерностей; художественных посылов; духа места и ощущения времени. Следовательно, в области архитектурного творчества актуальность исследования заключается в поиске и систематизации базовых оснований для синтеза множества разнородных планов произведения искусства архитектуры.
В аспекте архитектурной коммуникации актуальность исследования заключается в необходимости определения интегрирующих начал, которые позволят сопоставить разобщенные индивидуальные подходы, решения, концепции, различные персонифицированные смыслы, языки в современной архитектурной теории и практике. В связи с активно развивающимися во всем мире процессами глобализации и сопутствующей этому борьбой за сохранение идентичности именно многомерная архитектурно-художественная интеграция выступает как средство диалога и проявляется в коммуникативном пространстве города; в творческих концепциях архитектурной деятельности; в аспекте историко-культурных коммуникаций, а также в методике архитектурно-художественного образования.
Проблемное поле исследования:
Ряд фундаментальных проблем современной архитектурной науки и проектной практики связан с потребностью в целостных решениях на основе художественного подхода в новейшей архитектуре.
Наиболее общей является проблема частичной потери ориентиров профессиональной деятельности архитектора и нивелирования приоритетов общекультурной сферы в целом – процесс, который во многом продиктован нарастающим индивидуализмом и разобщенностью. В настоящее время встает проблема утраты архитектором ремесла в высоком значении, своеобразной «интуиции профессии», что во многом уже поколебало основания архитектуры.
Нивелирование собирательной роли зодчего обусловило наметившийся разрыв основополагающей связи: теория – практика – образование. Кризис предельной индивидуализации спровоцировал проблемы отсутствия единого стиля и общепринятого профессионального языка, единых стандартов и подходов в сфере образования; трудности в типологической классификации объектов новейшей архитектуры. Кардинальные изменения в архитектурном сознании повлекла трансформация научной и культурной парадигмы в развитии принципов многополярности, нестабильности и неопределимости систем и нелинейной логики структурных построений. Так, например, известный принцип деконструкции перешагнул рамки соответствующего направления и часто фигурирует сегодня как универсальный прием формообразования, лишенный теоретического каркаса.
Ситуация вседозволенности приводит архитектуру к немыслимой в прошлом свободе, в первую очередь, – к свободе формообразования, или формы как таковой в широком смысле. Наряду с эти проявляется чрезмерная увлеченность внешним эффектом, зрелищностью, своеобразной «фотогеничностью» архитектуры. Выразительность архитектуры приобретает черты рекламного хода, не связанного с гуманистическими задачами организации пространственной среды, в чем уже обнаруживается разрыв с традиционными целями профессии.
Глобализация как всеохватный фактор нашего времени предопределяет нивелирование региональных черт, самобытности и уникальности поселений и ландшафтов различных культур, что также рождает проблему разрушения идентичности и необходимость переоценки ценностей. Развитие и взаимное влияние смежных творческих областей привело к взаимопроникновению архитектуры и дизайна, что добавляет сложности в самоопределение профессии. Дизайн все активнее приобретает черты универсального проектного метода, перешагивая границы предмета промышленного производства. Сегодня правомочно рассуждать о средовом дизайне или о предметном дизайне архитектурного объекта.
Следующим активатором проблемного поля можно обозначить приоритет технологий в плане их реального физического действия и в аспекте особенностей мышления. Повсеместное внедрение технологий в творческую среду и мышление творческого человека можно считать еще одним важным фактором трансформации изначальных архитектурных установок. С техногенностью и стереотипностью мировосприятия архитектора сопряжены проблемы идентичности среды исторических поселений, а также растворение идентичности самого архитектора. Близкая проблема обозначилась и в отношении естественно-природной сущности архитектуры, к возврату которой призывают различные бионические, экологические и энерго- и ресурсосберегающие подходы и направления, установка на устойчивое развитие и, как следствие, на устойчивую архитектуру.
Отчуждение человека от архитектуры стало очевидной глубинной проблемой архитектурной деятельности на уровне автора-архитектора, потребителя-адресата и на уровне произведения, в котором порой чувствуется «омертвение», выключенность из системы естественно-гуманистических потребностей и условий. Этому способствует и развитие компьютерных технологий, которые уже сейчас максимально сокращают дистанцию между замыслом и реализацией, что предполагает более фрагментарную роль архитектора. При этом уход технических компетенций (рисование, черчение) все больше отдаляет его от собственного произведения в плане художественного творчества в традиционном его понимании как творчества рукотворного. Возникает необходимость поиска новых проектных алгоритмов, обеспечивающих сохранение «художественности» при применении новых проектных технологий.
Концептуальная линия современного искусства в совокупности с новыми информационными возможностями задали вектор дальнейшей виртуализации архитектуры, лишения материальности и ясности пространственной организации объектов. Архитектура все больше начинает тяготеть к миру мультимедиа и рекламы. В этой связи исследователи указывают на тенденцию реальности виртуального, которую можно понимать и обратно – как складывание виртуального мира архитектуры, вполне приемлемого для современного адресата. Увлеченность иллюзорной выразительностью выглядит странно в ситуациях частой неустроенности, а порой деградации, исторических городов, их неприспособленности к меняющимся требованиям урбанистического развития.
Во многом вследствие перечисленных метаморфоз профессии наиболее тотальная ситуация сложилась в области художественного значения архитектуры и роли архитектора. Архитектурный объект коммерческой архитектуры далек от воплощения картины мира и не восходит на уровень произведения, а уникальные иконические постройки тяготеют более к области маркетинга и социальной политики. Теряя связи с человеком, средой, ремесленно-художественным способом создания на всех уровнях от эскиза до сооружения, искусство архитектуры часто начинает утрачивать художественное качество.
В настоящее время в архитектурной сфере разрабатываются различные стратегии преодоления негативных факторов техногенной цивилизации, глобализации и всеобъемлющего рынка. Среди них экологическое направление, разнообразные социальные программы, линия нового урбанизма или альтернативные идеи возвращения человека к простым вечным ценностям, психологическому и физическому здоровью в гармонии с окружением. Большинство из этих подходов используют интегративный ресурс, но не имеют художественных ориентиров. Следовательно, необходим поиск, изучение и систематизация художественных проявлений новейших архитектурных течений в их целостном значении.
Таким образом, назрела необходимость разработки нового единого научного подхода к формированию взаимосвязанной системы архитектурной деятельности, достижению художественного единства архитектурного произведения и целостности архитектурной среды с учетом художественных ориентиров. Это определило цель настоящего исследования – разработать концепцию художественной интеграции в новейшей архитектуре.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучитьинтеграционные подходы и художественные аспекты современных научных теорий, на которые опирается новейшая архитектура;
- определить основания художественной целостности и архитектурно-художественного взаимодействия;
- сформулировать концепцию архитектурно-художественногоединства в пространственно-временном контексте;
- выявить основные направления интеграции искусства в новейшую архитектуру;
- проанализировать методологию художественной интеграции в авторском творчестве современного архитектора;
- сформулировать концепцию «полей» художественной интеграции в новейшей архитектуре;
- разработать теоретическую модель и принципы художественной интеграции в новейшей архитектуре.
Гипотезаисследования
В качестве научной гипотезы выдвигается предположение, что концепция художественной интеграции является основополагающей для достижения целостности художественного качества в новейшей архитектуре и базируется на пространственно-временном контексте, художественных началах, индивидуальном творческом видении автора или адресата архитектуры.
Гипотеза основана на следующих утверждениях:
- именно художественная интеграция позволяет соединить разнородные явления целого: архитектурного произведения, архитектурной среды, архитектурной деятельности;
- механизмы художественной интеграции представлены единовременно в феномене авторского творчества архитектора;
- концепция художественной интеграции опирается на утверждение взаимосвязанного существования происходящих в архитектурном творчестве интегративных процессов и процессов дифференциации;
- для теоретического описания концепции введена система «полей» художественной интеграции: пространственно-временного, художественного, персонально-личностного, которые являются метафорами изначально присущих архитектуре многомерных интегральных систем
Предмет исследования –предпосылки, основания, приемы, методы и актуальные тенденции художественной интеграции в творческих концепциях архитектурной деятельности и объектах новейшей архитектуры.
Объект исследования – произведения новейшей архитектуры, современные городские пространства, творческие концепции архитектурной деятельности в их взаимосвязи, современные интегративные подходы и теории в архитектурной науке.
Границы исследования:
Географические: мировой опыт (Европа, Азия, США, Япония, Россия). Хронологические: новейшая архитектура начала XXI века с анализом наиболее близких теме персональных концепций мастеров современной архитектуры и отдельных, центральных для авторского творчества, объектов архитектуры ХХ века; ряд примеров художественного синтеза в архитектуре разных эпох.
Методология исследования является звеном в общенаучной интегральной методологии взаимосвязанного исследования архитектуры, искусства, дизайна среды, философии как феноменов культуры по уровням среды, деятельности, информации и метасистемы их взаимодействия. Методика исследования базируется на структурно-аналитическом методе, восходящем к системному подходу, и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов и звеньев, объединенных общей интегральной концепцией.
Вначале посредством научного анализа и синтеза определены актуальные теоретические ориентиры интегрального подхода в фундаментальной архитектурной науке, в философии и междисциплинарных областях знания. На основе методов историко-культурного анализа и синтеза исследовано современное состояние системы искусства в совокупности актуальных процессов интеграции и индивидуализации, выявлены и систематизированы основания художественной целостности и предпосылки синтеза искусств в истории архитектуры и культуры в целом.
Для учета свойств многополярности, подвижности, нестабильности новейшей архитектуры предложен «полевой» метод исследования. Введена неиерархическая система трех обобщенных «полей»: пространственно-временного, художественного и персонально-личностного, позволяющих разработать концепцию художественной интеграции, сохраняя необходимые степени свободы. Для каждого «поля» выявлены базовые интегральные основания, «центры притяжения», основные интеграционные процессы и их участники. Используемая методика позволила соотнести «полевые» центры и объединить три указанных блока в единую метасистему на основе специфических и универсальных принципов художественной интеграции.
Методика исследования включает разработку авторских классификаций актуальных интеграционных стратегий и синтетических творческих концепций мастеров новейшей архитектуры. Применен экспериментальный метод поиска прикладного значения архитектурно-художественной интеграции в методике архитектурного образования в форме авторских проектных семинаров.
На основе метода теоретического моделирования разработаны модели каждого «поля» художественной интеграции как системы центров и связей, представленных в необходимых слоях и уровнях. Полученные модели сведены в единую объемную модель метасистемы интеграции.